Понятие трудового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..……………….2
Теоретическая часть.
Понятие трудового потенциала…………………...……………………..……3
Трудовой потенциал работника…………………………………………..…..5
Сущность человеческого капитала как экономической категории….……..9
Виды человеческого капитала………………………………………….…….13
Источники инвестирования.……………………………………….………….16
Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал.17
Результаты инвестирования……………………………………………………24
Практическая часть……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

эк.тр. курсач.docx

— 178.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………..……………….2

Теоретическая часть.

Понятие трудового потенциала…………………...……………………..……3

Трудовой потенциал работника…………………………………………..…..5

Сущность человеческого капитала как экономической категории….……..9

Виды человеческого капитала………………………………………….…….13

Источники инвестирования.……………………………………….………….16

Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал.17

Результаты инвестирования……………………………………………………24

Практическая часть……………………………………………………………27

Заключение……………………………………………………………………….46

Список литературы…………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие ведущих стран мира привело к формированию новой экономики экономики знаний, инноваций, глобальных информационных систем, новейших технологий. Основу новой экономики составляет человеческий капитал, являющийся главной движущей силой социально-экономического развития современного общества. Человеческий капитал становится главным фактором развития и роста. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Укрепление внутренней экономической безопасности способствует укреплению глобальной экономической безопасности, обеспечению суверенитета страны и самостоятельного пути ее развития.

     Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его     влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.

Объектом исследования является человеческий капитал и его влияние на экономическое развитие.

Теория человеческого капитала и формирующаяся на ее основе экономическая и социальная политика становятся областью соприкосновения и взаимодействия интересов государства, предпринимателей, профсоюзов, партий и других общественных организаций.

Что представляет собою Россия в современном мире? Наконец, как изменился наш человеческий капитал за это время. Из чего складывается человеческий капитал, как создать для него необходимые условия и как приумножить его? Именно эти вопросы будут освещены в данной работе.

 

Теоретическая часть

 

1. Понятие трудового потенциала 
 
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке. 
 
Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. 
 
Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10—15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени. 
 
Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека как: 
 
• специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения); 
 
• главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника — носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ); 
 
• члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами). 
 
В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности. 
 
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений: 
 
• первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития; 
 
• второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей; 
 
• третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки. 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Трудовой потенциал работника 

Трудовой потенциал работника - совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности:

- возраст;

- физическое и психическое здоровье;

- личностные характеристики;

- общеобразовательная и профессиональная  подготовка;

- способность профессионального  роста;

- отношение к труду;

- стаж работы по специальности;

- семейное положение.

 
Трудовой потенциал личности формируется под воздействием таких качеств, как умение и желание трудиться, инициативность в труде и хозяйственная предприимчивость, творческая активность и др. 
 
Таким образом, можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека к труду. 
 
Исходной структурообразующей единицей трудового потенциала является трудовой потенциал работника (личности), составляющий основу формирования трудовых потенциалов более высоких структурных уровней. 
 
Кроме того, следует учитывать два важных обстоятельства. Во-первых, до момента занятости человека трудом говорить о его рабочей силе можно лишь условно как о физической и духовной трудоспособности вообще, как о возможном потенциальном трудовом вкладе. Во-вторых, результат использования индивидуальной рабочей силы — это реальный трудовой вклад работника, он выражается в конкретном продукте, а также в определенном уровне эффективности труда, достигнутом работником. 
 
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знании и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п. 
 
Трудовой потенциал работника включает: 
 
• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.; 
 
• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности; 
 
• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда. 
 
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов. 
 
Пирамида Маслоу (рис. 18.1.2) показывает, что чем организованнее, мотивированнее человек, тем выше его трудовой потенциал. 
 
Трудовой потенциал работника является исходной точкой, определяющей его дальнейшее трудовое поведение. Разграничение потенциалов работника имеет важный практический смысл. Результативность труда рабочих зависит от степени взаимного согласования в развитии квалификационного, психофизиологического и личностного потенциалов, механизм управления каждым из которых существенно различается. 
 
 
Психофизиологический потенциал. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие — это динамическое состояние ума, характеризующееся некоторой психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда». 
 
Здоровье населения России значительно хуже, чем в развитых странах, и продолжает ухудшаться. В целом по интегральному показателю здоровья мы находимся на 68 месте в мире. Детская смертность в России в 2—3 раза выше, чем в развитых странах. С 1992 г. начался процесс сокращения численности жителей (число умерших стало больше числа родившихся). Средняя продолжительность жизни в России сейчас существенно (на 10 и более лет) меньше, чем в развитых странах. Особенно высока в нашей стране смертность мужчин в возрасте 25—45 лет. 
 
Заболевания и смертность в России значительно выше, чем в развитых странах, из-за низкого качества продуктов питания, его нерациональной структуры (мало белков, витаминов и других биологически активных веществ), распространенности вредных привычек (прием алкоголя, курение), неблагоприятных условий труда и т.д. 
 
Квалификационная составляющая трудового потенциала, с одной стороны, характеризует подготовленность работников к выполнению постоянно усложняющихся трудовых функций, перемене труда, а с другой — является фактором, формирующим отношение к труду, трудовую дисциплину, интенсивность труда.  
 
Выделение социально-личностной составляющей в составе трудового потенциала призвано акцентировать внимание на потенциальных, т.е. либо перспективных, либо попросту «неиспользуемых» социальных возможностях работника. Данная составляющая характеризует способность человека к самопреобразованию и саморазвитию. 
 
Структура личностного потенциала включает в себя следующие основные элементы: 
 
- способность к сотрудничеству, коллективной организации и взаимодействию (коммуникативный потенциал); 
 
- творческие способности (творческий потенциал); ценностно-мотивационные свойства (идейно-мировоззренческий и нравственный потенциал). 
 
Оценка трудового потенциала работника должна предусматривать определение количества, качества, соответствия и меры использования этого потенциала в целях организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Сущность человеческого капитала как экономической категории

 

В современной инновационной экономике особое место занимают творческие способности человека, его интеллектуальные возможности, смекалка, умение находить нестандартные решения сложных проблем. В первую очередь обширные знания, отлаженная система информации, творческое взаимодействие инноваторов необходимы для решения экономических, художественных, научных, технических и социальных проблем. То есть человеческие способности выступают основным капиталом в любой деятельности. С помощью своих навыков человек приводит в действие различные механизмы, в том числе и рыночный.

Изучение человеческого капитала началось еще в XIX веке. С тех пор исследование этой категории является перспективным направлением в развитии экономической науки. Первооткрыватели человеческого капитала как целостной концепции Т. Шульц и Г. Беккер, основное внимание обращали на инвестиции в человеческий капитал и оценку их эффективности. Это и понятно, поскольку инвестиции средств как раз и превращают ресурс в капитал, делают простое благо капитальным благом.

Л. Туроу, обобщивший первые исследования человеческого капитала в качестве исходного понятия дает следующую трактовку: «Человеческий капитал людей представляет собой их способность производить предметы и услуги». Однако, человеческий капитал нельзя анализировать точно также как физический капитал.

Ф. Махлуп предлагает разделить способности на 2 вида: первичные и усовершенствованные. «... Неусовершенствованный труд, - пишет он, - нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования составляют человеческий капитал». Позднее западные ученые занимались изучением структуры человеческих способностей, которые выгодно капитализировать, определяли последовательность и отдачу инвестиций в человеческий капитал.

    В России с изучением данного вопроса связаны такие имена как М.       Критский, Л.Г. Симкина, Л.И. Абалкина, В.Н. Костюк, С.М. Климов, А.Н. Добрынин и С.А. Дятловым.

М.М. Критский конкретизирует социально-экономическое содержание категории «человеческий капитал». Во-первых, определяющая роль науки и образования в современном производстве превращает материально-вещественный капитал в одну из форм проявления интеллектуального капитала. Во-вторых, единственно законная и обществом признаваемая монополия есть монополия на интеллектуальную собственность, на исключительное авторское право. В-третьих, произошел отказ от трактовки собственности только как имущественного отношения и расширения прав интеллектуальной собственности на нематериальные активы. Л.Г. Симкина рассматривала исторически последовательные формы обогащения жизнедеятельности как в потреблении, так и в производстве.

Группа ученых под руководством Абалкина, исследуя проблему стратегического развития России в XXI веке, рассматривают человеческий капитал как сумму врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта, творческого потенциала, морально-психологического и физического здоровья, мотивов деятельности, обеспечивающих возможность приносить доход.

Исходя из этого социально-экономический прогресс определяется, прежде всего, новыми знаниями, полученными научно-исследовательскими работниками и осваиваемые в дальнейшем в процессе образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Основными сферами деятельности, формирующими человеческий капитал, являются научно-образовательный комплекс, система здравоохранения, сферы, непосредственно формирующие условия жизни и быта.

В.Н. Костюк, исследуя социоэкономические процессы и разрабатывая свою концепцию теории эволюции, определяет человеческий капитал как индивидуальную способность человека, которая позволяет ему успешно действовать в условиях неопределенности. В состав человеческого капитала исследователь включает два компонента: рациональную и интуитивную составляющие. Их взаимодействие позволяет владельцу человеческого капитала добиваться успеха там, где недостаточно одной только высокой квалификации и профессионализма. Дополнительное усилие это талант, который требует большего вознаграждения. Исходя из этого, в условиях конкуренции, выигрывает тот, кто более успешно пользуется своим собственным ресурсом, то есть капиталом.

С.М. Климов, анализируя интеллектуальные ресурсы организации, определяет человеческий капитал как совокупность человеческих способностей, дающая возможность их носителю получать доход. Это качество роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Указанный капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Социально-экономическую форму человеческого капитала и его качественную определенность характеризуют А.Н. Добрынин и С.А. Дятловов. Человеческий капитал, включает запас здоровья, навыков, знаний, способностей, которые капитализируются при следующих условиях:

1) потоковый, накопительный запас  способностей человека по фазам  жизнедеятельности;

2) целесообразность использования  запаса способностей, что ведет  к росту производительности труда;

3) прирост производительности труда  закономерно приводит к росту  заработков работника;

Информация о работе Понятие трудового потенциала