Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:06, лекция
Рассмотрим подробнее теоретические предпосылки, которые лежат в основе mainstream - основного течения экономической мысли. Но сначала о том, что такое «mainstream» сам по себе. Когда в экономической науке выделяется основное течение?
Были ли представителями mainstream Адам Смит, или Давид Рикардо, или Леон Вальрас?
интересуются позитивными свойствами этого товара. Для них важно не образование само по себе, а
некий набор потребительских ценностей, качеств этого товара, который позволит удовлетворить их
желания.
Покупка пассажирского самолета. Это крупное вложение капитала. В данном случае для
покупателя будут важны летные характеристики (дальность полета, скорость полета и пр.),
комфортабельность, сложность технического обслуживания, необходимый уровень квалификации 27
пилотов, гарантийный срок службы самолета, устойчивость фирмы, продающей самолет (покупатель
заинтересован в том, чтобы она не потерпела краха и продолжала оказывать ему техническую
поддержку), и т.д.
Чем сложнее товар, тем более явно он предстает как совокупность неких качеств, неких
потребительских свойств. Дуглас Норт сказал по этому поводу, что ценность акта обмена для его
участников состоит в ценности различных свойств, соединяемых воедино предметом или услугой. Это и
есть переход к качественной характеристике товара.
Измерение качества связано с большими издержками, чем измерение цены. Можно
представить, что рынок, на котором вы торгуете сталью, одномоментный, организованный. Вы
покупаете сталь определенной марки (доверяя Госстандарту) в определенном количестве с фьючерсной
оплатой. Работая на организованном рынке, вам не надо тратиться на исследование, какова сталь на
самом деле, ибо организованный рынок берет на себя некие гарантии измерения качества. Точно так же
и фондовая биржа не допустит к операциям с ценными бумагами людей, которые заранее не внесли
залога, гарантирующего, что они расплатятся по своим обязательствам. Т.е. фондовая биржа
гарантирует инвесторам качество дилеров и брокеров, работающих на этой бирже. Однако в реальности
90-95 % рынков неорганизованные, и, работая на таких рынках, вам приходится тратиться на измерения
качества. В акте обмена стороны первоначально оценивают именно вес обмениваемых полезных
свойств.
Надо сказать, что качественная оценка, во-первых, затратна.
Желая купить квартиру, вы отправитесь ее смотреть, попытаетесь узнать, не алкоголики ли -
ваши будущие соседи, не предназначен ли дом, в который вы собрались заселяться, под снос, и пр. На
все это вы потратите много времени и даже денег.
Во-вторых, качественная оценка всегда неполна.
С одной стороны, она неполна из-за невозможности проверить все качественные
характеристики товара до заключения контракта. Часть их выявляется уже после того, как вы начали
этим товаром пользоваться. Предварительно обследовав квартиру вдоль и поперек, вы, тем не менее, не
услышите, как под полом скребутся крысы. Если бы вы облазили каждый миллиметр своей будущей
квартиры, наняли бы кучу людей, чтобы те простучали все стены, вы, наверное, узнали бы о крысах
заранее. Но такие ваши действия повысили бы для вас цену квартиры раза в 1,5, а у вас вряд ли есть
лишние 20-30 тыс. $, поэтому вы предпочтете бороться с крысами на месте. Эти затраты суть издержки
измерения качества, дополнительные издержки, являющиеся частью трансакционных издержек. Они
зачастую приводят к неполноте качественной оценки товара, ибо, когда они чрезмерно высоки, такая
оценка становится невыгодной, и люди отказываются ее производить.
С другой стороны, качественная оценка неполна из-за асимметричности информации. В
реальной жизни информация между участниками сделки - покупателем и продавцом - о предмете купли-
продажи распределяется неравномерно. Продавец заведомо знает о нем гораздо больше, нежели
покупатель, даже если его товар - деньги (фальшивомонетчик знает, что его деньги фальшивые).
В силу асимметричности информации возникает целый ряд явлений, рассматриваемых
институциональной экономикой. 28
Это ситуация моральной угрозы (moral hazard), когда человек формально исполняет контракт,
но ему известно, что контракт этот неполный, что в нем есть лакуна, которая позволит ему реально
противодействовать его выполнению, хотя формально с него взятки гладки. Любое формальное
исполнение контракта есть некая ситуация моральной угрозы. Чаще всего такая ситуация возникает при
страховании, когда неизлечимо больные люди, явно зная о состоянии своего здоровья, но сохраняя эту
информацию в секрете при составлении контракта, страхуют себя на очень большую сумму.
Это ситуация т.н. неблагоприятного отбора (adverse selection), впервые описанная Джорджем
А. Акерлофом (George A. Akerlof) применительно к рынку «лимонов», т.е. очень плохих подержанных
автомобилей (см. Приложение к Лекции 6). Идея Акерлофа состояла в том, что в условиях асимметрии
информации между продавцом и покупателем да еще и при стремлении покупателя максимально
снизить свои издержки при покупке подержанного автомобиля, хорошие автомобили полностью или
почти полностью уходят с массового рынка, и там остаются лишь плохие.
Действительно, данный факт эмпирически установлен. Например, в США существует
огромный рынок подержанных автомобилей – через Интернет торгуется сразу порядка двух миллионов
единиц. Однако отбор производится по ограниченному числу параметров (модель, пробег и т.д.). И хотя
эти параметры гарантированы (в США, скажем, никто не скручивает спидометры, поэтому вы можете
точно определить пробег заинтересовавшего вас автомобиля), но есть целый ряд параметров, не
определяемых стандартными требованиями. Например, в США очень много автомобилей-
«утопленников», которые во время наводнения пробыли какое-то время под водой. Их потом
просушили, с виду они, как новые, но если вы такой автомобиль купите, он то и дело будет
останавливаться из-за окисления в электрических цепях, и вам придется их перебрать.
Классическая ситуация неблагоприятного отбора - отбор людей на работу. Если ваша фирма
решит брать на работу только выпускников ВШЭ и МГУ, она закономерно получит худшую их часть.
Ведь другие фирмы будут выбирать сотрудников по другим качественным параметрам
(производительность труда,
предыдущий опыт работы и т.д.)
отвергнутые ими по этим параметрам, - вы же ограничили ваш отбор лишь одним или двумя
параметрами!
Та же проблема возникает в отношениях между принципалом и агентом. Человек знает о себе
гораздо больше, чем его наниматель. Например, он знает, что у него диплом об окончании
экономического факультета МГУ, но он также знает, что последние 10 лет наукой не занимался. Это
ситуация оппортунизма,о котором очень много пишет Оливер Уильямсон (Oliver E. Williamson). Он
определяет его, как «преследование личного интереса с использованием коварства», когда ты, занимая
позицию индивидуалиста, при отсутствии контроля за собой используешь прорехи в тексте контракта
для достижения своих целей за счет своего контрагента.
Бывает трудовой оппортунизм или т.н. «отлынивание от работы» («shirking»). Скажем, человек,
нанятый сторожем, уходит во время работы со своего поста, что бывает сплошь и рядом, поскольку
никто не станет нанимать сторожа и его контролировать. Бывает оппортунизм и на уровне менеджеров.
Его классический пример - расширенное потребление менеджеров (overconsumption), когда последние 29
говорят, что для имиджа компании им обязательно нужно проводить отпуск на Багамах, и проводят его
там, пользуясь тем, что акционеры компании не могут их контролировать.
С качественной оценкой товара связано и общее положение об информационном
несовершенстве рынка.
Неоклассики руководствовались положением о полной и совершенной информации, об
автоматизме сделок на рынке. Но институционалисты говорят, что рынок принципиально
информационно несовершенен, и что сделка стоит определенных денег, которые мы тратим на
приобретение информации. Это приобретение информации иногда настолько дорого, что мы либо
отказываемся иметь всю информацию и тем самым совершаем ошибку в планировании своей сделки;
либо очень сильно тратимся на информацию и получаем заведомо меньшую прибыль. В любом случае
мы имеем дело с трансакционными издержками по приобретению информации, либо позитивными (если
мы вложились в приобретение информации), либо негативными (если мы отказались приобрести
информацию и из-за этого несем убытки).
Каковы пути приобретения информации и какую часть общих издержек они составляют?
Известно, что периодически обновляющаяся информация о состоянии фондового рынка, необходимая
профессионалу, стоит порядка 10 тыс. $, а наиболее полная информация - порядка 60-70 тыс. $. Затраты
на приобретение информации - затраты трансакционные. Непрофессионал может обойтись годовой
подпиской «Financial Times» за 100 $ и с опозданием в один день получать все интересующие его
индикаторы, однако это чревато возможностью совершить крупную ошибку. Наконец, можно без всяких
затрат, просто смотря телевизор (который покупался, чтобы смотреть боевики), узнать из ТВ-рекламы о
возможности вложить деньги в замечательную фирму «МММ». Каждый информационный уровень
предполагает определенный уровень ответственности перед своими деньгами, определенный уровень
соображений.
Т.е. совершенство рынка не бесплатно. Оно оплачивается всякий раз трансакционными
издержками по приобретению информации, а также, что немаловажно, трансакционными
издержками по спецификации и охране прав собственности. Ведь каждый участник хозяйственной
жизни тратится на адвокатов, платит налоги государству, чтобы существовали суды, в т.ч. и
арбитражные, а когда суды работают плохо, едет в Люберцы и нанимает «братков», чтобы те охраняли
его права собственности. Именно на этой небесплатности рынка, небесплатности трансакций,
формирующих рынок, базировалась корректировка неоклассической парадигмы со стороны
институционалистов. Новый институционализм вырастает из микроэкономического анализа и
усложняет его предпосылки, вводя положение о затратности как сбора информации, так и спецификации
и охраны прав собственности, сопровождающих подготовку и реализацию трансакции.