Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 09:04, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.
Введение………………………………………………………..……………….2
Теоретическая часть.
Понятие трудового потенциала…………………...……………………..……3
Трудовой потенциал работника…………………………………………..…..5
Сущность человеческого капитала как экономической категории….……..9
Виды человеческого капитала………………………………………….…….13
Источники инвестирования.……………………………………….………….16
Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал.17
Результаты инвестирования……………………………………………………24
Практическая часть……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………….47
• индивидуальную;
• общественную;
нормы отдачи от инвестирования в человеческий капитал. Если индивидуальная норма отдачи предполагает результативность вложений в объем и качество человеческого капитала для его носителя, то общественная – для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранения, рынок труда, регулирование взаимоотношений работодателей и наемных работников. В свою очередь, эффект от подобных вложений выражается в снижении уровня безработицы, росте заработной платы, возрастании налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и, соответственно, более высокого качества человеческого капитала.
Используя такой показатель как общественная норма отдачи человеческого капитала экономисты обосновывают необходимость создания общественных фондов, повышения государственных расходов на образование, здравоохранение, мобильность рабочей силы. Так, К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определяться на основе величины социальной выгоды.
Другой исследователь данной проблемы М. Блауг сделал вывод о том, что увеличивать инвестиции в человеческий капитал государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную. В США общественная норма отдачи рассчитывается с 1939 г., а индивидуальная – с 1970 г. Он также выступил с идеей введения образовательных ваучеров для малообеспеченных семей.
В результате исследований, посвященных сравнительному анализу общественной и индивидуальной норм отдачи от инвестирования в человеческий капитал, были выявлены следующие закономерности:
• общественная норма отдачи всегда ниже, чем индивидуальная;
• общественная и индивидуальная нормы отдачи в начальное образование выше, чем в среднее и высшее образование;
• норма отдачи от инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых.
7. Результаты инвестирования
Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия быстро теряет свой человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества систем образования, культуры и здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства. В качестве общего негативного фактора отмечена потеря стратегических целей у населения, депрессивный психологический фон и усиление стрессовых нагрузок. Согласно демографическим прогнозам, население России к 2050 г . сократится на 40 млн. человек. По информации Центра миграционных исследований, к 2020 г . трудоспособное население России сократится на 18-19 миллионов. Подобная демографическая ситуация вызвана, в первую очередь, сокращением совокупного капитала здоровья нации.
Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала РФ, и способствуют усилению технологической зависимости России от иностранных государств.
Состояние рынков труда, особенно региональных, плачевно. Все эксперты фиксируют дефицит качественных кадров. Причем это касается не только высшего управленческого звена, но и среднего звена, и рабочих. Многие компании жалуются на то, что они не могут наращивать производство, потому что у них не хватает качественной рабочей силы.
По качеству человеческого капитала Россия занимала четверть века тому назад 23 место в мире, сегодня - 66 место. Ухудшение таких составляющих человеческого капитала, как здоровье, снижение ожидаемой продолжительности жизни и низкий уровень образования в значительной степени снижают эффективность человеческого капитала в России. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на улучшение формирования и использования человеческого капитала.
Стратегия развития России на период до 2025 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Объем человеческого капитала России на 2010 год составляет 600 трлн рублей. Его доля растет опережающими темпами в национальном богатстве, а значит, и вложения в человеческий капитал должны быть в приоритете. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности. Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам РФ и представляет угрозу национальной безопасности страны.
Журнал «Эксперт» провел круглый стол с участием Д.Медведева на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития». По словам Медведева, его вывела на проблему человеческого капитала работа с национальными проектами. Опыт реализации национальных проектов показал, что привычная «затратная» политика в социальной сфере зашла в тупик. Необходимо рассматривать социальные отрасли, как обычные отрасли производства. А это означает переход от понятия «кадры» к понятию «человеческий капитал», из чего следует необходимость разработки механизма роста этого капитала.
В итоге круглого стола были сделаны следующие выводы:
рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства;
необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровье, жизнеспособность, обучаемость);
необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики;
необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.
По мнению большинства российских исследователей, долгосрочная стратегия развития национального человеческого капитала в России также должна осуществляться в соответствии со следующими концептуальными принципами:
1. Признание
основополагающей роли
2. Комплексное
решение задач формирования
3. Опережающее
развитие науки, образования, здравоохранения,
культуры по сравнению с
Таким образом, проблема качества человеческого капитала является важнейшим вызовом в области социально-экономического развития страны. И главным ответом на этот вызов является повышение роли:
Науки и образования.
Профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Здоровья населения.
Качества и условий жизни.
Практическая часть
ЗАДАНИЕ 1
На основе данных Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, в которой рабочие тарифицировались по 1-8 разрядам, определить:
Таблица 1
Тарифная сетка в диапазоне 1-8 разрядов
Разряды оплаты труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифные коэффициенты до 01.12.08 г. |
1,0 |
1,36 |
1,69 |
1,91 |
2,16 |
2,44 |
2,76 |
3,12 |
Решение
Абсолютная разница тарифных коэффициентов показывает, на сколько увеличивается заработная плата при переходе с разряда на разряд.
DКтi = Kтi+1 - Kтi
DКт21 = Kт2 - Kт1 = 1,36 – 1 = 0,36
DКт32= Kт3- Kт2 = 1,69– 1,36 = 0,33
DКт43= Kт4- Kт3 = 1,91 -1,69 = 0,22
DКт54 = Kт5 - Kт4 = 2,16 – 1,91 = 0,25
DКт65= Kт6- Kт5 = 2,44– 2,16 = 0,28
DКт76= Kт7- Kт6 = 2,76 -2,44 = 0,32
DКт87= Kт8 - Kт7 = 3,12 - 2,76 = 0,36
Относительная разница тарифных коэффициентов показывает процент возрастания:
Результаты расчета приведены в таблице:
Таблица 2
Тарифные коэффициенты с 01.12.08 |
|||||||||
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
Kтi |
1 |
1,36 |
1,69 |
1,91 |
2,16 |
2,44 |
2,76 |
3,12 | |
DКтi = Kтi+1 - Kтi |
- 0,36 = |
0,33 |
0,22 |
0,25 |
0,28 |
0,32 |
0,36 | ||
Относительн. возрастание Kт, % |
36,0% |
24,3% |
13,0% |
13,1% |
13,0% |
13,1% |
13,0% |
Рис. 1.1. Абсолютное изменение тарифных коэффициентов по разрядам оплаты труда
Рис. 1.2. Относительное изменение тарифных коэффциентов
Тарифная ставка относится к тарифным сеткам равномерного типа.
Определим тарифную часовую ставку.
Cчi = Сч х Ктi
где Сч = Мин ЗП / ФРВмес = 4330 / 166 = 26,08 руб / час.
Результаты расчета приведены в таблице 3
Таблица 3
Тарифная часовая ставка
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сч, руб./час |
26,08 |
35,47 |
44,08 |
49,81 |
56,33 |
63,64 |
71,98 |
81,37 |
Ответ: Относительная и абсолютная разница тарифных коэффициентов возрастает равномерно. Это свидетельствует о том, что при переходе от разряда к разряду увеличение Заработной платы стимулирует работников к выполнению более сложной работы и повышению квалификации
ЗАДАНИЕ 4
Определить сдельную расценку, месячный заработок рабочего по сдельно-премиальной системе оплаты труда, а также коэффициент выполнения им норм выработки и удельный вес тарифа в заработке, исходя из условий.
Таблица 1
Показатели |
Значение |
Тарифный разряд рабочего Тарифный разряд работы Норма времени на обработку одного изделия, мин. Количество изделий, изготовленных и сданных в ОТК, шт. |
III VI
15
730 |
Примечание:
Рабочим данного участка выплачивается премия в размере 10 % месячного сдельного заработка при условии сдачи с первого предъявления не менее 90 % продукции; 0,5 % месячного заработка за каждый процент продукции, сданной с первого предъявления сверх 90 % при условии выполнения норм выработки. Фактический процент сдачи продукции с первого предъявления равен 100%.
Решение
Рср = Сч х Нвр
где Нвр = 15 мин / 60 мин = 0,25 час