И наконец,
еще один элемент южнокорейской
модели — это оказание государственными
органами всесторонней поддержки
мелкому и среднему предпринимательству,
что способствовало созданию
в сжатые сроки среднего класса.
В то же время, как показал
конец 90-х гг., у южнокорейской
и японской моделей с их
особенно сильным государственным
вмешательствам в рыночный механизм
возникает пониженная приспособляемость
последнего к мировым финансовым
кризисам.
1.3.6 Российская модель переходной
экономики
После длительного
господства административно-командной
системы в экономике России
на рубеже 80-х и 90-х гг. начался
переход к рыночным отношениям.
Исходные позиции
для перехода к рыночной экономике,
сложившиеся к концу 80-х гг. в
России, в целом были неблагоприятными
по следующим обстоятельствам (объективные
факторы):
* крайне высокая (даже для стран
с административно-командной системой)
степень огосударствления экономики,
почти полное отсутствие в
то время легального частного
сектора при неуклонно расширявшейся
«теневой экономике»;
* длительное (на протяжении жизни
трех поколений) существование принципиально
нерыночной экономики, что ослабляло
хозяйственную инициативу большинства
населения и порождало преувеличенное
представление о социальной роли
государства;
* крайне искаженная структура
национальной экономики, где ведущую
роль играл военно-промышленный
комплекс, а роль отраслей, ориентированных
на потребительский рынок, была
принижена;
* неконкурентоспособность преобладающей
части отраслей промышленности
и сельского хозяйства.
Все это было
усугублено отсутствием в обществе
консенсуса по поводу самого
перехода к рыночной системе,
темпов и конкретных способов
этого перехода, что вело к
почти непрерывному социально-политическому
кризису.
Стратегическая
цель переходного периода в
России - это формирование эффективной
рыночной экономики с сильной
социальной ориентацией. Условиями
создания такой экономики являются:
а) преобладание частной собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное государство, обеспечивающее
надежную защиту прав собственности и
создающее условия для экономического
роста;
г) эффективная система социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом
рынке экономика.
Формирование
современной рыночной экономики
в России происходит в условиях
взаимопереплетающихся и взаимоотягощающих
экономических, политических и социальных
кризисов, что затягивает переход
к зрелой рыночной системе
на десятилетия и усиливает
болезненность самих переходных
процессов.
Характеризуя
формирующуюся в России модель
рыночной экономики, следует учитывать
особую геополитическую роль
страны. Россия в социокультурном
плане выступает связующим звеном
между цивилизациями западного
и восточного типа. В экономическом
плане российское общество исторически
сформировалось как восточное
и сохранило, несмотря на смену
политических режимов, следующие
его черты:
* огромную роль государства
как регулятора экономики и
крупнейшего собственника;
* неразвитость частной собственности,
прежде всего на землю;
*отсутствие автономного от государства
гражданского общества:
*неразрывную связь власти и
собственности;
* слабость личной инициативы
при довольно сильных коллективистских
тенденциях.
Сложившаяся в
первой половине 90-х гг. российская
модель рыночной экономики включает
ряд черт, унаследованных из исторического
прошлого. Государство даже после
приватизации немалой части собственности
по-прежнему располагает мощным
государственным сектором в важнейших
отраслях хозяйства. Сохраняется
тесная связь политической власти
и собственности.
Вместе с тем
государство, утратив в ходе приватизации
немалую часть прежних источников
доходов, сохранило непосильный
для него объем финансовых
обязательств, что обусловливает
затяжной кризис госбюджета.
В России не возникало взаимодействия
и разграничения функций между рыночными
структурами и государством, которые постоянно
конфликтуют друг с другом, усугубляя
кризисное состояние экономики. В результате
сложившиеся в переходной экономике России
формы собственности заметно отличаются
от преобладающих в зрелой рыночной экономике.
На многих приватизированных предприятиях
так и не появился эффективный собственник.
Значительное
влияние на экономические процессы
оказывают сложившиеся в предыдущую
эпоху монополистические структуры,
что затрудняет формирование
конкурентной среды; нередко практикуются
и криминальные формы конкурентной
борьбы.
Наряду с неблагоприятным
в целом инвестиционным климатом
в стране ограничение конкуренции
обусловливает медленную структурную
перестройку экономики. Причем начавшийся
переход к открытой экономике
высветил неконкурентоспособность
подавляющего большинства отраслей
обрабатывающей промышленности
и вызвал новый перекос в
отраслевой структуре -- в сторону
топливно-энергетического комплекса
и первичной переработки сырья
(металлургия и химия). Преодоление
неконкурентоспособности российской
экономики потребует длительного времени,
возможно нескольких десятилетий.
Переход к рыночным
отношениям в различных отраслях
и сферах российской экономики
осуществляется крайне неравномерно.
Так, в денежно-кредитной сфере
и торговле происходит быстрое
приближение к уровню стран
со зрелой рыночной экономикой,
тогда как в сельском хозяйстве
в основном сохранились формы
организации производства, унаследованные
от административно-командной системы.
Неравномерным
является также переход к рыночной
экономике в регионах России.
Быстрее всего этот процесс
протекает в Москве, а также
в Санкт-Петербурге и других
крупных городах, где широкое
распространение получило частное
предпринимательство, тогда как
в отдаленных регионах и сельской
местности становление рыночных
отношений идет крайне медленно.
Присущие российской
модели рыночной экономики высокая
криминализация экономической жизни
и уход предпринимательства «в
тень» обусловлены как факторами,
общими для всех стран с
переходной экономикой (конфликты
в ходе перераспределения собственности,
рост коррупции), так и российскими
особенностями.
Чрезвычайно болезненные
гигантские социальные сдвиги, происходящие
в переходной экономике, вызывают
превращение немалой части населения
в маргиналов и люмпенов, которые
становятся легкой добычей криминальных
структур. В эту же сторону
толкает аномия, т.е. разрушение прежних
общественных ценностей, не сопровождающееся
быстрым формированием новой
законченной системы ценностей.
Фактическим проявлением аномии
в обществе является рост преступности,
в том числе экономической.
Характерные для
России деспотизм и отсутствие
демократических традиций порождали
неуважение к закону и недоверие
к любой власти. Немалую роль
играет и упоминавшийся антагонизм
между государством и предпринимательскими
структурами, ведущий к разрастанию теневой
экономики.
На формирование
рыночной экономики в России
оказывают влияние такие факторы,
как склонность немалой части
населения к государственному
патернализму (значительной роли
государства в перераспределении
доходов населения) и общественным
формам присвоения (бесплатному
образованию, медицинскому обслуживанию
и т.д.). Это ведет к сохранению
значительной экономической роли
государства в финансировании
социальных нужд и ограничению
рыночных факторов в социальной
сфере.
Из сказанного
следует, что основанная на сильной
регулирующей роли государства
российская модель рыночной экономики
опирается на ряд долговременных
факторов: преобладание добывающих
отраслей, неконкурентоспособность
большинства обрабатывающих отраслей,
неэффективность сельского хозяйства,
социальное иждивенчество. Эти факторы
в современных условиях сдерживают
функции свободного рынка.
Такая переходная экономика, представляющая
собой шаг вперед по сравнению с административно-командной
системой, со временем должна будет уступить
место зрелой рыночной системе.