Предмет, методология и методы общей экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 00:47, реферат

Описание работы

За более чем два тысячелетия смысл понятия "экономика" значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ-мыслитель Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, произнося, используя, применяя слово "экономика", следует иметь в виду, что оно понимается в двух, а то и в трех разных значениях.

Файлы: 1 файл

chistovik.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы получил  широкое распространение подход к формированию предмета экономической науки, основанный на использовании понятий «ограниченность ресурсов, редкость». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных экономических ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющем выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей в условиях. Когда им приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Многогранность, многоаспектность экономической науки побуждает отдельных авторов к перечислительным определениям ее предмета. Так, например, П. Самуэльсон приводит следующие возможные определения экономической теории:

  1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.
  2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.
  3. Наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, получения ими средств к существованию и использовании этих средств.
  4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
  5. Наука о богатстве. Соединяя разные подходы, можно придти к обобщенному определению экономической науки. «Экономикс – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Согласно другому определению  – экономическая наука есть совокупность знаний позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов «Что ? Как ? Для кого производить ?

Принципиально важно представить  и понимать, что экономическая  наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности в социальные и гуманитарные науки. Наряду со своим традиционным объектом экономические знания глубоко пронизывают всю социальную сферу, приложены практически ко всем видам отношений в семье, социальных группах, производственных коллективах, в обществе. Экономика тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией, психологией. Правом, историей, географией, информатикой, математикой, рядом естественных наук.

Люди, далекие от экономической  теории чаще всего считают экономическую науку чисто количественной, пользующейся языком чисел и методом расчетов, вычислений. Но это представление глубоко ошибочно. Как показывает анализ экономической, хозяйственной деятельности на всех уровнях: государства, предприятия, фирмы, домашнего хозяйства – только примерно 40 % экономических проблем и задач решается посредством количественных, числовых расчетов, с помощью математики. Остальные задачи, а их большинство, носят преимущественно качественный характер, не могут быть решены посредством сложения, вычитания, умножения и деления. Подобного рода задачи, наиболее трудные для экономической науки, называют неформализуемыми или частично формализуемыми. Великое множество экономических проблем решается качественными методами: посредством социального анализа, использования аналогий, опроса, общественного мнения, коллективного обсуждения, основываясь на логике рассуждений, наконец посредством интуиции, на основе так называемых эвристических методов. Здесь уже экономическая наука пользуется не столько цифрами, сколько словами и превращается из количественной, числовой в качественную, описательную, словесную. Это следствие того, что объектом изучения экономической науки являются не только вещи, физические объекты, поддающиеся количественному измерению и описанию, но и биологическая природа, менее подверженная количественному анализу, и главная фигура экономики – человек, люди, экономические действия, поведение которых во многом не вписывается ни в какие количественные шкалы, не поддается чисто числовому измерению. Экономические законы, а точнее закономерности, носят преимущественно качественный характер, трактуются весьма общим образом, в связи с чем приложение положений экономической науки на практике сопряжено с рядом трудностей, требует высокого искусства, глубоких знаний, опыта.

Экономика не представляет точную науку. То обстоятельство, что слишком многое в экономике просто не выражается числами, цифрами, свидетельствует о неправомерности ее отнесения к классу точных наук. Будучи по своей природе наукой общественной, экономика все же стоит гораздо ближе к таким естественным наукам как физика, химия, биология. Но в то же время, непосредственная причастность экономической науки к человеку, семье, производственным и социальным коллективам, общественным интересам, отношениям людей отдаляет экономику от точных и естественных наук, приближая к заведомо «неточным» общественным наукам.

Определенным небольшим  набором экономических знаний вынужден обладать каждый человек. Ведь еще с детства он погружен в экономическую среду, существование в которой требует хотя бы минимальных представлений об этой среде. Экономическая наука учит, что из частных наблюдений нельзя делать общие выводы. Люди далекие от экономической науки, не знающие ее элементарных истин, в большинстве случаев рассматривают экономические зависимости как однофакторные, то есть по сути рассматривают воздействие на наблюдаемый результат только одной причины там, где проявляется влияние многих причин.

Возникает необходимость применения не однофакторного, а гораздо более сложного, многофакторного анализа или изучения действия одного из факторов только в условиях, когда остальные факторы не оказывают определенного влияния. Подобный анализ требует серьезных знаний и умений. Одна из важнейших задач экономической науки- заложить основы системного экономического мышления и довести их до широких слоев населения, что позволило бы избавиться от ряда экономических ошибок. Истинную экономику познать непросто, даже с помощью экономической науки, но избегать заведомо ложных, ошибочных , искаженных представлений, явных заблуждений можно и нужно.

Определенным, пусть небольшим, набором экономических знаний вынужден обладать каждый человек. Ведь еще с детства он погружен в экономическую среду, существование в которой требует хотя бы минимальных представлений об этой среде. Вряд ли найдется хоть один зрелый человек, который не представляет, что такое производство, потребление, деньги, цены, доходы. расходы. В подавляющем большинстве случаев такие, знания обретены не путем изучения экономической науки, а из жизни и от других. Это не мешает людям быть глубоко убежденными в том, что они прекрасно знают и понимают, что представляют собой эти с виду простые, а в действительности сложнейшие экономические понятия и какова истинная суть связанных с ними экономических процессов.

Те, кто не .изучал математику, физику, химию, вряд ли станут отстаивать как самую верную и истинную свою собственную точку зрения по поводу того, чему равен квадрат разности двух чисел, в чем проявляется закон равенства действия и противодействия и какова валентность углерода в той или иной химической реакции. Иное дело экономика, в которой почти каждый считает себя великим знатоком и специалистом на том лишь основании, что он знаком с отдельными фактами и способен делать из них , свои собственные выводы вне зависимости от того, как они соотносятся с экономической наукой. В особенности с подобными явлениями приходится сталкиваться в России периода экономических реформ, где поголовная экономическая малограмотность соседствует с величайшей смелостью экономических суждений.

Существует ряд причин и поводов считать кажущееся  в экономике истинным, чему подвержены многие люди. • Экономическая наука учит, что из частных наблюдений нельзя делать общие выводы. Между тем, если у отдельно взятого человека снижаются доходы, он склонен утверждать, что снижение доходов - массовое явление. Если цены увеличиваются в одном городе, его жители начинают утверждать, что наблюдается общий рост цен. Если цена определенного продукта, необходимого покупателю, возрастает больше, чем цены на другие, менее нужные ему товары, покупатель оценивает уровень инфляции по "своему", "критическому" товару, даже не задумываясь об остальных.

Люди, далекие от экономической науки, не знающие ее элементарных истин, в большинстве случаев рассматривают экономические зависимости как однофакторные, то есть но сути рассматривают воздействие на наблюдаемый результат только одной причины там. где проявляется влияние многих причин.

К примеру, многие люди отстаивают точку зрения, согласно которой причиной бедности одних служит чрезмерное обогащение других. Но такой вывод справедлив только при прочих равных обстоятельствах, когда другие факторы неизменны. Если же наряду с дифференциацией доходов действует еще и такой фактор, как спад производства и общее снижение доходов, то причиной обнищания одних может быть вовсе не обогащение других, а уменьшение количества создаваемого экономического продукта.

Принято считать, что увеличение денежных доходов семьи ведет к росту ее благосостояния. Однако, естественно, опять-таки при прочих равных условиях. Если в то же время растут цены, то этот второй фактор способен кардинально изменить картину. При росте цен, превышающем рост доходов, благосостояние может уменьшаться.

Отсюда вытекает необходимость  применения не однофакторного, а гораздо более сложного, многофакторного анализа или изучения действия одного из факторов только в условиях, когда остальные факторы не оказывают определяющего влияния. Однако подобный анализ требует серьезных знаний и умений.

Видимо, чаще всего экономические  заблуждения значительной массы  населения возникают непреднамеренно, просто потому, что кажущиеся простейшие гипотезы представляются истиной. Сказывается неумение мыслить комплексно, системно, с учетом разнообразия взаимосвязей и взаимодействий, свойственных экономическим процессам. Одна из важнейших задач экономической науки - заложить основы системного экономического мышления и довести их до широких слоев населения, что позволило бы избавиться от ряда экономических ошибок;

К числу весьма распространенных и устойчивых заблуждений относится, например, представление о том, что снижение государственных налогов есть заведомое благо для граждан государства. Мыслящие таким образом то ли забывают, то ли не представляют, что налоги - главный источник бюджетных поступлений и их уменьшение нанесет прямой удар бюджетному финансированию социальных программ, образования, здравоохранения, культуры. Что же касается благоприятного воздействия снижения налогов на рост производства, то наличие такого эффекта хотя и возможно, но далеко не очевидно и может потребовать значительного времени.

Еще одно печальное заблуждение, присущее стереотипу массового экономического мышления в России периода перехода к рыночной экономике, заключается в представлении, что в условиях спада производства потребительских товаров и услуг может быть не допущено снижение уровня жизни населения. Люди, мыслящие подобным образом, игнорируют незыблемое положение, согласно которому ни одна страна, ни один народ не могут потреблять больше, чем они создают, получают, производят. Значит, если нет всеобъемлющих запасов и поступлений потребительских товаров извне, то потребление, а с ним и уровень жизни, в условиях спада производства предметов потребления будут снижаться адекватным образом. При этом перераспределение благ способно лишь улучшить потребление одних в сравнении с другими, общая картина не изменится.

Довольно часто приходится наблюдать недоверие к экономической науке и даже к экономической статистике в связи с тем. что они во многом оперируют средними величинами. По отношению к среднестатистическим экономическим показателям высказывается следующее язвительное замечание: "Это то же, что средняя температура больных в палате". Между тем, эта самая средняя температура больных в палате очень даже представительна. Если средняя температура больных, скажем 37 градусов, то у подавляющего большинства она близка к нормальной, а если средняя температура равна 40 градусам, то у многих больных состояние критическое.

Истинную экономику  познать непросто, даже с помощью  экономической науки, но избегать заведомо ложных, ошибочных, искаженных представлений, явных заблуждений можно и нужно.

Экономической науке  приходится рассматривать, изучать, анализировать огромную гамму объектов, процессов, отношений, обладающих самым разным уровнем масштабности.

Учитывая, что основной, центральной фигурой жизни и  жизнедеятельности на Земле является человек, личность, экономика как наука призвана уделять внимание, держать в поле зрения личную, индивидуальную экономику человека, домашнее, семейное хозяйство, отдельные продукты, товары, услуги, удовлетворяющие потребности человека и семьи.

С другой стороны, несомненно, что экономические знания должны распространяться на такие объекты, как предпринимательская деятельность, предприятия, фирмы, представляющие основные звенья, ячейки производственной деятельности. Это уже объекты более крупного масштаба.

Но и они представляют части гораздо более масштабной экономики регионов, стран, государств, объединяющей .множество предприятий. Наконец, существует самая крупномасштабная мировая экономика, которая также представляет важный объект изучения для экономической науки.

Таким образом, в экономической  науке выделяются отдельные ветви, части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов, в зависимости от чего изменяются и методы анализа и описания, используемые показатели. Соответственно различают микроэкономику и макроэкономику.

При микроэкономическом подходе внимание экономиста-исследователя, аналитика привлекает экономика на уровне человека, семьи, предприятия, фирмы. Усилия микроэкономистов сосредоточены на изучении возможностей, выборе конкретных товаров, видов производства, технологий. Микроэкономика оперирует такими показателями, как объем производства и потребления товара или группы товаров, цена товара, издержки его производства, выручка от продажи, эффективность деятельности фирм, предпринимательских операций, экономических проектов.

Информация о работе Предмет, методология и методы общей экономической теории