Последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие инфляции 6
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
2. Антиинфляционная политика 18
2.1 Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики 18
2.2 Виды антиинфляционной политики 21
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика 26
3 Антиинфляционная политика в России 31
3.1 История антиинфляционных процессов в России 31
3.2 Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации 36
3.3Борьба с инфляцией в России 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ .doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

     6.Инфляционные  ожидания – возникновения у  инфляции самоподдерживающегося  характера. Население и хозяйственные  субъекты привыкают к постоянному  повышению уровня цен. Население  требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие.

     7. Повышение уровня цен связывается с изменением структуры рынка в XX веке. Эта структура все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок - это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист (несовершенный конкурент) обладает известной степенью власти над ценой.

 

     Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров). Не желая "испортить" свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного

спроса и предложения.

     В мировой  экономической литературе выделяют  три вида монополий, которые  называют главными причинами  инфляции:

     - государственная монополия на эмиссию денег;

     - естественная  монополия государственных структур  на определение уровня своей  рентабельности и соответственно  уровня своих расценок;

     - монополия  крупных фирм (синдикатов) на определение  цены и собственных издержек.

     Эти три вида монополий связаны между собой и каждая из них может нарушать баланс спроса и предложения, причем первая из них лежит собственно в основе современных товарно-денежных отношений.

 

     1.2 Виды инфляции.

     Как уже отмечалось выше по тексту, инфляция - это снижение покупательной способности денег, она может быть скрытой и открытой.

     Скрытая инфляция существует, в нерыночной экономике, в которой цены и заработная плата контролируются и определяются государством. Она проявляется через товарный дефицит, через ухудшение качества выпускаемых товаров. Например, в начале 90х годов в нашей стране цены были неизменными, фиксированными, а покупательная способность денег все равно снижалась из-за

того, что уменьшалась товарная масса, качество товаров и услуг падало, и соответствие "деньги - товар" было нарушено. Товарный дефицит приводил к тому, что деньги переставали выполнять свои функции: так, для того чтобы купить некоторые товары, недостаточно было иметь деньги, требовались еще и


 специальные талоны.

     Открытая инфляция  проявляется главным образом  через рост цен на товары  и услуги. Бумажные деньги обесцениваются, возникает избыточная денежная  масса, не обеспеченная соответствующим  количеством товаров и услуг.

     Одна из самых важных  классификаций инфляции – это классификация инфляционного процесса по источникам возникновения:                                                                                                                                                                                                                                                                 


     1. Инфляция спроса  – возникает когда денежные  расходы населения и предприятий  растут быстрее, чем реальный  объем товаров и услуг. Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы или израсходованы непроизводительно. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на постоянный реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

     Инфляция спроса вызывается  следующими денежными факторами:  милитаризация экономики и рост  военных расходов; дефицит государственного  бюджета и рост внутреннего  долга; кредитная экспансия банков; импортируемая инфляция; чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность.

     2. Инфляция предложения  – рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки повышают  цены.

     Причинами  инфляции издержек могут быть: олигополистическая практика ценообразования,  экономическая политика государства,  действия профсоюзов, требующих  повышения заработной платы, рост  цен на сырье и т.д.

     В зависимости от величины роста цен принято деление инфляции на следующие виды:

     1. Естественная инфляция  – темпы растут медленно, не  превышают 10% в

 

год, масштаб инфляции поддается  контролю.

     2. Умеренная  инфляция (ползучая) – это инфляция, темпы роста цен в условиях которой лежат в пределе от 10% до 20%. Сбережения остаются прибыльными, риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Этот уровень инфляции характерен для стран с развитой рыночной экономикой. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

     3. Галопирующая  инфляция – характеризуется ростом  цен от 20 до 200% в год; в этих  условиях невозможно контролировать  не только рост цен, но и экономическое развитие в целом. Это уже серьезное напряжение для экономики. Сбережения становятся убыточными, долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Так, например, динамика инфляции в России характеризуется в годовом исчислении следующими цифрами (в процентах к предыдущему году): 1993 г. - 360%, 1994 г. - 320%, 1995 г. - 231%, 1996 г. - 122%, 1997 г. - 111%.

     4. Гиперинфляция  – начинается при повышении  цен более чем на 50% в месяц  на протяжении длительного срока  (полгода или более); деньги вытесняются  из оборота и уступают место  бартеру; расходование заработной  платы и рост цен принимают  катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения даже обеспеченных. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т.п.

     По соотносительности роста цен по различным товарным группам:

     1.Сбалансированная  инфляция – цены поднимаются  относительно умеренно и одновременно  на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную


ставку. Таким образом  ситуация выравнивается. Товаропроизводители  периодически повышают цены. Потери несут  только  производители сложной  продукции, которые стоят в конце технологической цепочки. Такой тип инфляция не опасен для бизнеса.

     2. Несбалансированная  инфляция – цены различных  товаров постоянно изменяются  по отношению друг к другу  в различных пропорциях. Рост  цен на сырье превышает рост  цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Этот вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен.  Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.

     В соответствии  с критерием ожидаемости также  выделяется два вида инфляции:

     1. Ожидаемая  инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее с достаточной степенью надежности, она может даже является прямым результатом действий правительства.

     2. Неожиданная  инфляция характеризуется внезапным  скачком цен, что отрицательно  отражается на налоговой системе  и системе денежного обращения.

 

     1.3 Последствия инфляции.

     До начала 80-х годов XX в. самым большим экономическим врагом в большинстве стран была инфляция. В 80-90-е годы наблюдался её спад. Снижение темпов роста цен получило название дисинфляции.

     Ряд экономистов придерживаются той точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (3-4% в год), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство.

     Итак, возникают следующие экономические последствия инфляции:

     1.Перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий


господин «А» взял ссуду у господина «Б» на 1 год, и за этот год инфляция обесценила рубль в 2 раза. Это означает, что  через положенный срок «А» вернет «Б» формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально – только 50%. При инфляции, следовательно, невыгодно давать в долг надолго не только по фиксированной ставке, но зачастую даже по нарастающей. Чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других.

     2. Отставание  цен государственных предприятий  от рыночных цен. В государственном  (регулируемом) секторе рыночной  экономики цены издержек производства  и товаров пересматриваются реже  и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

     3. Скрытая  государственная конфискация денежных  средств через налоги. Прогрессивное  налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса, более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается.

     4. Ускоренная  материализация денежных средств.  Население и корпорации стремятся  материализовать свои, быстро обесценивающиеся, денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

     5. Нестабильность и недостаточность экономической информации. Цены


являются главным индикатором  рыночной экономики. В ходе  инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной  цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

     6. Падение реального процента Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если темп инфляции составляет 10% в год, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на эти же 10% и ниже.

     Инфляция  имеет и социальные последствия,  она ведет к перераспределению  национального дохода, что обусловливает  отставание темпов роста номинальной,  а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

     Влияние инфляции на распределение дохода. Вместе с ростом цен повышаются абсолютные размеры получаемого дохода. Номинальный доход - это то количество денег, которые получает человек в виде заработной платы, пенсий и т.д. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход. Так как различные социальные группы достигают критической точки инфляции не одновременно, то первыми несут потери от снижения реальных доходов лица, имеющие фиксированные доходы. Эти виды дохода начинают обесцениваться уже на ранних стадиях инфляционного процесса.

     На следующей стадии обесценение затрагивает заработные платы, которые растут медленнее, чем цены. В результате сокращается мотивация к труду. Рабочая сила, пытаясь сохранить прежний уровень жизни, перемещается в более доходные сектора экономики. На этой же стадии инфляции практически одновременно с наемными работниками критической точки достигают мелкие и средние фирмы, уступающие крупным фирмам в качестве оборудования, в применяемых технологиях и  т.д. Для того чтобы снизить потери от инфляции,

Информация о работе Последствия инфляции. Антиинфляционная политика