Последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие инфляции 6
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
2. Антиинфляционная политика 18
2.1 Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики 18
2.2 Виды антиинфляционной политики 21
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика 26
3 Антиинфляционная политика в России 31
3.1 История антиинфляционных процессов в России 31
3.2 Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации 36
3.3Борьба с инфляцией в России 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ .doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

     - 10,5 млрд. рублей выделяется из федерального бюджета на поддержку создания новых эффективных малых предприятий (кредитование, субсидирование процентных ставок, госгарантии, развитие инфраструктуры малого бизнеса - технопарков и бизнес-инкубаторов, - гранты и обучающие

программы);

     - системообразующим розничным сетям оказывается поддержка в виде предоставления кредитов, содействия ускорению регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата в НДС в целях ускорения оборота средств, в свою очередь, торговые сети взяли на себя обязательство сдерживать рост цен на продовольственные товары.

     Будут ли эффективными принятые меры, покажет время, но если сравнить с предыдущими периодами, то на сегодняшний день антиинфляционные мероприятия направлены именно на ликвидацию причин инфляции, а не борьбы с ее последствиями.

 

     3.2 Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации.

     К 2004 г.  в России наметилось значительное  снижение темпов инфляции. Важная роль в этом процессе принадлежит кредитно-денежной политике Правительства РФ и Центрального банка РФ. Государственный бюджет в последние годы сводится с профицитом, преодолена кризисная ситуация со сбором налогов. Постепенно снимаются жесткие финансовые ограничения, насыщается деньгами хозяйственный оборот.

     На развитие  инфляционных процессов значительное  воздействие оказывает накопление  валютных резервов. Рост цен на  нефть увеличил поступление иностранной  валюты в экономику страны. Когда  Банк России скупает иностранную валюту, он эмитирует дополнительное количество рублей. Чтобы излишние деньги не вызывали роста цен, необходимо изымать их из обращения.

     Такая операция называется стерилизацией. Обычно в этих целях центральные банки продают государственные ценные бумаги. В России рынок ценных бумаг, как отмечалось, пока не получил должного развития. Это затрудняет изъятие


денег из обращения. Чтобы  ограничить выпуск излишних рублей, Банк России уменьшил норму обязательной продажи иностранной валюты с 50 до 30% валютной выручки, полученной экспортерами товаров и услуг

     Кредитно-денежная  политика российского государства  в целом носит антиинфляционный  характер, а ее главным инструментом  является снижение эмиссии денег.  Такой подход автоматически ведет к сужению объекта макроэкономической политики до сферы обращения капитала, так как монетаристское регулирование фактически сводится к схеме: эмиссия денег — увеличение предложения денег на рынке обращения капитала — рост спроса на иностранную валюту — снижение обменного курса рубля — повышение цен. Рамками этого контура ограничивались и попытки ослабить зависимость «эмиссия денег — повышение цен» (введение «валютного коридора», эмиссия ГКО). Результатом такой политики стало сокращение денежной массы до уровня, обеспечивающего контроль за кругооборотом денег в сфере обращении капитала, в которой сконцентрировалась большая часть оборота денежной  массы. В течение 1992—1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995—1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам. Таким образом, результатом проводившейся денежной политики стали, во-первых, перелив денег в сферу обращения капитала и «обезденежение» производственной сферы; во-вторых, общее резкое сжатие рублевой  составляющей реальной денежной массы; в-третьих, соответствующее

увеличение денежных суррогатов и  иностранной валюты. Эти последствия проводимой государственной политики отражают дезинтеграцию российской экономики на две почти не связанные между собой сферы — производственную и обращения капитала. В этих условиях свертывается материальное производство, снижается инвестиционная активность фирм, многие предприятия разоряются.


     После кризиса денежно-кредитная  политика в России нацелена  на создание благоприятных условий  для долгосрочного экономического  развития страны. Низкий уровень  инфляции и стабильность национальной  валюты являются основой для принятия эффективных решений в области осуществления сбережений, инвестиций и потребительских расходов — базовых для устойчивого экономического роста.

     По мере создания стабилизационного  фонда Банк России будет последовательно  сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.

     Следовательно,  сегодня антиинфляционная политика  России осуществляется посредством  комбинированного использования  трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

     Таким образом, в условиях неполноценной и неразвитой банковской системы и денежного рынка России денежно-кредитное регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования опыта развитых стран. Эффективность денежно-кредитного регулирования в настоящее время зависит от правильного выбора и использования адекватных методов и инструментов

 

проводимой в стране денежно-кредитной политики.


 

     3.3 Борьба с инфляцией в России.

     В течение последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания цен. Она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.

     В 2009 году мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого

результата, а уровень  инфляции в России бьет очередные  рекорды. Если еще два года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России , эксперты говорят, что возможно она достигнет 18 %, а может и больше.

     В основе современной антиинфляционной  политики России лежит идея  сдерживания бюджетного дефицита  и денежной массы. Это отражает  не только взгляды руководства  страны, его иностранных и отечественных советников, но и позицию Международного валютного фонда.

     Какие же  причины породили российскую  галопирующую инфляцию в начале  реформ и поддерживают рост  цен и по сей день? Первая  из действительных причин - это  монопольное положение на рынке  тех или иных товаров и услуг немалого количества предприятий, их союзов и объединений, а также государственных ведомств, получивших право устанавливать цены на продукцию, производимую подведомственными им предприятиями. Искусственно взвинчиваемый государством рост цен на топливо тянул за собой вверх цены всех товаров, производимых в России, что стало одной из важных причин инфляции.

     Какие же  меры принимала действующая власть  для сдерживания инфляции?

     Согласно  Указа Президента РФ от 3 июня 1993 г. N 842 "О некоторых мерах по сдерживанию инфляции" В целях сдерживания инфляции:

     "Признать  необходимым с 1 июля 1993 г. и  до конца текущего года не 

принимать федеральными органами государственной власти и  управления Российской Федерации решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

     Правительству  Российской Федерации:

     - в двухнедельный срок внести предложения об отмене принятых в 1993 году федеральными органами государственной власти и управления Российской Федерации решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов;

     - предусмотреть, что социально значимые расходы государства, а также расходы, обеспечивающие функционирование важнейших секторов экономики,

индексируются Министерством  финансов Российской Федерации в установленном порядке при уточнении республиканского бюджета Российской Федерации на 1993 год;

     - в двухнедельный срок внести предложения о возможном увеличении доходов республиканского бюджета Российской Федерации".

     Власть шла по пути сдерживания расходной части бюджета.

     В не  монополизированных отраслях главная  причина роста цен заключается  в разбухании затрат на производство  каждой единицы продукции. 

     К числу  факторов, обусловливающих рост  цен в России, относится также долгосрочное занижение курса рубля по отношению к доллару и ряду других валют. Этому в большой степени способствовал искусственно созданный "валютный коридор", благодаря которому цены на отечественные изделия в некоторых случаях превысили цены импортных аналогов.


     1998 год оказался  тяжелейшим годом. Объем промышленного  производства сократился на 5,2%, инвестиции  в основной капитал - на 6,7%, продукция  сельского хозяйства - на 12,3%, экспорт  - на 17%, реальные денежные доходы  населения - на 16,3 процента. Федеральная инвестиционная программа 1998 г. полностью провалена. Из предусмотренных к вводу 267 объектов введено лишь 15 (менее 6%). Ухудшение общеэкономического положения страны характеризуется резкой девальвацией рубля и всплеском инфляции.

     Реальные  располагаемые доходы населения  сократились в январе-мае 1999 г. 

на 26,2% . В большей степени  сократились такие составляющие денежных доходов граждан, как оплата труда и социальные трансферты. В  частности, средняя реальная начисленная  заработная плата за первые пять месяцев текущего года составила лишь 61,9% , а реальный размер начисленной пенсии - 50,4%.

     В 2000 году  большим доверием у народа  стали пользоваться валютные  вклады, однако на несколько процентов  увеличились и рублевые вклады населения. Более того 2000 год можно назвать для России в этом плане наиболее успешным. В стране увеличился золотой запас, увеличилось оборот ВВП. В

целом показатели инфляции в 2000 году были стабильны.


     Все эти  процессы на протяжении 1990-2000 года сказались на экономике России, оставив как негативные, так и позитивные последствия.

     Позитивные  изменения в российской экономике.

     Рост объемов  промышленного производства, отмечаемый  Госкомстатом РФ в текущем  году, фактически компенсировал  падение производства, обусловленное финансовым кризисом в августе 1998 года.

     Одной из  принципиальных фундаментальных  тенденций является процесс перераспределения  финансовых ресурсов от населения  к предприятиям. Российские предприятия  существенно улучшили свое финансовое положение - возросли оборотные средства, прибыль, снизилась доля бартерных операций, уменьшились темпы роста кредиторской и дебиторской задолженности.

     Существенно  улучшился внешнеторговый баланс  РФ - по результатам 1999 г. ожидается  положительное сальдо внешней торговли в 25-29 миллиардов долларов Золотовалютные резервы РФ оставались на неизменном уровне, несмотря на необходимость проведения значительного объема платежей, связанных с обслуживанием внешнего долга России.

     Темпы роста  цен и девальвации рубля удерживаются денежными властями на уровне 3-4% в месяц.

     Дефицит  федерального бюджета не превышает  запланированного показателя.

     Больше  же конечно было негативных  процессов. Рассмотрим и их.

 

     Негативные тенденции в российской экономике:

     Наблюдаемый  экономический рост не является  устойчивым и основывается на  эффекте импорто-замещения, резервы  которого весьма ограниченны.  Более того, большинством экспертов  прогнозируется дальнейшее падение  компонентов конечного спроса - частного спроса, инвестиций, экспорта.

     Успешное  исполнение федерального бюджета  объясняется, главным образом,  более высокими, нежели было заложено  в проекте бюджета, темпами  инфляции и девальвации. 

     Реальные  располагаемые доходы населения  сократились в среднем на 30%. 

Фактически единственным способом поддерживать приемлемый уровень  потребления для граждан России остается предпринимательская активность, поскольку пенсии снизились на 50% к предыдущему году, а заработная плата - на 40%.

     Банковский кризис сохраняется как в силу отсутствия концепции реформирования отечественной банковской системы, так и средств на ее осуществление.

     Финансовые  рынки России по-прежнему находятся  в состоянии глубокой депрессии,  характеризующейся низкими оборотами и ликвидностью, высокими рисками, а также отрицательными реальными процентными ставками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

    Последствия  инфляции экономически болезненны  и опасны, негативно воздействуют  на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

     Отрицательные  социально-экономические последствия  инфляции вынуждают государства  периодически проводить денежные  реформы - преобразования в сфере  денежного обращения для упорядочения  и укрепления денежной системы. 

     Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета.

Информация о работе Последствия инфляции. Антиинфляционная политика