Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:43, реферат
Понятие организации всегда находилось в центре внимания мыслящих людей – начиная с великих полководцев древности и теоретиков военного искусства и кончая современными исследователями человеческого поведения. Главной причиной такого пристального интереса была удивительная способность организации нелинейно увеличивать силы и возможности вовлеченных в неё лиц. Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Абстрактное рассмотрение управления позволяет лучше понять его сущность и природу, вскрывая и описывая те лежащие в его основе отношения, которые в значительной мере определяют форму и содержание явлений и процессов, логику и направление развития эволюцию управления.
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1 Характеристика 19-20 века. 4
Глава 2 6
Эволюционные и революционные модели внутрихозяйственных изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной организации. 6
Глава 3 10
Россия на рубеже XIX-XX вв. 10
Глава 4 16
Становление менеджерского типа управления. 16
Заключение 22
Список литературы: 23
Министерство образования Российской Федерации
Челябинский государственный университет
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра экономики отраслей и рынков
Реферат
По дисциплине: Экономическая история
На тему: «Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв. («менеджерский» тип промышленной фирмы)»
Выполнила: ст. гр. 22ПС-205
Пасынкова Ю.В.
Проверил преподаватель : Гончарова Е.А.
.
Челябинск 2012
Оглавление
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1 Характеристика 19-20 века. 4
Глава 2 6
Эволюционные и революционные модели внутрихозяйственных изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной организации. 6
Глава 3 10
Россия на рубеже XIX-XX вв. 10
Глава 4 16
Становление менеджерского типа управления. 16
Заключение 22
Список литературы: 23
На рубеже 19 -20 веков, в
странах происходили очень
Понятие организации всегда
находилось в центре внимания мыслящих
людей – начиная с великих
полководцев древности и
Процесс первоначального
накопления капитала, охвативший Западную
Европу с XV по XVIII века, способствовал
возникновению
В 80-х - 90-х годах стал наблюдаться
переход от доминировавших ранее
вертикальных к горизонтальным внутренним
взаимосвязям, от пирамидальных иерархических
структур к плоским гетерархическим,
открытым распределенным, переменным
сетевым организационным
В качестве основного условия
выживаемости и сохранения конкурентных
позиций в этих условиях стала
выступать гибкость системы управления,
постоянный инжиниринг бизнеса. Причем
неопределенность, непредсказуемость
и нестабильность внешней среды
требуют от менеджмента не столько
адаптации к настоящим
Из отечественных
Во-первых, эту сферу экономики ранее других затронули рыночные преобразования, в частности разгосударствление и приватизация собственности, так как реализация этих программ начиналась именно со сферы обслуживания.
Во-вторых, масштаб малого предпринимательства делает их более гибкими и мобильными для быстрой реакции на изменения рыночной среды.
В-третьих, действие двух противоречивых начал - обусловленное природой услуг приближение к потребителю, с одной стороны, и стремление предпринимателей к концентрации собственности и власти, с другой, - ведет к сетевому организационному построению и распределенным структурам, то есть организационное проектирование развивается в этой сфере в соответствии с прогрессивными мировыми тенденциями рубежа тысячелетий.
В то же время, уровень менеджмента в сфере услуг (как, впрочем, и в отечественной индустрии) существенно отстает от требований современности. Это проявляется:
во-первых, в неадекватной времени информационной поддержке управления, обусловленной преобладанием ручных технологий формирования, хранения и накопления информации;
во-вторых, в ограниченном использовании коммуникационных возможностей передачи информации, так как большая их часть распространяется на электронную (не бумажную) форму;
в-третьих, в многочисленных
организационных проблемах и
внутрифирменных противоречиях, дублировании
управленческих функций и параллелизме
в условиях сетевых и распределенных
структур, что во многом связано
с отсутствием своевременной, полной
и достоверной информации о переливах
капитала и сложных материальных
внутрифирменных
в-четвертых, в кадровых приоритетах - распространенном способе "выращивания" специалистов из приближенных лиц в своей среде, что не способствует, напротив, усугубляет организационные, информационные и финансовые проблемы.
Процесс труда принято разбивать на элементарные простые задания (работы), чтобы каждое из них выполнялось одним работником. При этом от него не требуется высокая квалификация и умение выполнять работу в целом, что в свою очередь позволяет экономить на оплате неквалифицированного труда. Являясь легко реализуемой, эта идея до настоящего времени имеет достаточно широкое распространение, особенно в массовом производстве.
Идея разделения труда была впоследствии применена к труду умственному, в результате чего управленческая деятельность была разбита на простейшие элементы, определяющие узкую специализацию менеджеров как главное условие надежности организации и эффективности управления.
Из всей совокупности простейших элементов в начале XX века было выделено пять исходных функций1, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим:
1 Функции - важнейший
элемент при построении
Функция как категория
менеджмента характеризует
• предвидеть - изучать будущее
и устанавливать программу
• организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный);
• распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия;
• согласовывать - связывать и объединять все действия и усилия;
• контролировать - наблюдать,
чтобы все происходило
На основе такой классификации управленческих функций в социалистической России был разработан ГОСТ 24525.0-80. "Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения". В соответствии с этим ГОСТом формировались типовые структуры управления предприятием производственной сферы. На практике типизация и стандартизация функций и систем управления распространялись на все сферы деятельности, в том числе и на непроизводственную сферу.
Изменения в составе функций
сопровождались сложным бюрократическим
процессом обоснования причин отклонений
от типовых рекомендация в вышестоящих
инстанциях. Такая жесткая система
регламентирования состава и
содержания функций управления приводила
к единообразию функциональных моделей
управления, которые десятилетиями
оставались прежними, несмотря на изменения
в производстве. Так складывался
разрыв между производственными
функциями и функциями
Отношения управления в рыночной экономике более многогранны и многослойны. Это связано с разнообразием форм собственности, ограниченным государственным регулированием экономических
процессов, развитием предпринимательства
и конкуренции, механизмов мотивации,
ответственности и страхования.
В процессе перехода от централизованной
административной системы управления
экономикой к децентрализованной рыночной
содержание и состав функций управления
должны стать адекватными данному
процессу. В содержании функций российского
менеджмента отражается специфика
рыночных отношений участников хозяйственной
деятельности, отношений с работодателями,
государством, социальными организациями
и др. Важная особенность функций
управления, обусловленная существенными
макроэкономическими
Наряду с функциями менеджмента важную роль во внутрифирменной организации играют принципы управления. Основные из них были сформулированы Ф.У.Тейлором в начале XX века:
• принцип иерархичности
уровней управления, при котором
каждый нижестоящий уровень
• вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
• принцип разделения труда
на отдельные функции и
• принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
• вытекающий из него принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
• принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
На протяжении XX столетия в развитых в экономическом отношении странах наблюдалось множество изменений в системах внутрифирменного управления. Однако при всем разнообразии испытанные на практике модели управления основались на разделении труда, включая умственный, наборе стандартных управленческих приемов, иерархической системе контроля и жесткого деления на руководителей и исполнителей, то есть они не выходили за рамки классической теории управления, получившей в экономической литературе название административного или менеджерского управления.
В конце XIX - начале
XX в. мировое общество вступило
в новую фазу своего развития.
Капитализм стал основной
1) монополии, возникающие
на основе высокой
2) сращивание промышленности
с банками и образование
3) наряду с вывозом
товаров приобрел широкий
4) возникновение международных
монополистичеких союзов и
Информация о работе Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв