Повышение конкурентоспособности продукции производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей повышения конкурентоспособности продукции производства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия;
2. Выявить основные показатели конкурентоспособности;

Файлы: 1 файл

аааа ккууурс252.docx

— 197.20 Кб (Скачать файл)

Введение

     В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является его конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, требованиям потребителей. Товар должен наиболее полно удовлетворять конкретную потребность потребителя и, что самое важное, быть успешным на рынке.

   Проблема конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Увеличение числа фирм - конкурентов и увеличение ассортимента товара значительно обостряет борьбу за потребителя. В этой борьбе центральную роль играет значительное повышение конкурентоспособности товаров.

На основании проведения анализа экономических показателей  предприятия можно выделить ведущие  отрасли организации, и сделать  вывод – является ли предприятие  конкурентоспособным или нет.

Актуальность темы данной работы заключается в том, что  при современной экономической  ситуации вопрос повышения конкурентоспособности  предприятия, а также и продукции  предприятия, считается одним из наиболее часто возникающих, так  как развитие сельскохозяйственных предприятий напрямую влияет на экономику  страны вцелом.

Целью курсовой работы является разработка путей повышения конкурентоспособности продукции производства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

  1. Изучить теоретические аспекты, сущность и понятие конкурентоспособности продукции предприятия;
  2. Выявить основные показатели конкурентоспособности;
  3. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности СПК (колхоза) «Спасбардинский»;
  4. Предложить мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия.

Объектом исследования является СПК (колхоза) «Спасбардинский». Предметом исследования – организационно-экономические отношения, связанные с повышением конкурентоспособностью продукции предприятия.

Период исследования – 2010–2012 г.

         Осуществляется планирование (прогнозирование) на 2015 г.

При написании работы использовалась учебно-методическая литература и периодические  издания. Использовались основные методы:

    1. Планирования;
    2. метод сравнения;
    3. аналитический метод;
    4. статистический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоритические аспекты конкурентоспособности предприятия

    1. Понятие конкурентоспособности продукции предприятия

В условиях рыночной экономики  выживаемость любого предприятия, устойчивое положение его продукции на рынке  определяется уровнем его конкурентоспособности, то есть способности в условиях современной  экономики производить и сбывать  продукцию, которая по ценовым и  неценовым характеристикам более  привлекательна для потребителей, чем  продукция конкурентов.

Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых  активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны  для производства и позволяют  побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером  на рынке, ему необходимо опережать  конкурентов в нововведениях  в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов.

На рисунке 1 представлены факторы внешней и внутренней среды.

Рисунок 1. Факторы внешней  и внутренней среды

Конкурентоспособная продукция- это продукция, обладающая более высокими свойствами по сравнению с аналогами и пользующаяся в результате повышенным спросом. Конкурентоспособность продукции - понятие относительное, четко привязанное к определенному рынку и времени сбыта, что особенно характерно для сельскохозяйственной продукции). Конкурентоспособность продукции определяется показателями ее качества, ценой, упаковкой, товарным знаком, рекламой и т.д. [4, 218]

Важным фактором конкурентоспособности  продукции, также как и предприятия  в целом, является ее маркетинговая  деятельность. Она предполагает решение  не только относительно пассивной задачи - тщательного изучения требований покупателей и адаптации к  ним выпускаемой продукции, Но и  активной задачи по формированию и  стимулированию спроса на товары фирмы  в целях повышения их конкурентоспособности  и увеличения продаж. Именно этой цели в первую очередь призвана служить  реклама.

Конкурентоспособностью  всякого, поступающего на внешний рынок  товара называется способность товара отвечать требованиям данного рынка  в данный период времени.

    1. Показатели конкурентоспособности продукции предприятия

Конкурентоспособность продукции  показывает степень её притягательности для реального потребителя, т.е. уровень  предпочтения данной продукции на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).

  • Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж продукции, её известность, торговая марку и др. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.
  • Экономические параметры формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
  • Организационные (коммерческие) параметры включают систему скидок, условия платежа и др. [4, 240]

Поскольку товары ориентированы  на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство  покупателей конкретного сегмента при совершении покупки.

Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень  их важности для разных покупателей  могут различаться даже на одном  рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение  к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним  из ключевых моментов ее оценки.

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие  от товара-конкурента как по степени  соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность  анализируемой продукции в сравнении  с товаром-конкурентом. Один из основных показателей — уровень конкурентоспособности.

На практике конкурентоспособность  оценивают чаще всего с помощью  товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к  общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные  требования, которым должен удовлетворять  товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка  и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого  критерия может определяться с помощью  экспертных и социологических методов.

Существует разное количество методик расчета конкурентоспособности  товара. Одна из них основана на определении  перечня параметров, подлежащих анализу: потребительных, экономических и  организационных. Сначала определяются единичные показатели по каждой группе параметров, затем — групповые, а  на последнем этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности. Иногда ограничиваются расчетом группового показателя конкурентоспособности  по одной группе параметров, наиболее важных для потребителей.

Примерная последовательность проведения расчета конкурентоспособности  товара следующая.

1. Определяют единичные  показатели конкурентоспособности.  При использовании образца в  качестве базы сравнения единичные  показатели конкурентоспособности  по i-му параметру (например, потребительным свойствам) находят по следующим формулам:

qi =  (Pi / Pi0) * 100%                                                                                 ( 1)

qi =  (Pi0 / Pi) * 100%                                                                                 ( 2)

Где q i — единичный показатель конкурентоспособности по i-му параметру; Р i — величина i-го параметра для анализируемого товара; Р i0 — величина i-го параметра для образца, взятого за базу сравнения.

Из формул (1) и (2) используется та, в которой рост показателя соответствует  улучшению параметра анализируемого товара. Когда ориентируются на нормируемые  ГОСТом показатели с уточнением «не  менее», применяется формула (1); если же исследуемый показатель имеет  уточнение «не более», применяется  формула (2).

2. По единичным показателям  рассчитывают групповые показатели  конкурентоспособности (или сводные  индексы конкурентоспособности), которые  характеризуют соответствие изделия  потребности в нем. Для этого  единичные показатели объединяют  с учетом значимости каждого  из них по формуле:

Iпп = ∑ ni=1 ai * qi                                                                                      (3)

Где Iпп — групповой показатель по потребительным (техническим) параметрам; n — число параметров, участвующих в оценке; а — вес i-го параметра в общем наборе (коэффициент весомости); q, — единичный показатель по i-му техническому параметру.

Сумма а, должна равняться 1.

3. В ряде случаев уровень  конкурентоспособности определяют  с помощью групповых показателей  по одной группе параметров. Например, зная величину групповых показателей  конкурентоспособности товара по  потребительным (техническим) параметрам, расчет конкурентоспособности проводят  по формуле

Ka = Iпп1 / Iпп2                                                                                           (4)

Где Ka — показатель конкурентоспособности первого товара по отношению к аналогу — товару-конкуренту по потребительным параметрам; Iпп1 и Iпп2 — групповые показатели по потребительным (техническим) параметрам для первого товара и товара-конкурента.

4. По аналогичной схеме  определяют набор экономических  (стоимостных) параметров товара, характеризующих его основные  свойства через затраты на  приобретение и использование  изделия на протяжении всего  периода его потребления.

Обычно величины экономических  параметров (размер издержек) складываются из цены изделия (С1), расходов на его транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), обучение персонала (С7), налогов (С8), страховых взносов (С9) и т.д. В совокупности эти расходы составляют цену потребления — СЭ, т.е. объем средств, необходимых в течение всего срока эксплуатации товара:

СЭ = С1 + С2 + С3 +... + Сn                                                                       (5)

Групповой показатель по экономическим  параметрам рассчитывается по формуле

Iэп = Сэ1 / Сэ2                                                                                             (6)

Где Cэ1 — цена потребления оцениваемого товара; Сэ2 — цена потребления конкурирующего товара.

Чем выше цена потребления, тем меньше оцениваемый товар  отвечает запросам (ожиданиям) покупателя.

5. На базе групповых  (сводных) показателей конкурентоспособности  определяют интегральный показатель  относительной конкурентоспособности  (К) изделия:

K = Iпп/ Iпэ

Если К > К0, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < К0 — уступает, если К = К0 — оба находятся на одном уровне.

Интегральный показатель конкурентоспособности товара выражает степень привлекательности товара для покупателя.

    1. Рынок продукции животноводства в Пермском крае

Животноводство  — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. В животноводстве имеют место несколько основных отраслей: скотоводство (молочное и мясное), птицеводство, свиноводство.[12, 45]

Все эти отрасли животноводства обеспечивают население молоком, яйцами и мясом. Скотоводство является поставщиком мяса и молока, птицеводство – яиц и мяса, а свиноводство - мясная отрасль.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции производства