Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институционалистами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:06, лекция

Описание работы

Рассмотрим подробнее теоретические предпосылки, которые лежат в основе mainstream - основного течения экономической мысли. Но сначала о том, что такое «mainstream» сам по себе. Когда в экономической науке выделяется основное течение?
Были ли представителями mainstream Адам Смит, или Давид Рикардо, или Леон Вальрас?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 49.08 Кб (Скачать файл)

ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОКЛАССИЧЕСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И 

ИХ МОДИФИКАЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИСТАМИ 

 

 

 

Вернемся к тому, о чем  говорилось в Лекции 1, и рассмотрим подробнее теоретические 

предпосылки, которые лежат  в основе mainstream - основного течения экономической мысли. Но сначала

о том, что такое «mainstream» сам по себе. Когда в экономической науке выделяется основное течение?

Были ли представителями  mainstream Адам Смит, или Давид Рикардо, или Леон Вальрас? Нет, ибо

основного течения в их время не существовало. Mainstream – не просто характеристика того или иного

научного течения. Mainstream - категория истории и теории науки, характеризующая определенный

этап ее развития. Именно на данном этапе научное сообщество обретает ряд свойств.

Во-первых, в научном сообществе складывается единая система метаязыка. Есть язык

национальный (русский, английский и пр.), на котором разговаривают  люди той или иной нации. Он

представляет собой систему  сигналов (например, все знают, что  слово «стол» означает нечто на четырех 

ножках). А есть еще метаязык (или над-язык) - некоторая система категориального языка, понятная

только ученым определенной специальности. Она надстраивается над национальным языком и включает

в себя новые слова или  новые значения слов. Так, человек  обыденный и экономист понимают слово 

«товар» по-разному. Для бабушки  и для экономиста различно понятие  «рынок». Для бабушки «рынок» -

это ни в коем случае не магазин, для нее магазин - это одно, а  рынок - совершенно другое. Для 

экономиста «рынок» - это  система взаимоотношений обособленных индивидов, где принуждение 

минимально и где они  реализуют свою свободную волю в  обмене. Слово «рынок» в представлении 

экономиста - это слово  метаязыка. Метаязык складывается в  рамках одной теории. Скажем, все 

экономисты более или  менее соглашаются считать какие-то категориальные параметры экономической 

теории общепринятыми. Без подобного соглашения они просто не смогли бы общаться друг с другом.

Во-вторых, в научном сообществе возникает профессиональное разделение труда. В любой 

науке есть некое твердое  научное ядро - набор предпосылок, принимаемых всеми учеными как 

данность, - и отдельные  сектора, в которых работает каждый из них. Ученый использует эти 

предпосылки готовыми, он не доказывает их заново. В противном случае всем ученым пришлось бы

заниматься одним философским  вопросом «Что первично: материя или  сознание?», так как, в конечном

счете, в этот вопрос все и упирается. А чтобы развивать научное знание дальше, требуется какие-то

вещи принять как данность и прекратить споры по их поводу. Это и есть понятие «профессиональное 

разделение труда». Ясно, что оно требует некритического отношения к основным предпосылкам. Но об

этом мы поговорим позже, когда будем рассматривать, как эти предпосылки оспаривались следующими

поколениями экономистов  и в т.ч. институционалистами.

В-третьих, в научном сообществе появляется система профессионального  образования. Ее

цель - сформировать у учащихся представление о том наборе предпосылок, который принимается всеми  16

учеными в этой области  как данность, т.е. о том самом  твердом научном ядре. Оно воспроизводится  в

учебниках, причем воспроизводится в имплицитном, некритически воспринимаемом виде. В процессе

обучения учащийся единожды что-то доказывает себе и больше уже  к этому не возвращается (например,

он не возвращается больше к идее общего равновесия). Заметим, что пока нет профессиональной школы,

нет и mainstream.

Mainstream экономистов - т.н. «неоклассическая модель» - сформировался в эпоху

маржиналистов. В его основе лежит ряд имплицитных (не называемых) и эксплицитных (называемых)

предпосылок. Стандартная  неоклассическая модель общего равновесия была выдвинута Леоном

Вальрасом в конце прошлого века. Суть ее в следующем.

Есть человек, или «экономический человек», по А.Смиту (см. Лекцию 1), - «продавец

бабушки». Он исходит из своих  интересов. Для Вальраса все товары на рынке идентичны, т.е. не

различаются качественно. Это  упрощение позволяет ему построить  данную модель. Рынок у Вальраса

сконцентрирован в одной точке пространства, поэтому не возникает проблемы, что одни товары

находятся в Найроби, а  другие в Красноярске. Указанная  проблема отнесена к усложняющим, но

принципиально не меняющим модель. Обмен происходит мгновенно. Все люди четко осознают свои

предпочтения и одновременно меняются своими товарами и деньгами. Индивиды располагают полной

информацией о товарах, предлагаемых друг другу, и об условиях обмена. Наличие  полной информации

дает им уверенность, что  их не обманут, а если обманут, то они  найдут защиту в суде. Таким образом, по

словам Дугласа Норта (Douglas North), осуществление обмена не требует других усилий, кроме

расходования соответствующего количества денег. Цены являются основным инструментом

оптимального распределения  ресурсов, существуют только ценовые  индикаторы. Каковы поведенческие 

предпосылки этой модели? Часть  их Вальрас называет, а часть просто подразумевает. Рассмотрим их

подробно.

 

Поведенческие предпосылки  неоклассической модели общего равновесия.

А) РАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Экономическое  поведение людей рационально. Иными  словами, люди

всегда четко осознают свои цели, однозначно их ранжируют  и последовательно стремятся  к их

удовлетворению.

Б) ИНДИВИДУАЛИЗМ. Индивид  всегда преследует свою собственную, а  не чью-то иную

выгоду, свои собственные, а  не навязанные ему извне цели. В  теории игр эта модель называется

моделью «простого рационального  некооперативного поведения». Изначально люди некооперативны,

они не стараются заботиться друг о друге или об общественном благе, им это не присуще.

Необходимость заботы друг о  друге им надо доказать, и тогда  они будут делать это сознательно.

 

В) ОПТИМИЗАЦИЯ. Это достаточно условное понятие означает, что, сталкиваясь  с

ограниченностью ресурсов, индивид  способен правильно их отбирать и  ранжировать с целью 

максимального удовлетворения своих потребностей (иными словами, он способен правильно решить,

какие ресурсы употребить в первую очередь). Оптимальное поведение  подразумевает, что в каждый

данный момент индивид  не ошибается, он делает правильный выбор, согласно своей шкале 

предпочтений.  17

Вспомним Э.Бем-Баверка. Его Робинзон имеет пять мешков пшеницы. Первый мешок он

использует, чтобы утолить  голод; второй - чтобы набраться сил; третий - чтобы посеять пшеницу  на

будущий год; четвертый - чтобы  гнать самогон, который помогает ему расслабиться после тяжелой 

работы; и, наконец, пятый - чтобы  кормить попугая, услаждающего его, когда он напьется. Принцип 

оптимизации состоит в  том, что человек, имеющий только пять мешков пшеницы, будет употреблять их

в правильной последовательности, и если, не дай Бог, у него в  какой-то момент окажется не пять, а 

четыре мешка пшеницы, он убьет попугая, но не перестанет гнать самогон.

 

Г) УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЙ. Считается, что у каждого индивида есть устойчивые

критерии, что он не меняет их каждый раз при выходе на рынок. Это важнейшая предпосылка 

микроэкономического анализа. Для чего она нужна в экономической  теории? Не все ли равно,

устойчивы предпочтения людей  или нет? При неустойчивости предпочтений равновесие тоже

возможно, однако экономисты не хотят выглядеть людьми, исходящими из нереалистичных

предпосылок. Они берут  эти предпосылки из жизни. При  постоянной хаотичной смене предпосылок 

люди не могут предвидеть реакцию друг друга. На самом деле устойчивость предпочтений означает, что 

большинство сделок на рынке - сделки повторяющиеся. Имплицитно предполагается, хотя об этом

нигде и не сказано, что  большинство сделок человек совершает  на рынке регулярно. Он регулярно 

покупает а) хлеб, б) кефир, в) водку и т.д. и правильно ранжирует  свои сделки. Предполагается, что 

основная доля сделок именно такова, и именно эти сделки описываются  как основные в

микроэкономической теории.

 

Достигаемое в модели Вальраса равновесие обладает свойством Парето-оптимальности.

Понятие «Парето-оптимальность» значит, что каждый раз, когда ты хочешь выбраться из

достигнутого уже равновесия, ты, как бы, бьешь окно. Иными словами, любое изменение при

достигнутом равновесии (при свершившемся рыночном обмене) ведет к тому, что кто-то выиграет, а

кто-то проиграет, тогда как  до достижения Парето-оптимальности  движение к равновесию на рынке 

возможно и ведет к повышению общего благосостояния за счет повышения благосостояния каждого.

Предпосылка Парето-оптимальности  гарантирует добровольность рыночного  обмена. Парето-

оптимальное равновесие достигается  независимо от изначального распределения  ресурсов, само по себе,

без принуждения, как равнодействующая человеческих волеизъявлений, в результате отношений 

свободного обмена между  индивидами или фирмами. Механизм его  достижения - конкурентное

поведение.

 

Д) КОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (поведенческая  предпосылка). В условиях ограниченности

ресурсов начинается борьба за них. Борьба за ресурсы у людей-индивидуалистов - это конкуренция.

Предполагается, что формы  конкуренции мирные, что люди не наступают друг другу на ноги. Однако

такая цивилизованная конкуренция, конкуренция не всесильная, не подавляющая  слабого физически,

имплицитно подразумевает  наличие некой силы (назовем ее «государством за сценой»), которая 

контролирует рынок, не дает на нем сильному обижать слабого и поддерживает равный доступ для всех

к этому рынку. Но тогда  это будет уже не рынок, а нечто  иное. Тогда основная предпосылка  исчезает, и  18

мы приходим к ситуации «Бога из машины», т.е. к «государству за сценой». Самое интересное, что

неоклассики государство  практически игнорируют. Они описывают его лишь как данность (оно есть,

собирает налоги, приносит пользу, с ним связаны общественные блага, и пр.), но не исследуют вопрос,

откуда оно возникает. А фирма рассматривается ими  как большой-большой индивид. Т.е. они считают,

что фирма и индивид  достаточно идентично ведут себя на рынке. Соответственно, поведение индивидов

определяется кривыми  безразличия, а фирм - изопрофитами.

 

Е) ДВА ИЗМЕРЕНИЯ ТОВАРА (исключительно важная предпосылка). Товар, по мнению

неоклассиков, имеет только два измерения - цену и количество. Например, есть стол. У него есть своя

цена, и есть количество этих столов. Однако неоклассики не учитывают, что у одного стола бывают

ящики, у другого - нет, что  один стол бывает из красного дерева, другой - из пластика. Это, казалось бы,

совершенно естественное упрощение - одно из двух упрощений, за которые больше всего критикуют 

неоклассическую теорию. Но именно оно позволило неоклассикам утверждать, что рынок подает

совершенные ценовые сигналы. Т.е. в каждый данный момент времени  на рынке устанавливается 

равновесная цена на тот или  иной товар, и она служит сигналом, надо ли его покупать, или надо

подождать, когда на рынок  придут другие производители данного  товара. Вся информация о том,

сколько участников на рынке, за какую цену они продают свои товары, и пр., существует, она наглядна

и доступна всем участникам рынка. Это и есть совершенный рынок - рынок, на котором каждый его

участник находится в  равных условиях и обеспечен всей информацией, которой располагают  и другие

участники. Ясно, что на совершенном  рынке действуют предпосылки  «государство за сценой» и 

«устойчивость предпочтений» (повторяемость сделок). Тем не менее абсолютно совершенного рынка не

бывает.

Максимально совершенным (с максимальной информацией, максимально прозрачным)

является финансовый рынок. Здесь в наибольшей степени работает гипотеза неоклассиков о двух

измерениях товара. Дело в том, что финансовый рынок торгует денежными ресурсами, у которых,

наверное, не 2, а 2,5, но все же не 3 измерения. У денег нет качества (третьего измерения товара) в том

виде, в каком оно есть у других товаров, скажем, у мела или яблока. Однако существует дополнительное

условие предоставления денег: какие деньги предлагаются - с плохой репутацией или с хорошей? Это

четвертое измерение для  нормальных товаров.

Есть еще один параметр совершенного рынка: совершенный рынок - рынок организованный. И 

чем совершеннее рынок, тем  он организованнее. Самый организованный рынок, с точки зрения

информации, - биржа (на любой  бирже есть табло, где учитываются  все сделки).

 

Ж) ГИПОТЕЗА ПОЛНОЙ ИНФОРМАЦИИ (предпосылка, резюмирующая все вышесказанное).

Она означает, что индивид  все время сталкивается с привычными повторяющимися ситуациями выбора,

по отношению к которым его предпочтения хорошо разработаны. В условиях полной информации

рыночное взаимодействие (согласие на сделку или отказ от нее) происходит автоматически. В 

простейшем виде возможны лишь два исхода: или сделки нет, или сделка есть (0 или 1, двоичная

система). При этом отсутствуют  затраты времени и ресурсов на сбор информации, на заключение

Информация о работе Предпосылки неоклассического экономического анализа и их модификация институционалистами