Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 21:43, реферат
Понятие организации всегда находилось в центре внимания мыслящих людей – начиная с великих полководцев древности и теоретиков военного искусства и кончая современными исследователями человеческого поведения. Главной причиной такого пристального интереса была удивительная способность организации нелинейно увеличивать силы и возможности вовлеченных в неё лиц. Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Абстрактное рассмотрение управления позволяет лучше понять его сущность и природу, вскрывая и описывая те лежащие в его основе отношения, которые в значительной мере определяют форму и содержание явлений и процессов, логику и направление развития эволюцию управления.
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1 Характеристика 19-20 века. 4
Глава 2 6
Эволюционные и революционные модели внутрихозяйственных изменений в сфере услуг. Эволюция в теории и практике внутрифирменной организации. 6
Глава 3 10
Россия на рубеже XIX-XX вв. 10
Глава 4 16
Становление менеджерского типа управления. 16
Заключение 22
Список литературы: 23
Россия относилась
ко "второму эшелону" стран,
вступивших на путь
После промышленного подъема
90-х годов Россия пережила тяжелый
экономический кризис 1900-1903 гг., затем
период длительной депрессии 1904-1908. В 1909-1913
гг. экономика страны сделала новый
резкий скачок. объем промышленного
производства возрос в 1.5 раза. На эти
же годы пришелся ряд необычайно урожайных
лет, что придало экономическому
развитию страны прочную базу. Процесс
монополизации российской экономики
получил новый импульс. Кризис начал
века, разорив массу слабых предприятий,
ускорил процесс концентрации промышленного
производства. Бурными темпами шло
акционирование предприятий. в результате
на смену временным
Ведущие позиции в экономике страны к началу XX в. занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило и значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали свои противоречия. Но в целом крестьянство по своему правовому положению, а в социально-политическом плане перед лицом помещиков и властей представляло собой единый класс-сословие. И, наконец, в стране сформировался класс наемных рабочих, насчитавший к концу XX в. около 18.8 миллионов человек. Он также был весьма неоднороден. Значительная часть рабочих, особенно недавно пришедших из деревни, сохраняла еще связь с землей и хозяйством. Ядро класса составлял фабрично-заводской пролетариат, насчитавший к этому времени около 3 миллионов человек, причем свыше 80% его было сосредоточено на крупных предприятиях.
Политический строй
России - абсолютная монархия. Сделав
в 60-70-х годах XIX в. шаг по
пути превращения в буржуазную
монархию, царизм юридически и
фактически сохранил все
Вплоть до 1905 г. высшими
государственными органами в стране
были Государственный совет, постановления
которого имели для царя рекомендательный
характер, и Сенат - высшая судебная
инстанция и толкователь
Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.
Российская империя
представляла собой
Дальнейшее развитие рыночных отношений привело к появлению конкуренции, характер которой обуславливается конкурентностью рынка, на котором предприятие реализует свои товары и услуги. Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, то есть оказывать влияние на реализацию своей продукции. Мы не будем останавливаться на данной теории, так как она достаточно подробно освещена в зарубежной и отечественной литературе .
Появление конкуренции дало толчок к изучению методов рационального управления предприятием. Можно говорить о том, что создание менеджмента как совокупности методов управления, позволяющих эффективно использовать возможности предприятия, явилось следующим этапом его развития после разделения труда и возникновения частной компании.
Менеджерский тип управления появился в середине XIX века в быстро развивающемся железнодорожном бизнесе США. Крупнейшие по тем временам корпорации данного сектора экономики финансировались частным (то есть акционерным) капиталом и выполняли ряд взаимосвязанных функций, для осуществления которых требовался штат профессионально подготовленных служащих, решавших как административные, так и специальные задачи (контрольные, координационные, технические, учетно-финансовые, сервисные). Управление было централизованным и строилось по иерархической схеме.
К концу XIX века менеджмент распространился
на ряд отраслей, где успех зависел
от быстрой, слаженной работы функциональных
подразделений и эффекта
Менеджерское управление начиналось с низших уровней крупных структурных подразделений (цех, склад, магазин) и среднего звена (управление и данными структурными подразделениями и их координация). Снижение издержек на единицу продукции за счет увеличения скорости и объема поставок, производства и сбыта, а также их скоординированности давало конкурентное преимущество, достижение которого являлось ключевой обязанностью менеджеров (как топ-менеджеров, или управляющих среднего звена, так и штабных специалистов, занимающихся прикладными исследованиями и разработками).
Менеджмент становился важнейшим
фактором получения прибылей крупными
компаниями. Критериями оценки бизнеса
были уже не только традиционные показатели
соотношения доходов и
Высшее руководство таких компаний, первоначально состоявшее из предпринимателей-компаньонов, становилось профессиональным, менеджерским, т.е. отделялось от владения капиталом. Это происходило либо в результате крупных организационных преобразований (например, объединений с другими предприятиями), либо в ходе создания или приобретения организаций людьми, не знакомыми с данным видом бизнеса. Поскольку банкиры или торговцы не могли сами эффективно руководить промышленным, транспортным или коммунальным предприятием, им приходилось нанимать администраторов. Объединение же нескольких компаний и создание централизованного руководства, осуществлялись на основе обмена акциями и обладания их контрольным пакетом. Поэтому наряду с промышленниками в правление предприятий приходили банкиры, предъявлявшие высокие требования к прибыли на вложенный капитал.
В США раньше, чем в других странах, оформились все "классические" структурные элементы корпоративного управления:
– разграничение прав и функций собственников и менеджеров;
– иерархическая пирамида структуры управления;
– линейные
и штабные менеджеры с четко
очерченными правами и
Деловое администрирование стало профессией, которой обучали на университетских факультетах (школах) менеджмента. Первая такая школа – Уортонская при Пенсильванском университете – была организована в 1881 году.
Первоначально менеджмент создавался эмпирически по мере необходимости учета и экономии ресурсов, снижения производственных потерь и использования эффекта масштаба. Наглядной моделью слаженности работы различных производственных участков и эффективного использования оборудования служили железные дороги с их графиками движения поездов и централизованным управлением. Так, крупнейший американский сталепромышленник конца XIX века Эндрю Карнеги добился эффекта масштаба на производстве, использовав свой опыт железнодорожного служащего.
На рубеже XIX – XX веков в США возникла теория организационного управления, чье появление связано с именем Ф.У. Тейлора, положившего начало классической школе менеджмента.
С работами Тейлора связаны
такие нововведения на капиталистическом
предприятии, как разделение труда,
непосредственно в сфере
Информация о работе Появление новой организации промышленного производства в конце XIX – ХХ вв