Последствия инфляции. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить сущность инфляции и пути ее преодоления.

Задачи:

1.Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;

2.Выявить основные причины инфляционных процессов;

3.Изучить социально-экономические последствия инфляции;

4.Дать анализ антиинфляционным мерам государства;

5.Исследовать особенности инфляционного процесса в Российской Федерации меры их преодоления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….........3
Ι. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЁ ТИПЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ …………………………………………………………………
1.1. Теоретическое объяснение феномена инфляции…………………
1.2. Открытый и подавленный типы инфляции………………….
1.3. Экономические измерители уровня инфляции………………....8 - 10
ΙΙ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………….13
2.1. Причины инфляции……………………………………..13 - 15
2.2. Механизмы инфляции……………………………………..13 - 15
2.3. Альтернативные концепции инфляции ………………..13 - 15
ΙΙΙ. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ………………
3.1. Социально – экономические последствия инфляции………..13 - 15
3.2. Определение причин инфляции в РФ. ………………15 – 16
3.3. Особенности антиинфляционного регулирования в России ..13 – 15
3.4. Мировая антиинфляционная политика………………
Приложение………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

 

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

3.1. Социально – экономические  последствия инфляции

Сам факт инфляции – снижение покупательной  способности денежной 
единицы, то есть уменьшение количества товаров и услуг, которые можно 
приобрести за эту денежную единицу, - не обязательно приводит к снижению 
личного реального дохода или уровня жизни. Инфляция снижает 
покупательную способность денежной единицы, однако ваш реальный доход 
или уровень жизни снизится только в том случае, если номинальный доход 
будет отставать от инфляции. 
 
К основным последствиям инфляции относятся: 
 
Перераспределение доходов и богатства 
 
Отставание цен государственных предприятий от рыночных 
 
Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги 
 
Ускоренная материализация денежных средств 
 
Нестабильность экономической информации 
 
Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы 
 
Рассмотрим каждое из последствий более подробно. 
 
Перераспределение доходов и богатства. Предположим, что некий господин А 
взял ссуду у господина Б на 5 месяцев, и за эти 5 месяцев инфляция 
обесценила денежную единицу в 2 раза. Это означает, что через положенный 
срок А вернет Б формально, по номиналу всю сумму кредита, а реально – 
только 50%. Обиднее всего то, что полностью избавиться от подобного 
негативного эффекта нельзя в силу непредсказуемости и 
несбалансированности инфляции. При инфляции, следовательно, невыгодно 
давать в долг. 
 
Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В 
государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек 
производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном 
секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия 
вынуждены обосновывать, получать на это разрешение вышестоящих 
организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного, резкого, 
неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже 
технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и 
общественного секторов, государство утрачивает свой экономический 
потенциал воздействия на рынок. 
 
Третье последствие несбалансированной, пусть даже ожидаемой инфляции, 
сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное 
налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет 
различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные и 
доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. 
Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без 
принятия налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к 
правительству, естественно, ухудшается. Промышленно развитые страны 
Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа инфляции. 
Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу 
несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, 
усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у 
различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с 
различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных 
нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. 
 
Еще одно последствие несбалансированной инфляции – население и 
корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся 
денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования 
денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что 
стимулируется слабопродуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления 
материальных запасов впрок. Пример тому – паническая материализация 
денежных средств на всей территории СНГ. Дефицит нарастает параллельно с 
«затовариванием» складских помещений предприятий и организаций, 
захламлением квартир населения. 
 
Очередное последствие инфляции – нестабильность и недостаточность 
экономической информации, мешающие составлению бизнес-планов. Цены – 
главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация – главная для 
бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и 
покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает 
уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические 
стимулы, снижается активность бизнеса. В силу отсутствия качественной 
информации о ценах, усиливается дезориентация субъектов рыночного 
хозяйства, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. У 
предприятий возрастают издержки, связанные с потребностью адаптироваться 
к постоянным изменениям. 
 
Следующее последствие инфляции – реальная денежная процентная ставка 
уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 
1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году 
получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже. 
 
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной 
занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, 
снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом 
безработицы (кривая Филлипса). Эта зависимость снижения инфляции ценою 
роста безработицы лежит в основе многих государственных антиинфляционных 
программ. 
 
Может ли инфляция быть выгодной? Наиболее уязвимыми оказываются 
получатели низких доходов, поскольку галопирующий рост цен охватывает 
прежде всего товары первой необходимости. У малоимущих слоев населения 
они поглощают практически 100% реального дохода, остающегося после 
оплаты коммунальных услуг. А цены на эти продукты растут ускоренным 
темпом. Социальные меры по поддержке необеспеченных слоев, несомненно, 
нужны, хотя в условиях форсированной инфляции они не решают проблемы.  
 
От инфляции страдают предприниматели и работники, занятые в отраслях с 
медленной оборачиваемостью капитала, сезонным характером производства, 
специализированной продукцией со слабой эластичностью предложения. 
 
От инфляции страдают государственные служащие, зарплата которых 
фиксирована (учителя, медики, работники связи и т.д.). Убытки терпят 
также кредиторы, предоставившие долго- и среднесрочные ссуды под 
фиксированные или слабовозрастающие проценты. Терпящей бедствия стороной 
становятся получатели пенсий, страховок, арендных или коммунальных 
платежей. 
 
Кому же может «повезти» в условиях инфляции? Это: 
 
Посредникам, занятым перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты 
 
Экономическим агентам и физическим лицам, сумевшим получить кредиты 
 
Лица, вложившим деньги в недвижимость, картины и прочие ценности 
 
В целом, однако, инфляция не создает благоприятной атмосферы для 
проявления предпринимательских талантов. Здесь скорее работают случайные 
обстоятельства, далекие от профессионального мастерства и трудолюбия. 
 
Обычными следствиями быстрого роста цен становятся своеобразные 
инфляционные психозы, потеря доверия к сберегательным учреждениям и 
банкам, социально-политические кризисы. 

3.2. Определение причин инфляции в РФ

 

Накопление  кризисного потенциала в российской экономике происходило постепенно и параллельно кажущейся стабилизации.

Борьба  с инфляцией путем ограничения  роста денежной массы привела  к недостатку наличных денежных средств для обслуживания товарооборота.

Снижение  текущей инфляции компенсировалась за счет сокращения социальных расходов и роста "отсроченной инфляции". В России рост "отсроченной инфляции" происходит на фоне постоянного повышения  реальных ставок налогов и снижения объемов их собираемости. Вследствие непродуманной фискальной политики все большее количество предприятий уходило в теневую экономику. До 40% экономики функционировало в теневом секторе. Вывоз капитала за границу достигал 10 - 12 млрд. долларов ежегодно.

Все это время баланс бюджетных  расходов поддерживался за счет роста "отсроченной инфляции". Так, каждый рубль задержки выплат из бюджета  оборачивался в 5 - 6 рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 году составил более 1,4 трил. рублей.

Высокие процентные ставки по ГКО-ОФЗ, спекулятивное надувание "фондового  пузыря" вытесняли с рынка прямые инвестиции. Государственный внешний  долг, вследствие накопления краткосрочных  валютных обязательств коммерческих банков, внешних займов субъектов Федерации, неблагоприятных внутренних условий  стал представлять серьезную угрозу для финансовой системы страны.

Искусственно поддерживаемый курс рубля способствовал установленного неадекватного соотношения цен  на экспортные и импортные товары. Цены на экспорт оказались завышены, что сократило поступления валюты в страну, а цены на импорт занижены, что подрывало конкурентоспособность  отечественных товаров. В результате до 60% продовольственного рынка обеспечивается за счет импорта. Большинство видов  промышленной и сельскохозяйственной продукции просто стало невыгодно  производить.

В условиях отсутствия механизмов, обеспечивающих экономический рост, несовершенной  фискальной системы, поддержания высокого уровня потребления и интенсивного вывоза капитала за границу, "отсроченная  инфляция" составила всего доли процента текущей, то в 1998 году она уже  в десять раз превышала текущую.

К неучтенным составляющим индекса "отсроченной  инфляции" относятся: прочие долговые обязательства правительства и  субъектов Федерации, завышенные внутренние цены на энергоносители, услуги связи  и МПС, кредиты, полученные под гарантии правительства России и т.д.

На относительный размер "отсроченной  инфляции" влияет завышенный Госкомстатом РФ объем ВВП. К середине 1998 года "отсроченная инфляция" составила  не менее 400% ВВП России. Критическим  значением "отсроченной инфляции" в развитых странах мира является величина 60 - 120 % ВВП.

Одновременно валовое накопление основного капитала по ППС сократилась  до 50% в 1998 году. Хотя, например, Япония для обеспечения высоких темпов экономического роста несколько  десятилетий подряд поддерживала валовое  накопление основного капитала на уровне 25 - 30%. Ресурсы, полученные за счет роста "отсроченной инфляции" фактически шли на конечное потребление.

В подобных условиях могли развиваться  лишь экспорто ориентированные сырьевые предприятия малого и среднего бизнеса. Российская индустрия в целом, особенно наукоемкие отрасли промышленности, была обречена на вымирание.

Финансовые средства оказались  оторванными от реального сектора  экономики и вращались либо в  замкнутых цепочках сырьевых экспортеров, либо в рамках ГКО-ОФЗ. Объемы инвестиций продолжали снижаться. За восемь последних  лет капиталовложения в экономику  страны сократилось почти в 5 раз.

Слабая государственная власть и исторически предопределенная зависимость экономики от политики в России обусловили создание олигополистической социально-экономической модели, следствием чего явились крайняя монополизация  российского рынка и предельно  высокая коррумпированность аппарата государственного управления.

Причиной нынешнего экономического кризиса явились:

  1. Накопление "отсроченной инфляции" в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить.
  2. Неоправданно низкая доля накопления.
  3. Чисто спекулятивный характер фондового рынка, не отражающий реального состояния экономики.
  4. Полное отсутствие программы экономического роста и развития промышленного производства.
  5. Непродуманная фискальная политика.

Правительство пыталось одним махом девальвировать рубль, повысить налоговые поступления  в страну, обеспечить положение крупнейших банков путем замораживания расчетной  с их зарубежными кредиторами, объявить войну неплатежам.

На  рынок хлынул шквал "отсроченной  инфляции".

По-видимому, правительство решило пойти сразу  двумя путями:

  1. Ограничить оборот наличных денег, лимитировать их остатки;
  2. Запустить печатный станок.

Предложенный механизм уже сам  по себе подразумевает инфляцию.

Увеличился отток средств из промышленности в теневой сектор. Массированное привлечение средств  населения маловероятно, поскольку  доверие к государству как  гаранту займов, подорвано на неопределенный период. Начался отток валютных сбережений за границу.

Путь выхода из кризиса определяется стратегией развития государства. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения  к проводимым реформам.

Как показывает мировой опыт, выход  из кризиса цивилизованным демократическим  путем возможен только при жесткой  централизации государственной  власти и проведении нетривиальных  мер по обеспечению экономического роста. Эти меры хорошо известны и  применялись всеми развитыми  и развивающимися странами мира.

 

3.3. Особенности антиинфляционного регулирования в России

 

Экономика России имеет переходный характер. Это предполагает отличное от практики развитых стран протекание инфляционных процессов.

В сложившейся ситуации государству  следует предпринять шаги по разрушению денежного кризиса в реальном секторе. Они могут заключаться  в снижении ставки рефинансирования и доходности государственных казначейских обязательств. Среди других шагов  в этом направлении можно выделить разработку эффективной и регулируемой государством инвестиционной политики. Особое место в этой политике должно занимать привлечение иностранных  и репатриация российских капиталов.

Необходима срочная реформа  налоговой системы. Государство  в доходной части своего бюджета  должно ориентироваться на такую  налоговую политику, которая опиралась  бы не на ставки налогов, а на массу  прибыли, не на дополнительные виды налогов, а на рост производства товаров, прибылей и доходов населения.

Перспективным направлением ограничения  инфляции издержек является заключение межотраслевых соглашений по ценам, которые позволяют предотвратить  рост издержек по технологическим цепочкам. При этом следует исключить политику ценовой дискриминации по отношению  к тем потребителям, которые не участвуют в данных соглашениях.

Важным аспектом антиинфляционной стратегии в условиях России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Трансакционные издержки, связанные с ними, повышают конечную цену продукции. На денежной массе сказывается приток средств, полученных преступным путем и "отмываемых" в находящихся под контролем мафии банках и других кредитных учреждениях. Успеха в борьбе с этим явлением можно добиться, разработав эффективное законодательство, регулирующее все средства рыночной экономики в нашей стране. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.

Необходимо принимать меры по нейтрализации  внешних факторов инфляции. Она воплощается в механизм "импортируемой" инфляции, прежде всего из США. Долларизация экономики достигла таких масштабов, что эта валюта зачастую выполняет функции рубля, в частности функцию меры стоимости.

Около 15% доходов населения регулярно  тратит на приобретение наличной валюты. В 1995 году на эти цели было потрачено 135 трлн. рублей.

Увеличение вкладов россиян  в иностранную валюту ведет к  дополнительному росту денежной массы в обращении и ослабляет  инвестиционный потенциал отечественной  экономики.

Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономического преобразования, расчеты на быстрое укрощение  стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить  новую систему хозяйственного регулирования  оказалось далеко не просто. Переход  от централизованно управляемой  системы к основанной на действии рыночных цен натолкнуло на большие проблемы. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно.

В России на начальном этапе экономической  реформы можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации:

  1. Наличие общего структурного равновесия и отсутствие конкурентной среды;
  2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение;
  3. Сохраняется давление внешнего долга. Практически отсутствуют страховые фонды - материальные и финансовые.

Сложившаяся в стране ситуация предполагает очень осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности, согласия, и поддержки  населением мер регулирования.

 

3.4. Мировая антиинфляционная политика

В мировой теории и практике накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Полная победа над инфляцией  в современных условиях невозможна, так как невозможно устранить  все факторы, ее вызывающие, и разрушить  ее механизмы (бюджетный дефицит, диспропорции в народном хозяйстве, монополистические  структуры в экономике, инфляционные ожидания населения и предпринимателей и т.д.).

Поэтому цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать  инфляцию управляемой, а ее уровень  достаточно умеренным. Для этого  используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятий  в области политики доходов, различные  программы стабилизации.

Информация о работе Последствия инфляции. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционное регулирование