Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа
Цель: изучить сущность инфляции и пути ее преодоления.
Задачи:
1.Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;
2.Выявить основные причины инфляционных процессов;
3.Изучить социально-экономические последствия инфляции;
4.Дать анализ антиинфляционным мерам государства;
5.Исследовать особенности инфляционного процесса в Российской Федерации меры их преодоления.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….........3
Ι. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЁ ТИПЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ …………………………………………………………………
1.1. Теоретическое объяснение феномена инфляции…………………
1.2. Открытый и подавленный типы инфляции………………….
1.3. Экономические измерители уровня инфляции………………....8 - 10
ΙΙ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………….13
2.1. Причины инфляции……………………………………..13 - 15
2.2. Механизмы инфляции……………………………………..13 - 15
2.3. Альтернативные концепции инфляции ………………..13 - 15
ΙΙΙ. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ………………
3.1. Социально – экономические последствия инфляции………..13 - 15
3.2. Определение причин инфляции в РФ. ………………15 – 16
3.3. Особенности антиинфляционного регулирования в России ..13 – 15
3.4. Мировая антиинфляционная политика………………
Приложение………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
Список используемой литературы …………………………………………..36
К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.
Ортодоксальный вариант
Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических прогнозов, в том числе:
Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах, а также тех, где экономика имеет переходный характер, показывает:
Монетаристская политика применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса.
Немонетаристская политика применяется для воздействия на инфляцию предложения.
Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи возможно при правительстве, которое поддерживается курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользуется доверием населения. Оно должно ставить перед собой конкретные антиинфляционные задачи, уведомлять о них граждан, а также обязательно добиваться их решения.
При постоянной соблюдении обещаний со стороны правительства начинает действовать "эффект объявления", который стал эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких станах, как США, Германия, Великобритания. Он требует лишь твердости и уверенности в правильности своих действий со стороны Центрального Банка и правительства.
Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:
Именно такая политика проводилась администрацией Р. Рейгана (США) в 80-х годах. Все эти меры, оказывая понижательное давление на уровень цен внутреннего рынка США, дополнительно способствовало снижению инфляции.
Первостепенное значение имели меры по стимулированию производства и сбережений через снижение налогов. Для этого была проведена широкомасштабная налоговая реформа. В результате этой реформы максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70 до 33% при резком уменьшении шкалы налогообложения. Это привело к увеличению личных сбережений, население стало более активно приобретать ценные бумаги - государственные облигации и акции корпораций.
Кроме того, с 46 до 34% был снижен налог на прибыль корпораций. Такой шаг дает увеличение производства и занятости, а, следовательно, и массы доходов, подлежащих налогообложению.
Уже с середины 70-х годов в странах запада широко применялась политика таргентирования, предложенная монетаристами и направленная на введение ценовых ориентиров и установления жестких лимитов прироста денежной массы.
Центральный банк должен регулировать
денежную массу, воздействуя на денежную
базу. Однако последствия такого регулирования
неоднозначны. Сокращение темпов роста
денежной массы может и не привести
к снижению цен, особенно в условиях
монополистической структуры
Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к методам изменения учетной ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что способствует оттоку лишних денег из обращения и его стабилизации.
Мероприятия по регулированию учетной ставки обычно сопровождаются операциями Центрального банка на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных ресурсов банковской системы. Центральный банк может продавать валюту коммерческим банкам с целью сокращения их кредитных возможностей и стимулирования этих банков к инвестициям за границей.
Однако повышение уровня процента имеет предел, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции.
Ограничению воздействия
Однако данной тенденции противодействует другая - удорожание экспорта. Это снижает его конкурентоспособность, ухудшает торговый и платежный баланс.
Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные элементы, которые оказывают понижательное давление на цены со стороны предложений.
Это:
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных шагов по снижению темпов инфляции.
На это направлена краткосрочная
политика. Используя ее методы, можно
ослабить инфляционное давление на цены,
а также подготовить экономику
к более радикальным
Главной задачей при этом является сокращение инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.
Положительное влияние на состояние государственного бюджета оказывает умелая приватизация государственной собственности. С одной стороны пополняется доходная часть государственного бюджета, с другой стороны ослабляет напряжение в расходной части. Появление на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приводит к оттоку свободных ресурсов с денежного рынка. На начальных этапах остановить инфляцию спроса помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация предприятиями и государством товароматериальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.
Целью второго направления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция не только означает снижение
покупательской способности денег,
но и подрывает возможности
Инфляционные процессы не могут
рассматриваться как прямой результат
только определенной политики расширения
денежной эмиссии или дефицитного
регулирования производства, т.к. рост
цен оказывается не просто следствием
непродуманных акций
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
В отличие от Запада, в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности.
Это дефицит госбюджета, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении.
Управление инфляцией
Требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них:
Нормализация денежного
Приложение
Уровень Инфляции в России, %
Янв |
Фев |
Мар |
Апр |
Май |
Июн |
Июл |
Авг |
Сен |
Окт |
Ноя |
Дек |
Год | |
2013 |
0,97 |
0,56 |
0,34 |
0,51 |
2,40 | ||||||||
2012 |
0,50 |
0,37 |
0,58 |
0,31 |
0,52 |
0,89 |
1,23 |
0,10 |
0,55 |
0,46 |
0,34 |
0,54 |
6,58 |
2011 |
2,37 |
0,78 |
0,62 |
0,43 |
0,48 |
0,23 |
-0,01 |
-0,24 |
-0,04 |
0,48 |
0,42 |
0,44 |
6,10 |
2010 |
1,64 |
0,86 |
0,63 |
0,29 |
0,50 |
0,39 |
0,36 |
0,55 |
0,84 |
0,50 |
0,81 |
1,08 |
8,78 |
2009 |
2,37 |
1,65 |
1,31 |
0,69 |
0,57 |
0,60 |
0,63 |
0,00 |
-0,03 |
0,00 |
0,29 |
0,41 |
8,80 |
2008 |
2,31 |
1,20 |
1,20 |
1,42 |
1,35 |
0,97 |
0,51 |
0,36 |
0,80 |
0,91 |
0,83 |
0,69 |
13,28 |
2007 |
1,68 |
1,11 |
0,59 |
0,57 |
0,63 |
0,95 |
0,87 |
0,09 |
0,79 |
1,64 |
1,23 |
1,13 |
11,87 |
2006 |
2,43 |
1,66 |
0,82 |
0,35 |
0,48 |
0,28 |
0,67 |
0,19 |
0,09 |
0,28 |
0,63 |
0,79 |
9,00 |
2005 |
2,62 |
1,23 |
1,34 |
1,12 |
0,80 |
0,64 |
0,46 |
-0,14 |
0,25 |
0,55 |
0,74 |
0,82 |
10,91 |
2004 |
1,75 |
0,99 |
0,75 |
0,99 |
0,74 |
0,78 |
0,92 |
0,42 |
0,43 |
1,14 |
1,11 |
1,14 |
11,74 |
2003 |
2,40 |
1,63 |
1,05 |
1,02 |
0,80 |
0,80 |
0,71 |
-0,41 |
0,34 |
1,00 |
0,96 |
1,10 |
11,99 |
2002 |
3,09 |
1,16 |
1,08 |
1,16 |
1,69 |
0,53 |
0,72 |
0,09 |
0,40 |
1,07 |
1,61 |
1,54 |
15,06 |
2001 |
2,8 |
2,3 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
1,6 |
0,5 |
0,0 |
0,6 |
1,1 |
1,4 |
1,6 |
18,8 |
2000 |
2,3 |
1,0 |
0,6 |
0,9 |
1,8 |
2,6 |
1,8 |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
1,5 |
1,6 |
20,1 |
1999 |
8,4 |
4,1 |
2,8 |
3,0 |
2,2 |
1,9 |
2,8 |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,3 |
36,6 |
1998 |
1,5 |
0,9 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
0,1 |
0,2 |
3,7 |
38,4 |
4,5 |
5,7 |
11,6 |
84,5 |
1997 |
2,3 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
0,9 |
-0,1 |
-0,3 |
0,2 |
0,6 |
1,0 |
11,0 |
1996 |
4,1 |
2,8 |
2,8 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
0,7 |
-0,2 |
0,3 |
1,2 |
1,9 |
1,4 |
21,8 |
1995 |
17,8 |
11,0 |
8,9 |
8,5 |
7,9 |
6,7 |
5,4 |
4,6 |
4,5 |
4,7 |
4,6 |
3,2 |
131,6 |
1994 |
17,9 |
10,8 |
7,4 |
8,5 |
6,9 |
6,0 |
5,3 |
4,6 |
8,0 |
15,0 |
14,6 |
16,4 |
214,8 |
1993 |
25,8 |
24,7 |
20,1 |
18,7 |
18,1 |
19,9 |
22,4 |
26,0 |
23,0 |
19,5 |
16,4 |
12,5 |
840,0 |
1992 |
245,3 |
38,0 |
29,9 |
21,7 |
11,9 |
19,1 |
10,6 |
8,6 |
11,5 |
22,9 |
26,1 |
25,2 |
2508,8 |
1991 |
6,2 |
4,8 |
6,3 |
63,5 |
3,0 |
1,2 |
0,6 |
0,5 |
1,1 |
3,5 |
8,9 |
12,1 |
160,4 |
Информация о работе Последствия инфляции. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционное регулирование