Последствия инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Обычно, под понятием «инфляция» люди понимают повышение цен на товары и услуги, но не всегда понимают причины и последствия этого процесса. Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Содержание работы

Введение 4
1 Понятие инфляции 6
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
2. Антиинфляционная политика 18
2.1 Понятие, цели, задачи антиинфляционной политики 18
2.2 Виды антиинфляционной политики 21
2.3 Антиинфляционная стратегия и тактика 26
3 Антиинфляционная политика в России 31
3.1 История антиинфляционных процессов в России 31
3.2 Особенности инфляционных процессов в Российской Федерации 36
3.3Борьба с инфляцией в России 39
Заключение 43
Список литературы 45

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ .doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

 

банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

     Антиинфляционная  тактика даст максимальный результат,  воздействуя на инфляционный  разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить  предложение без соответствующего  повышения спроса, либо будет  способствовать снижению текущего  спроса без соответствующего падения предложения.

     Краткосрочные  резервы роста предложения.

     1. Государственная  поддержка повышения товарности  экономики. Имеется в виду льготное  налогообложение предприятий, продающие  побочные продукты производства  и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею.

     2. Поддержка  формирования новых рынков, особенно  в тех секторах экономики, где  совершается переход от натурального  к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления.


     3. Разумно  организованная приватизация государственной  собственности несет в себе  антиинфляционный заряд. Она ведет  к увеличению государственных  доходов ослаблению напряжения  в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита.

     4. Массированный  потребительский импорт и частичная  реализация государственных стратегических  запасов. В странах с нерыночной  экономикой возможен и такой  антиинфляционный резерв, как продажа  населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного

 

назначения.


     Краткосрочные  резервы снижения текущего спроса.

     1. Повышение  ставки процента по вкладам,  если правительство намерено  повлиять на поведение владельцев  денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

     2. Повышение  процента по государственным  облигациям, распространение акционерной  формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь  значительные сбережения. Подобные  меры дают реальный антиинфляционный  эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

     3. Повышение  нормы процента по срочным  вкладам и иные приемы, рассчитанные  на то, чтобы подольше удержать  депозиты в банковской системе.  Иногда вводится временное замораживание  вкладов до востребования.

     4. Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов.

     5. Повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике.

 

 

 

     3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ  ПОЛИТИКАВ РОССИИ

    

     3.1 История антиинфляционных процессов в России.

 

     Условно  в Российской Федерации можно  выделить четыре различных периода  антиинфляционной политики.

     Первый (1992-1994 г.г.) - это период гиперинфляции  или почти полного отсутствия  антиинфляционной политики, в следующий период (1995-1996 гг.) происходит резкое и многократное снижение инфляции, явно свидетельствующее об осуществлении в Российской Федерации некоторых антиинфляционных мер; затем, и это уже третий период (1997-1999 гг.) - антиинфляционная политика постепенно и неуклонно слабеет, а темпы инфляции, соответственно, ежегодно возрастают, потом период активизации антиинфляционной борьбы, начавшейся в 2000 году, характеризуется ежегодным снижением инфляции.


     Переход к рыночному механизму хозяйства объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. В результате в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. При этом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Помимо этого, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров, произошла активизация цен на черном рынке. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел

 

к отказу от концепции  постепенной реформы.

     Снятие  контроля за ценами сопровождалось  либерализацией внешнеторговых  операций и обменного курса  рубля, что вызвало рост цен  за 1992 год в 26 раз по сравнению  с 1991 г.

     В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Так как гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой, то в оборот были введены купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:


     - ограничение эмиссии денег Центральным  Банком РФ;

     - сокращение  дефицита бюджета путем секвестирования госрасходов;

     - сдерживание колебания курса  рубля по отношению к иностранным  валютам путем установления их  пределов.

     Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

      Проводимая  с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию  и предсказуемость обменного  курса рубля, сыграла важную  роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на

полугодие, а затем  на целый год вперед на фоне проводившейся денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета.

     Главной  причиной конечного провала “цивилизованного”  покрытия дефицита бюджета стало противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

     Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России.


     Еще один немаловажный дефект  антиинфляционной политики в  1996 - 1998 гг. состоял в том, что  в России впервые в мировой  практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического  спада путем невыплаты заработной  платы, пенсий, пособий. Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России.

     После финансового  кризиса в бюджете Российской  Федерации на 1999 г годовая инфляция  прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся  значительный инфляционный потенциал,  который при малейшем толчке  мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

     Снижения уровня инфляции в  2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря  проведению взвешенной бюджетной  и кредитно-денежной политики, соответствующей  адаптационным возможностям развития  экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

     В отличие  от 2004 года, с середины 2005 года наметилась  устойчивая тенденция снижения  темпов роста цен. За июнь-октябрь  2005 года темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей.

     2006 – 2008 годы для России оказались  достаточно спокойными в плане  инфляции.

     Согласно прогнозу Минэкономразвития,  обнародованному 23 января 2009 года, рост потребительских цен в январе 2009 года составит около двух процентов. При этом в ведомстве заявили, что в текущем месяце цены производителей снизятся. По итогам 2009 года ожидается инфляция в 10-12 процентов, а по оценке министра финансов Алексея Кудрина рост потребительских цен составит 13 процентов. Для сравнения, в 2008 году инфляция в России составила 13,3 процента.

     Сегодня,  во время мирового финансового  кризиса, Правительство Российской  Федерации проводит следующие  меры для снижения темпов инфляции:

     - ставка  рефинансирования Центрального  банка была снижена до 12,5%;

     - постепенно раздвигаются границы  валютного коридора, что позволяет  плавно корректировать курс рубля  в зависимости от экономической  ситуации;

     - 325 млрд. рублей зарезервированы на 2009 год (будут использованы на


 

поддержку финансового  рынка, отраслей экономики и рынка  труда);

     - 50 млрд. долларов  выделено Внешэкономбанку для  кредитования российских заемщиков  в целях рефинансирования их  зарубежных займов, взятых под залог активов, расположенных на территории России;

     - изменен  порядок уплаты НДС (с поквартального  на помесячный). А также – налога  на прибыль (с фактической,  а не расчетной прибыли). Цель - сделать уплату налогов более  равномерной, исключить кредитование государства со стороны налогоплательщиков;

     - оптимизирован порядок начисления НДС по авансовым платежам, поставлена задача существенно ускорить возврат этого налога при экспортных операциях;


     - амортизационная премия по отдельным группам основных средств увеличена с 10% до 30%, снижена с 24% до 20% ставка налога на прибыль;

     - субъектам федерации предоставлено право устанавливать ставку налога для упрощенной системы налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности (ранее - единая ставка - 15%);

     - обеспечить более гибкую тарифную политику, в зависимости от экономической ситуации индексацию тарифов в 2009 году (среднегодовой рост тарифов на железнодорожные перевозки не превысит 12,4%, среднегодовой рост тарифов на газ составит 16,3%);

     - в целях содействия занятости населения в федеральном бюджете зарезервировано до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости;

     - снижена квота на привлечение в Россию иностранной рабочей силы;

     - сформирован перечень из примерно 300 предприятий (включая крупные холдинговые компании), имеющих существенное социально-экономическое значение и являющихся крупными работодателями. Им будет оказана поддержка на федеральном уровне. В том числе - путем субсидирования процентных ставок по кредитам, при необходимости вхождения государства в капитал проблемных компаний, гарантирования

 

заимствований;


     - для поддержки малого и среднего бизнеса кредитная программа Внешэкономбанка будет увеличена до 30 млрд. рублей;

Информация о работе Последствия инфляции. Антиинфляционная политика