Последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие инфляции 6
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
2. Антиинфляционная политика 18
2.1 Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики 18
2.2 Виды антиинфляционной политики 21
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика 26
3 Антиинфляционная политика в России 31
3.1 История антиинфляционных процессов в России 31
3.2 Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации 36
3.3Борьба с инфляцией в России 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ .doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает  номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

     - изменение  процентных ставок - рост номинальных  процентных ставок увеличивает  реальные расходы на погашение  государственного долга. Это увеличение  лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

     - автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и

трансфертов, либо к обоим  этим процессам одновременно. При  наступлении экономического спада  темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются,


даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы

.

вызвать значительное снижение уровня  цен.

     2) В кредитно-денежной  политике для ограничения предложения  денег, для того чтобы понизить  расходы и сдержать инфляционное  давление, используется политика  дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

     1. Центральные банки  должны продавать государственные  облигации на открытом рынке,  для того чтобы урезать резервы  коммерческих банков.

     2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

      3. Подъем учетной  ставки снижает интерес коммерческих  банков увеличивать свои резервы  посредством заимствования у  центральных банков.

     Однако политика дорогих  денег  для ограничения инфляции  приводит к сокращению чистого  экспорта. Это означает рост торгового  дефицита.

Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке  дефицита торгового баланса.

     3) Монетаристский подход  состоит в том, что рынки  в достаточной мере конкурентны.  Таким образом, рыночная система,  если она не подвергается государственному  вмешательству в функционирование  экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

     MV = PQ, где

     М – предложение  денег, 

     V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;

     P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

     Q – физический объем производимых товаров и услуг.

     Теоретические  рассуждения монетаристов проистекают  из того, что расширение денежного  предложения повышает спрос на  все виды активов, а


также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной

 

занятости цены на все факторы возрастут. Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и  дорогих денег для смягчения  подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.

     4) Гипотеза естественного  уровня заключается в утверждении,  что экономика является устойчивой  в долгосрочном плане при естественном  уровне безработицы. Гипотеза  естественного уровня имеет два  варианта.

     1. Теория адаптивных  ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидают в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году.

     2. Теория рациональных  ожиданий. Основным положением этой  теории является идея о том,  что рынки товаров и факторов  производства являются высококонкурентными   и поэтому ставки заработной  платы, цены на товары и факторы  производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются.

     5) Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровня цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на                                                                                                                               


предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные  подоходные индивидуальные налоги  увеличивают также величину зарплаты

 

после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В это  же время снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

     Среди отдельных  методов борьбы с инфляцией  можно выделить индексацию и  так называемый «валютный коридор».

     Индексация  подразумевает, что заработная  плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция

замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны  с темпом инфляции, их движение будет  синхронизировано с изменением общего уровня цен. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить положение вещей.

     «Валютный  коридор» является способом принудительного  ограничения курса доллара с  целью преодоления инфляции. Однако  заниженный курс неизбежно приводит  к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.


     На основе  различных теорий  возникли два  основных варианта антиинфляционных  стабилизационных программ:

     Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов, свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

     Гетеродоксальная  программа предусматривает более  активное регулирующее воздействие  государства, включая временное  замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

 

     2.3Антиинфляционная стратегия и тактика.

     Для успешной борьбы с инфляцией целесообразно сочетание долговременной и краткосрочной политики. Рассмотрим важнейшие задачи долговременной политики (антиинфляционной стратегии).

     1. Стратегия  гашения адаптивных инфляционных  ожиданий предполагает изменение  психологии потребителей, избавление  их от страха перед обесценением  сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса, сделать это возможно при выполнении двух условий:

     - всемерное  укрепление механизмов рыночной  системы, которые способны снизить  цены или хотя бы замедлить  их рост. Потребитель должен убедиться,  что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;   

    - существование в правительстве национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику.


доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы

     2. Стратегия  ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка

     M'n = Y+Pe, где

     M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

    Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

     Ре –  предполагаемый темп роста цен.

      Для  того чтобы денежная политика  была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать  в течение продолжительного времени. Приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка, которому становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

     Стратегическая  задача сокращения бюджетного  дефицита может решиться двумя  путями: увеличением налогов и  уменьшением расходов государства.

     Рост налогов,  формирующих доходную часть бюджета,  может принести краткосрочный  результат. В долгосрочном периоде  такая политика оборачивается  снижением инвестиций и замедлением  экономического развития. Высокие  ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы. Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений. Тогда

прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета.


     Основная  нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Дефицит бюджета


уменьшится, но одновременно последуют массовые банкротства  и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения

суммы подоходного налога. Возможно, что, в конечном счете, правительство  получит противоположный результат  – увеличение дефицита, ускорение  инфляции. Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку.

     Вводя в  действие налоговые и кредитные  регуляторы, государство способствует  расширению продажи наукоемких  товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков.

Прирост предложения, компенсируя  избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику  и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

     Национальная  антиинфляционная стратегия должна  быть построена так, чтобы свести  к минимуму воздействие на  экономику со стороны внешних  инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в

Информация о работе Последствия инфляции. Антиинфляционная политика