Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2015 в 09:04, курсовая работа
Цель данной работы - выяснить роль человеческого капитала и его влияние на экономический рост в России. В ходе курсовой работы необходимо решить следующие задачи: понять, что такое человеческий капитал, ознакомиться с его видами, рассмотреть политику инвестирования в человеческий капитал и результаты инвестирования.
Введение………………………………………………………..……………….2
Теоретическая часть.
Понятие трудового потенциала…………………...……………………..……3
Трудовой потенциал работника…………………………………………..…..5
Сущность человеческого капитала как экономической категории….……..9
Виды человеческого капитала………………………………………….…….13
Источники инвестирования.……………………………………….………….16
Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал.17
Результаты инвестирования……………………………………………………24
Практическая часть……………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы…………………………………………………………….47
4) увеличение доходов мотивирует
работника делать
Опираясь на исследования ученых, можно дать следующее определение человеческого капитала, которое раскрывает его полную сущность. Человеческий капитал - это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, способностей, мотиваций, навыков, которые целесообразно используются в процессе труда, содействуя росту его производительности, а также увеличивают заработки работника, доходы предприятий и государства.
4. Виды человеческого капитала
Существует различные подходы к определению видов человеческого капитала. Например, западные исследователи выделяют виды человеческого капитала по видам инвестиций. К ним относятся:
1.школьное образование;
2.обучение на рабочем месте;
3.укрепление здоровья;
4.растущий запас информации относительно экономики.
Всё эти виды деятельности нацелены на формирование конкретных групп человеческих способностей, которые могут получать капитальную оценку и применяться как человеческий капитал.
М.М. Критский выделяет три основных вида человеческого капитала: «производственный (Т), потребительский (Р) и интеллектуальный (S) капитал».
Также существует подход к выделению видов человеческого капитала основанный на разграничении групп способностей, необходимых для активной жизнедеятельности человека. К этой группе относятся следующие виды:
Капитал здоровья.
Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала. Инвестиции в здоровье выражаются в сохранении работоспособности посредством уменьшения заболеваемости и увеличения продуктивного периода жизни. Уровень здоровья человека определяется не только генетическими данными, но так и во многом зависит от качества услуг здравоохранения, которые оказываются человеку на протяжении всей жизни. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве. Снижение уровня здоровья, заболеваемость, инвалидность все это приводить к ограничению трудоспособности, а то и к полной нетрудоспособности. Безусловно, чем меньше болезней, тем выше уровень здоровья населения страны, тем самым растет отдача от капиталовложений в здравоохранение. Хорошее здоровье населения является результатом грамотно разработанной долгосрочной программы развития здравоохранения. Расходы на здравоохранение - это выгодные инвестиции с долгосрочной и постоянно возрастающей отдачей.
Трудовой капитал.
На предприятиях трудовой капитал воплощается в труде квалифицированных рабочих, доля которых зависит от применяемой технологии. Чем больше доля технологий, тем выше требования к трудовому капиталу. Улучшение технологии или переход на новые требует инвестиций в повышение квалификации и переквалификацию. Инвестиции в поддержание и повышение квалификации дают непосредственную отдачу и работнику и предприятию. Трудовой капитал формируется всю жизнь по мере накопления опыта, трудовых навыков, умений и, самое главное, образования. Образование является главным способом воспроизводства квалифицированных работников. В современном мире, люди с более высоким уровнем образования получают более выгодную и высокооплачиваемую работу. Эта тенденция зависимости образования и доходов человека одинакова во всех странах. Это говорит о том, что в настоящее время не только выгодно получать образование, но и выгодно вкладывать в него деньги, так как образование в добавок ко всему напрямую отражается на производительности труда, на эффективности производства в целом. Образованию уделяется особое внимание в любом современном обществе. Вкладывая средства в образование, необходимо помнить то, что эти инвестиции многократно эффективнее вложений в любой другой фактор производства.
Интеллектуальный капитал.
Интеллектуальная, творческая деятельность является пока уникальным атрибутом человеческого ума, изобретательности, смекалки. Продукт интеллектуальной деятельности патентуется и закрепляется авторским правом, как исключительная собственность автора, которому принадлежит право определения направлений и форм ее экономического использования. Объекты интеллектуальной собственности вовлекаются в хозяйственный оборот как нематериальные активы предприятий и увеличивают доходы фирмы и собственников данных активов. Интеллектуальный капитал как вид человеческого капитала приобрел свою актуальность сравнительно недавно. Инвестиции в интеллектуальный капитал получают все большее распространение из-за высокой эффективности. Эта сфера в настоящее время развивается быстрыми темпами и является весьма перспективной и высокодоходной отраслью экономической деятельности.
5.Источники инвестирования
Источниками инвестиций в человеческий капитал являются государство, отдельные фирмы, домохозяйства, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации.
Важная роль в инвестировании данной области принадлежит государству. Инвестирование осуществляется с помощью принудительных и побудительных мер. К принудительным мерам относятся обязательное для всех образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия и другое. Но главное место занимают, конечно, побудительные меры. Государство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека, предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает, а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала.
В создании активов человеческого капитала немаловажное место занимают отдельные компании. Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы осуществляют инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.
На микроуровне инвестиции в человеческий капитал представлены такими статьями затрат, как повышение квалификации работников; оплата больничных листов нетрудоспособности; затраты по охране труда; добровольное медицинское страхование, оплаченное фирмой; оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы; благотворительная помощь социальным институтам и многое другое.
Собственными инвестиционными ресурсами на предприятии выступают нераспределенная прибыль и амортизация. При расширенном воспроизводстве прибыль, как известно, распределяется на две части - накопление и доход, идущий на личное потребление и другие цели. Вкладывая деньги в тот или иной объект, владельцы компании отказываются от текущего потребления в пользу будущего роста доходов. Решение о целесообразности инвестирования средств в человеческий капитал принимается на основе серьезных расчетов и прогнозов повышения прибыльности компании.
Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решении иметь детей. С одной стороны, дети для родителей – это источник удовлетворения потребности в семье, но с другой стороны, воспитание детей – это источник немалых затрат, как явных, так и не явных (прежде всего, времени родителей).
Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только является основой их собственного развития, но и служит базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.
Инвестиции в человека, осуществляемые им самим, очень разнообразны, так как связаны с самыми разными аспектами человеческой деятельности. Очевидно, что забота о своем собственном здоровье и затраты, с этим связанные, повышают возможности человека на рынке труда. Решение человека о получении (или повышении) образования можно рассматривать как решение инвестиционное, и, как любое инвестиционное решение, оно определяется сравнением издержек и ожидаемых выгод от инвестиций.
Издержки могут быть разовыми или многократными, поскольку обучение требует времени, а выгода заключается в ожидаемой разнице потока доходов человека в зависимости от того, получил или не получил он данное образование. Конечно же, огромное значение на решение о получении человеком высшего образования оказывают не только прямые расходы (оплата обучения, учебной литературы и тому подобное), но и альтернативные издержки – упущенный доход в виде незаработанных денег на рынке труда или в сфере предпринимательской деятельности.
Инвестиционная политика международных организаций также немаловажна для России. Доля иностранных инвестиций в человеческий капитал очень мала, однако тенденции к ее увеличению все же имеются.
6.Основные показатели эффективности инвестиции в человеческий капитал
При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. Основными показателями являются:
• чистая приведенная стоимость (NPV);
• внутренняя норма доходности (IRR);
• норма отдачи человеческого капитала (ROR).
Чистая приведенная стоимость (NPV) рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, генерируемых в процессе использования человеческого капитала, в сравнении с инвестиционными затратами. Её величина должна быть положительной; чем выше величина NPV, тем выше эффективность инвестирования в человеческий капитал.
Формула 1.
Е – чистый прирост заработка;
r – ставка дисконтирования;
n – число лет, в течение которых индивид получает заработную плату.
Инвестиции в образование оказываются приемлемыми только в случае превышения чистой приведённой стоимости нулевой отметки, т.е. величина NPV должна быть положительной.
Это можно представить и графически.
График 1.
Необходимо сравнить издержки (1, 2) и выгоду (3) при принятии решения об инвестировании в образование. Если суммарный заработок превышает издержки, то образование является выгодным.
Рис. 1
Другим методом сравнения издержек и выгоды от вложений средств в образование, который предлагается теоретиками человеческого капитала, является вычисление внутренней нормы доходности (IRR). Известно, что IRR – это такая ставка дисконтирования, при которой NPV обращается в ноль. Поэтому представленное выше уравнение можно записать следующим образом:
Формула 2.
Если внутренняя норма доходности превышает рыночную ставку процента r, то получать образование выгодно. Инвестировать надо в том случае, если IRR≥r.
Сложность подсчета IRR связана с тем, что трудно качественно определить такие факторы, как удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом. Весьма неоднородными являются затраты на формирование и совершенствование человеческого капитала в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу, а в самой теории исходят из гомогенности этих затрат. Дж. Минцер, например, показал, что отдачи в виде заработков достигают своего пика, когда человек отработал 33,75 лет, а затем начинает снижаться. Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов:
1. Чем более продолжительным
будет ожидаемый срок
2. Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет выше значение NPV.
3. Чем больше разница в оплате
труда работников, получивших образование
разного уровня, тем больше индивидуумов
будет инвестировать в
Норма отдачи человеческого капитала (ROR) рассчитывается как отношение суммарного денежного потока и инвестиционным затратам. Специалисты в данной области выделяют ряд проблем по оценке ROR. В частности М. Блауг, считает, что неверно все расходы на образование рассматривать как инвестиции. Он утверждает, что обучение «предполагает как потребительские, так и инвестиционные аспекты», а поскольку потребление не учитывается, то и оценка ROR будет заниженной. Некорректными расчеты ROR могут быть и в силу того, что в модели не учитываются неденежные составляющие. Величина ROR может оказаться завышенной из-за того, что весьма сложно вычленить в росте заработной платы элементы, которые не связаны с образованием. Значение ROR будет завышенным и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда. В связи с этим возникает проблема определения единицы измерения объема капитала. При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, т.к. существуют флуктуации в качестве образования, что не отражается при измерении объема человеческого капитала и его эффективности. Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, которые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие. Отдельные авторы при оценке эффективности человеческого капитала выделяют: