Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Понятие организации всегда находилось в центре внимания мыслящих людей – начиная с великих полководцев древности и теоретиков военного искусства и кончая современными исследователями человеческого поведения. Главной причиной такого пристального интереса была удивительная способность организации нелинейно увеличивать силы и возможности вовлеченных в неё лиц. Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Абстрактное рассмотрение управления позволяет лучше понять его сущность и природу, вскрывая и описывая те лежащие в его основе отношения, которые в значительной мере определяют форму и содержание явлений и процессов, логику и направление развития эволюцию управления.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 4
Глава 1 Характеристика 19-20 века. 4
Глава 2 6
Эволюционные и революционные модели внутрихозяйственных изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной организации. 6
Глава 3 10
Россия на рубеже XIX-XX вв. 10
Глава 4 16
Становление менеджерского типа управления. 16
Заключение 22
Список литературы: 23

Файлы: 1 файл

экономич.история.docx

— 46.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Российской Федерации

Челябинский государственный  университет

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Экономическая история

На тему: «Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв. («менеджерский» тип промышленной фирмы)»

 

 

 

 

Выполнила: ст. гр. 22ПС-205

Пасынкова Ю.В.

Проверил преподаватель :                    Гончарова Е.А.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление

 

Введение 3

Основная  часть 4

Глава 1 Характеристика 19-20 века. 4

Глава 2 6

Эволюционные  и революционные модели внутрихозяйственных  изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной  организации. 6

Глава 3 10

Россия на рубеже XIX-XX вв. 10

Глава 4 16

Становление менеджерского типа управления. 16

Заключение 22

Список литературы: 23

 

 

 

Введение

На рубеже 19 -20 веков,  в  странах происходили очень большие  изменения, связанные с промышленным переворотом,  инновациями в области  техники, научными открытиями. В такой  период важно было организовать правильно  деятельность различных фабрик и  производств. Появляется новый тип  организации фирмы. Необходимость управления организацией обусловливается потребностями: спланировать работу, расставить персонал и координировать его действия, принимать наилучшие решения, активизировать и стимулировать персонал, осуществлять контроль и учет выполненной работы, вести анализ результатов и применять его для совершенствования деятельности.

Понятие организации всегда находилось в центре внимания мыслящих людей – начиная с великих  полководцев древности и теоретиков военного искусства и кончая современными исследователями человеческого  поведения. Главной причиной такого пристального интереса была удивительная способность организации нелинейно  увеличивать силы и возможности  вовлеченных в неё лиц. Управление организацией, рассматриваемое как  реально существующий феномен, имеющий  определенную форму содержание, может  быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при  обобщенном, теоретическом рассмотрении. Абстрактное рассмотрение управления позволяет лучше понять его сущность и природу, вскрывая и описывая те лежащие в его основе отношения, которые в значительной мере определяют форму и содержание явлений и  процессов, логику и направление  развития эволюцию управления.

 

 

 

 

Основная часть

Глава 1 Характеристика 19-20 века.

Процесс первоначального  накопления капитала, охвативший Западную Европу с XV по XVIII века, способствовал  возникновению капиталистического способа производства. Буржуазная революция  в Великобритании в XVII веке привела  к бурному развитию предпринимательства, что, в свою очередь, привело к  возникновению крупных частных  предприятий - заводов и фабрик, в  которых присутствовало разделение труда, а, следовательно, сформировались и организационные структуры  управления.

В 80-х - 90-х годах стал наблюдаться  переход от доминировавших ранее  вертикальных к горизонтальным внутренним взаимосвязям, от пирамидальных иерархических  структур к плоским гетерархическим, открытым распределенным, переменным сетевым организационным структурам. При этом главной отличительной  особенностью внутренней организации  становятся не статичность, стабильность и монолитность, а мобильность, ситуационная адаптивность и автономия.

В качестве основного условия  выживаемости и сохранения конкурентных позиций в этих условиях стала  выступать гибкость системы управления, постоянный инжиниринг бизнеса. Причем неопределенность, непредсказуемость  и нестабильность внешней среды  требуют от менеджмента не столько  адаптации к настоящим условиям, сколько обеспечения такой способности  на длительный период.

Из отечественных хозяйствующих  субъектов предприятия сферы  услуг оказались более соответствующими новым рыночным реалиям. Это связано  с рядом причин.

Во-первых, эту сферу экономики  ранее других затронули рыночные преобразования, в частности разгосударствление и приватизация собственности, так как реализация этих программ начиналась именно со сферы обслуживания.

Во-вторых, масштаб малого предпринимательства делает их более  гибкими и мобильными для быстрой  реакции на изменения рыночной среды.

В-третьих, действие двух противоречивых начал - обусловленное природой услуг  приближение к потребителю, с  одной стороны, и стремление предпринимателей к концентрации собственности и  власти, с другой, - ведет к сетевому организационному построению и распределенным структурам, то есть организационное  проектирование развивается в этой сфере в соответствии с прогрессивными мировыми тенденциями рубежа тысячелетий.

В то же время, уровень менеджмента  в сфере услуг (как, впрочем, и  в отечественной индустрии) существенно  отстает от требований современности. Это проявляется:

во-первых, в неадекватной времени информационной поддержке  управления, обусловленной преобладанием  ручных технологий формирования, хранения и накопления информации;

во-вторых, в ограниченном использовании коммуникационных возможностей передачи информации, так как большая  их часть распространяется на электронную (не бумажную) форму;

в-третьих, в многочисленных организационных проблемах и  внутрифирменных противоречиях, дублировании управленческих функций и параллелизме в условиях сетевых и распределенных структур, что во многом связано  с отсутствием своевременной, полной и достоверной информации о переливах  капитала и сложных материальных внутрифирменных взаиморасчетах;

в-четвертых, в кадровых приоритетах - распространенном способе "выращивания" специалистов из приближенных лиц в  своей среде, что не способствует, напротив, усугубляет организационные, информационные и финансовые проблемы.

Глава 2

Эволюционные  и революционные модели внутрихозяйственных  изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной организации.

Процесс труда принято разбивать на элементарные простые задания (работы), чтобы каждое из них выполнялось одним работником. При этом от него не требуется высокая квалификация и умение выполнять работу в целом, что в свою очередь позволяет экономить на оплате неквалифицированного труда. Являясь легко реализуемой, эта идея до настоящего времени имеет достаточно широкое распространение, особенно в массовом производстве.

Идея разделения труда  была впоследствии применена к труду  умственному, в результате чего управленческая деятельность была разбита на простейшие элементы, определяющие узкую специализацию  менеджеров как главное условие  надежности организации и эффективности  управления.

Из всей совокупности простейших элементов в начале XX века было выделено пять исходных функций1, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется  следующим:

1 Функции - важнейший  элемент при построении управления. В переводе с латинского Functio -обязанность,  круг деятельности, назначение, роль. В социально-экономических системах  понятие "функция" широко  применяется к системе в целом,  объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам  деятельности.

Функция как категория  менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности. Собственно процесс управления можно рассматривать  как совокупность и непрерывную  последовательность взаимосвязанных  действий управленческих работников по реализации функций менеджмента. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

• предвидеть - изучать будущее  и устанавливать программу действий;

• организовывать - строить  двойной организм предприятия (материальный и социальный);

• распоряжаться - приводить  в действие персонал предприятия;

• согласовывать - связывать  и объединять все действия и усилия;

• контролировать - наблюдать, чтобы все происходило сообразно  установленным правилам и отданным распоряжениям.

На основе такой классификации  управленческих функций в социалистической России был разработан ГОСТ 24525.0-80. "Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения". В соответствии с этим ГОСТом формировались  типовые структуры управления предприятием производственной сферы. На практике типизация  и стандартизация функций и систем управления распространялись на все  сферы деятельности, в том числе  и на непроизводственную сферу.

Изменения в составе функций  сопровождались сложным бюрократическим  процессом обоснования причин отклонений от типовых рекомендация в вышестоящих  инстанциях. Такая жесткая система  регламентирования состава и  содержания функций управления приводила  к единообразию функциональных моделей  управления, которые десятилетиями  оставались прежними, несмотря на изменения  в производстве. Так складывался  разрыв между производственными  функциями и функциями управления. Кроме того, бюрократическая система  способствовала вымыванию квалифицированного управленческого персонала вследствие планирования ежегодных нормативных  величин по сокращению аппарата управления, который, между тем, не только не сокращался, но и все более расширялся.

Отношения управления в рыночной экономике более многогранны  и многослойны. Это связано с  разнообразием форм собственности, ограниченным государственным регулированием экономических

процессов, развитием предпринимательства  и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования. В процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной содержание и состав функций управления должны стать адекватными данному  процессу. В содержании функций российского  менеджмента отражается специфика  рыночных отношений участников хозяйственной  деятельности, отношений с работодателями, государством, социальными организациями  и др. Важная особенность функций  управления, обусловленная существенными  макроэкономическими изменениями  последнего десятилетия, заключается  в потребности высокой степени  адаптивности к ним на внутрихозяйственном  уровне. Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функций менеджмента  при изменениях социально-экономической  среды.

Наряду с функциями  менеджмента важную роль во внутрифирменной  организации играют принципы управления. Основные из них были сформулированы Ф.У.Тейлором в начале XX века:

• принцип иерархичности  уровней управления, при котором  каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

• вытекающий из него принцип  соответствия полномочий и ответственности  работников управления месту в иерархии;

• принцип разделения труда  на отдельные функции и специализации  работников на выполнении отдельных  функций;

• принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками  своих обязанностей и скоординированность  различных задач;

• вытекающий из него принцип  обезличенности выполнения работниками  своих функций;

• принцип квалификационного  отбора, в соответствии с которым  найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными  требованиями.

На протяжении XX столетия в развитых в экономическом отношении  странах наблюдалось множество  изменений в системах внутрифирменного управления. Однако при всем разнообразии испытанные на практике модели управления основались на разделении труда, включая  умственный, наборе стандартных управленческих приемов, иерархической системе  контроля и жесткого деления на руководителей  и исполнителей, то есть они не выходили за рамки классической теории управления, получившей в экономической литературе название административного или  менеджерского управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3

Россия на рубеже XIX-XX вв.

 В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило  в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой  системой, достигнув в передовых  странах империалистической стадии. Основными ее чертами были:

1) монополии, возникающие  на основе высокой концентрации  производства и капиталов и  захватившие господствующее позиции  в экономике; 

2) сращивание промышленности  с банками и образование финансового  капитала, мощной финансовой олигархии; 

3) наряду с вывозом  товаров приобрел широкий размах  вывоз капиталов (в форме государственных  займов или прямых вложений  в экономику);

4) возникновение международных  монополистичеких союзов и обострение  в связи с этим борьбы за  рынки сбыта, сырья, сферы приложения  капиталов;  5) обострение борьбы  между ведущими странами мира, что привело к ряду локальных  воин, а затем к развязыванию  первой мировой войны. 

Информация о работе Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв