Последствия инфляции. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучить сущность инфляции и пути ее преодоления.

Задачи:

1.Дать определение инфляции, ее классификацию и методы измерения;

2.Выявить основные причины инфляционных процессов;

3.Изучить социально-экономические последствия инфляции;

4.Дать анализ антиинфляционным мерам государства;

5.Исследовать особенности инфляционного процесса в Российской Федерации меры их преодоления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….........3
Ι. СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ И ЕЁ ТИПЫ. ИЗМЕРЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ …………………………………………………………………
1.1. Теоретическое объяснение феномена инфляции…………………
1.2. Открытый и подавленный типы инфляции………………….
1.3. Экономические измерители уровня инфляции………………....8 - 10
ΙΙ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ИНФЛЯЦИИ………….13
2.1. Причины инфляции……………………………………..13 - 15
2.2. Механизмы инфляции……………………………………..13 - 15
2.3. Альтернативные концепции инфляции ………………..13 - 15
ΙΙΙ. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РФ. АНТИИНФЛЯЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ………………
3.1. Социально – экономические последствия инфляции………..13 - 15
3.2. Определение причин инфляции в РФ. ………………15 – 16
3.3. Особенности антиинфляционного регулирования в России ..13 – 15
3.4. Мировая антиинфляционная политика………………
Приложение………………………………………………………………..3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..35
Список используемой литературы …………………………………………..36

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории.docx

— 1.52 Мб (Скачать файл)

К настоящему времени сформировались два основных варианта антиинфляционной политики: ортодоксальный и гетеродоксальный.

 Ортодоксальный вариант предполагает  максимальное использование рыночных  регуляторов и включает:

  1. Либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке.
  2. Введение свободных цен при ограничении роста зарплаты и поддержание плавающего и, по возможности, стабильного курса национальной валюты.
  3. Постепенное сокращение сферы деятельности государства в экономике, ограничение ее пределов решением проблем сбалансированности бюджета и поддержания темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Гетеродоксальный вариант предусматривает более активное государственное вмешательство в ход экономических прогнозов, в том числе:

  1. Временное замораживание роста цен и заработной платы.
  2. Меры по стабилизации предпринимательства и сбережений населения посредством снижения налогового бремени.
  3. Развитие рыночной инфраструктуры и поддержку жизненно важных отраслей производства.
  4. Регулирование внешней торговли и валютных операций.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией  в развитых и развивающихся странах, а также тех, где экономика имеет переходный характер, показывает:

  1. Необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ, включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана.

Монетаристская политика применяется  в основном для воздействия на инфляцию спроса.

Немонетаристская политика применяется для воздействия на инфляцию предложения.

  1. Целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии  является гашение адаптивных инфляционных ожиданий. Решение этой задачи возможно при правительстве, которое поддерживается курса на постепенное искоренение  неуправляемой инфляции и пользуется доверием населения. Оно должно ставить  перед собой конкретные антиинфляционные задачи, уведомлять о них граждан, а также обязательно добиваться их решения.

При постоянной соблюдении обещаний со стороны правительства начинает действовать "эффект объявления", который стал эффективным элементом антиинфляционной стратегии в таких станах, как США, Германия, Великобритания. Он требует лишь твердости и уверенности в правильности своих действий со стороны Центрального Банка и правительства.

Правительство должно постоянно предпринимать  шаги, способствующие укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Установление конкретного рыночного климата в стране, включая всемерную либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности. Систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов монополистического поведения.
  2. Отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, а также переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса.
  3. Стимулирование диверсификации производства и продаж.

Именно такая политика проводилась  администрацией Р. Рейгана (США) в 80-х  годах. Все эти меры, оказывая понижательное  давление на уровень цен внутреннего  рынка США, дополнительно способствовало снижению инфляции.

Первостепенное значение имели  меры по стимулированию производства и сбережений через снижение налогов. Для этого была проведена широкомасштабная налоговая реформа. В результате этой реформы максимальная ставка индивидуального подоходного налога снизилась с 70 до 33% при резком уменьшении шкалы налогообложения. Это привело к увеличению личных сбережений, население стало более активно приобретать ценные бумаги - государственные облигации и акции корпораций.

Кроме того, с 46 до 34% был снижен налог  на прибыль корпораций. Такой шаг  дает увеличение производства и занятости, а, следовательно, и массы доходов, подлежащих налогообложению.

Уже с середины 70-х годов в  странах запада широко применялась  политика таргентирования, предложенная монетаристами и направленная на введение ценовых ориентиров и установления жестких лимитов прироста денежной массы.

Центральный банк должен регулировать денежную массу, воздействуя на денежную базу. Однако последствия такого регулирования  неоднозначны. Сокращение темпов роста  денежной массы может и не привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической структуры рынка.

Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к методам изменения учетной  ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы  коммерческих банков и общую ликвидность  банковской системы, что способствует оттоку лишних денег из обращения  и его стабилизации.

Мероприятия по регулированию учетной  ставки обычно сопровождаются операциями Центрального банка на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных  ресурсов банковской системы. Центральный  банк может продавать валюту коммерческим банкам с целью сокращения их кредитных  возможностей и стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Однако повышение уровня процента имеет предел, так как его следствием является сокращение инвестиционной активности и производства. Высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции.

Ограничению воздействия внешнеэкономических  факторов обеспечения денег способствуют различные меры по уравновешиванию  платежного баланса и стабилизации валютного курса. Повышение курса  национальной валюты вызывает снижение цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и подталкивают вниз общий  уровень цен в экономике.

Однако данной тенденции противодействует другая - удорожание экспорта. Это снижает его конкурентоспособность, ухудшает торговый и платежный баланс.

Единая антиинфляционная стратегия  должна включать любые неденежные элементы, которые оказывают понижательное давление на цены со стороны предложений.

Это:

  1. Государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства.
  2. Переориентация инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие товарами потребительский рынок.
  3. Демилитаризация и конверсия военных секторов экономики.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии. Однако в отдельных случаях  ситуация в экономике требует  немедленных шагов по снижению темпов инфляции.

На это направлена краткосрочная  политика. Используя ее методы, можно  ослабить инфляционное давление на цены, а также подготовить экономику  к более радикальным антиинфляционным мерам.

Главной задачей при этом является сокращение инфляционного разрыва  между спросом и предложением. Этого можно добиться либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса, либо снижая текущий  спрос без соответствующего уменьшения предложения. В первом случае предоставляются  налоговые льготы предприятиям, которые  диверсифицируют производство и  продажи, а также выпускают побочные товары и оказывают дополнительные услуги.

Положительное влияние на состояние  государственного бюджета оказывает  умелая приватизация государственной  собственности. С одной стороны  пополняется доходная часть государственного бюджета, с другой стороны ослабляет  напряжение в расходной части. Появление  на фондовом рынке акций приватизируемых  предприятий приводит к оттоку свободных  ресурсов с денежного рынка. На начальных  этапах остановить инфляцию спроса помогает массированный импорт потребительских  товаров, а также реализация предприятиями  и государством товароматериальных запасов, скопившихся в предыдущие годы.

Целью второго направления антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в целом. В крайних случаях  вводится временное замораживание  вкладов до востребования или  проводится денежная реформа той  или иной степени жесткости.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом.

Инфляция не только означает снижение покупательской способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования.

Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики расширения денежной эмиссии или дефицитного  регулирования производства, т.к. рост цен оказывается не просто следствием непродуманных акций государственных  чиновников, а неизбежным результатом  глубинных процессов в экономике, следствием нарастания диспропорций между  спросом и предложением, накоплением  и потреблением и т.д. В итоге  процесс инфляции носит не случайный, а практически неизбежный характер.

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает  тенденция замедления темпов инфляции.

В отличие от Запада, в России и  других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности.

Это дефицит госбюджета, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно - кредитной  и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат  не только монетарные, но и другие факторы.

Требуется проведение широкого комплекса  антиинфляционных мероприятий. Среди  них:

  • стабилизация и стимулирование производства;
  • совершенствование налоговой системы;
  • создание рыночной инфраструктуры;
  • проведение определенных мер по регулированию цен и расходов.

Нормализация денежного обращения  и противодействие инфляции требует гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнью.

 

Приложение

Уровень Инфляции в России, %

 

 

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

               

2,40

2012

0,50

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,10

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,10

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,50

0,39

0,36

0,55

0,84

0,50

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,60

0,63

0,00

-0,03

0,00

0,29

0,41

8,80

2008

2,31

1,20

1,20

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,80

0,91

0,83

0,69

13,28

2007

1,68

1,11

0,59

0,57

0,63

0,95

0,87

0,09

0,79

1,64

1,23

1,13

11,87

2006

2,43

1,66

0,82

0,35

0,48

0,28

0,67

0,19

0,09

0,28

0,63

0,79

9,00

2005

2,62

1,23

1,34

1,12

0,80

0,64

0,46

-0,14

0,25

0,55

0,74

0,82

10,91

2004

1,75

0,99

0,75

0,99

0,74

0,78

0,92

0,42

0,43

1,14

1,11

1,14

11,74

2003

2,40

1,63

1,05

1,02

0,80

0,80

0,71

-0,41

0,34

1,00

0,96

1,10

11,99

2002

3,09

1,16

1,08

1,16

1,69

0,53

0,72

0,09

0,40

1,07

1,61

1,54

15,06

2001

2,8

2,3

1,9

1,8

1,8

1,6

0,5

0,0

0,6

1,1

1,4

1,6

18,8

2000

2,3

1,0

0,6

0,9

1,8

2,6

1,8

1,0

1,3

2,1

1,5

1,6

20,1

1999

8,4

4,1

2,8

3,0

2,2

1,9

2,8

1,2

1,5

1,4

1,2

1,3

36,6

1998

1,5

0,9

0,6

0,4

0,5

0,1

0,2

3,7

38,4

4,5

5,7

11,6

84,5

1997

2,3

1,5

1,4

1,0

0,9

1,1

0,9

-0,1

-0,3

0,2

0,6

1,0

11,0

1996

4,1

2,8

2,8

2,2

1,6

1,2

0,7

-0,2

0,3

1,2

1,9

1,4

21,8

1995

17,8

11,0

8,9

8,5

7,9

6,7

5,4

4,6

4,5

4,7

4,6

3,2

131,6

1994

17,9

10,8

7,4

8,5

6,9

6,0

5,3

4,6

8,0

15,0

14,6

16,4

214,8

1993

25,8

24,7

20,1

18,7

18,1

19,9

22,4

26,0

23,0

19,5

16,4

12,5

840,0

1992

245,3

38,0

29,9

21,7

11,9

19,1

10,6

8,6

11,5

22,9

26,1

25,2

2508,8

1991

6,2

4,8

6,3

63,5

3,0

1,2

0,6

0,5

1,1

3,5

8,9

12,1

160,4

Информация о работе Последствия инфляции. Особенности инфляции в РФ. Антиинфляционное регулирование