Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:06, лекция
Рассмотрим подробнее теоретические предпосылки, которые лежат в основе mainstream - основного течения экономической мысли. Но сначала о том, что такое «mainstream» сам по себе. Когда в экономической науке выделяется основное течение?
Были ли представителями mainstream Адам Смит, или Давид Рикардо, или Леон Вальрас?
быстрое развитие капитализма. И до 25 % накопленного капитала тратится нерационально - на
престижное потребление. Наши «новые русские» даже в лучшие свои годы не подошли близко к тому,
что вытворяли «новые американцы», купавшие своих любовниц в ваннах из золота, наполненных
шампанским, раздававшие друзьям поселки из 50 домов. И столь дикое поведение носило массовый
характер. 23
Что касается «новых русских», то их нерациональное поведение прекрасно иллюстрирует
следующий анекдот. Встречаются двое «новых русских», и один другому хвастается своим новым
пальто. Тот спрашивает:
- А почем купил-то?
- За 3,5 «штуки».
- Какой же ты дурак! Я сейчас за углом точно такое же видел за 5 «штук»!
Все это - примеры престижного потребления, когда деньги тратятся не ради того, чтобы
удовлетворить потребности, а потому, что так полагается. Полагалось в разные эпохи по-разному: то
выезжать в карете, запряженной восьмеркой лошадей, когда и двух хватало; то ездить на «Мерседесе-
600», а не на обычной автомашине и тратить на это в 3-4 раза больше, чем можно было бы себе
позволить. Но самое главное, все это происходит на фоне неудовлетворения каких-то базовых
потребностей. Причем это относится и к богатым людям. Зачастую у человека есть три «Мерседеса-
600», но не достроена дача. Такое поведение - явно нерациональное и неиндивидуалистическое - нельзя
объяснить людской дуростью, ибо дурость - не массовый психоз и не может охватывать целые слои
населения. Очевидно, мы имеем дело с какой-то закономерностью. Как можно объяснить данное
явление?
Первым попытался это сделать американский экономист Вильям Стамнер (William Stumner),
известный на сегодняшний день лишь тем, что его любимым учеником был Торстайн Веблен. Стамнер
выдвинул идею отрицания рациональности. Он считал, что человек, как животное, руководствуется в
своем поведении внешней силой, которая его куда-то влечет, заставляет делать иррациональные вещи,
управляет им. Фактически Стамнер предложил теорию социального дарвинизма, т.е. теорию
естественного отбора в социуме. Он считал, что люди по сути своей - те же животные, только слегка
приодетые и побритые. Их поведением в большей мере руководят инстинкты, чем некие рациональные
соображения. В борьбе выживают люди, наиболее сильные, наиболее приспособленные к выживанию в
конкретных условиях, и из них образуется элита. Сначала элита состояла из вождей кланов, потом из
рабовладельцев, потом из феодалов, потом из капиталистов и т.д. В своем понимании элиты Стамнер и
Маркс очень близки. Только у Маркса элита связана не с тем, что она сама по себе биологически более
жизнеспособна, а с тем, что она сумела захватить решающие ресурсы, которые выступают как средства
производства.
Позднее теорию инстинктов очень широко развил Веблен. Он считал, что человек больше, чем
животное; что им руководят три основных параметра: инстинкты, склонности и привычки. Согласно
Веблену, инстинкты человека (которые он наследует подсознательно) отличаются от инстинктов
животных. Веблен выделяет следующие инстинкты:
- инстинкт труда,
- инстинкт мастерства,
- инстинкт праздного
- инстинкт подражания,
- родительский инстинкт,
- инстинкт себялюбия. 24
Труд и мастерство отделяют людей от животных. Мастерство - это склонность к переработке, к
совершенствованию чего-то.
Инстинкт праздного
обмена. В результате праздного любопытства возникают также все открытия, ибо ученые
руководствуются именно этим инстинктом.
Инстинкт подражания способствует возникновению институтов в обществе. Люди часто ведут
себя глупо (с нашей точки зрения). Они тратят состояние не на постройку нового завода, а на покупку
яхты, потому что у Моргана, который уже достиг благосостояния, есть не только заводы, но и яхты, и
они подражают ему. Они хотят воспроизвести все, что есть у Моргана, и тем самым воспроизвести его
успех, не пытаясь отделить важное от неважного. Кстати, и любой обычай есть не что иное, как
необдуманный подражательный регулятор. Пока нет письменности, науки, жизнь людей регулируется
обычаями. В обычае человек черпает некий успешный пример, но воспроизводит его от А до Я. Это
значит, что ему надо идти сеять яровые не просто 25 апреля, а непременно в красной рубахе.
Человеческий ум на этом уровне способен ухватить и воспроизвести только все в комплексе. Он не в
силах отделить главное от неглавного, существенное от несущественного.
Наконец, родительский инстинкт, по Веблену, порождает коллективизм, а инстинкт себялюбия
- индивидуализм. Поэтому Веблен очень легко уходит от ответа, почему в обществе господствуют в той
или иной степени индивидуализм и коллективизм.
Однако Веблен, подвергнув критике классическую экономическую теорию, практически
ничего не предложил взамен, ибо, к сожалению, вся его теория о роли инстинктов в экономике не
считается (у нее отсутствует проверяемость). Он, подобно другим ранним институционалистам, дал
только чисто философское объяснение и не выдвинул никакой модели, которая позволила бы, подставив
в нее некие данные, предсказать то или иное поведение тех же самых институтов.
Следующими попытались объяснить неиндивидуалистические вещи эконом-антропологи.
Economic Anthropology на Западе занимается тем же, чем в России занимается этнография, -
этнографическими
исследования примитивных племен там, где они сохранились. А они сохранились в конце XIX - начале
XX вв. во многих местах - в Африке, Океании, Северной Канаде и т.д.
В процессе исследований эконом-антропологи поставили перед собой задачу выделить
экономическое содержание тех отношений, которые они наблюдали, будучи включенными в жизнь
общин (они жили иногда десятилетиями в этих общинах). Кстати, именно они описали потлач. Эконом-
антропологи стремились объяснить происходящее в общинах, где царил коллективизм, с позиции
методологического индивидуализма. Но как можно объяснить отношения безвозмездной
взаимопомощи, которые образуют социальную ткань общины, с позиции, подразумевающей, что
каждый думает исключительно о себе?!
Методология экономической науки конца прошлого - начала нынешнего века базировалась на
принципе, что люди максимизируют пользу. В субъективном смысле польза - это удовлетворение.
Человек, дающий другому даром барана, получает глубокое моральное удовлетворение. Однако трудно
измерить чувство глубокого морального удовлетворения от отданного жалкого барана. Да и вообще
человек - черный ящик: один получает моральное удовлетворение от того, что ощущает себя владельцем 25
золота (вспомним пушкинского скупого рыцаря, который получал моральное удовлетворение от того,
что люди мрут на улице, а он может поглаживать свое золотишко), другой - от того, что он все свое
золото раздал.
Но такой подход не только бесплоден (моральное удовлетворение невозможно измерить). Он
еще и неправилен, ибо экономическая наука должна заниматься прогнозом, а при данном подходе все
сводится лишь к некоему объяснению, почему так произошло, а прогнозирование последующих
действий невозможно. Классическая экономика способна лишь объяснять, что на тетю Клаву упал с
крыши кирпич, потому что она шла близко к стене (вспомним Лекцию 1), но не способна предупредить
тетушку. Она не давала ответа на вопрос, в какой момент человек из положения удачливого охотника
перейдет к положению скупого рыцаря и почему. Здесь была некая лакуна, которую начала заполнять
уже институциональная экономика.
Иными словами, приведенные примеры иллюстрируют статичный характер методологии
экономической науки конца XIX - начала XX вв. Фактически, это теория поведения человека
экономического в заданных заранее условиях. Однако в реальности человек функционирует в куда более
сложных условиях.
Еще один подход к объяснению
методологического
Некоторые модели, созданные в рамках данной теории, описывают поведение игроков, которые
первоначально преследуют индивидуалистические цели, а затем начинают сотрудничать друг с другом.
Это позволяет проследить
становление кооперативных
Понятно, что в игре разовой люди чаще всего наступают друг другу на ноги и расходятся, тогда
как в игре повторяющейся, итеративной у них возникает возможность приспособиться и выработать
некоторую логику поведения, которая будет кооперативной по своей сути. Из подхода, предложенного
теорией игр - в первую очередь, Робертом Аксельродом (Robert Axelrod), следует, что в повторяющихся
играх при определенных условиях у людей возникает возможность кооперативного поведения, хотя
изначально их поведение и некооперативно. Условия эти:
- многократность повторения одних и тех же экономических отношений;
- прозрачность информации,
когда всем участникам
К вышеперечисленным условиям можно добавить еще минимизацию той информации,
которую людям надо усвоить, чтобы сформировать некоторую стратегию.
Существует экономическая теория, обуславливающая кооперацию, - т.н. теория «взаимной
помощи» («reciprocity»). Согласно этой теории, при равенстве возможностей между участниками
складываются отношения взаимного страхования на формально безвозмездной основе. Происходит это
следующим образом.
Допустим, у нас есть три охотника. Охота - фактически натуральное производство, но
результат его человек не способен полностью контролировать, этот результат до некоторой степени
случаен. Однако чтобы прожить, каждому охотнику нужно добыть на охоте, как минимум, одного
медведя. Представим себе, что первый охотник принес с охоты одного медведя, второй - двух, а третий
ничего не принес. Каковы варианты их поведения?
1) Первые двое охотников
едят каждый по медведю. Тот,
у кого их два, второго
выбрасывает (сохранять добычу он не умеет). Третий же охотник умирает от голода, и остается два 26
охотника. Очевидно, если люди будут стоять на позициях методологического индивидуализма, они
вымрут. Дабы этого не произошло, люди должны делиться друг с другом, но на каких условиях?
2) Второй охотник ссужает третьего добытым им лишним медведем на условиях, что третий
охотник отдаст ему в будущем полтора медведя. Такая община проживет дольше, но все равно зачахнет,
ибо статистическая вероятность добывания охотником только одного медведя выше (третьему охотнику
придется отдавать больше, чем он добудет).
3) Вариант полной кооперации.
Второй охотник отдает
ничего не требует взамен. А третий знает, что, когда он добудет двух медведей, он одного отдаст тому
из охотников, кто на этот раз вообще остался без добычи (неважно - первому или второму). Таким
образом, эта популяция сохранится в количестве, достаточном для страхования друг друга.
Изначально наша предпосылка включает и индивидуализм, и конструктивный индивидуализм,
и коллективизм. Но в реальной жизни задано именно коллективистское поведение. Общество,
построенное на случайном получении результата и невозможности какого-то накопления, формирует
отношения взаимной помощи. Эти отношения лежат в основе общины. А в дальнейшем они
превращаются в некий стиль, стереотип поведения. Люди выбирают тот стереотип поведения, который,
как им известно, удался (общинные отношения, отношения взаимной помощи, гостеприимство и пр.),
экономя свои усилия. Они поступают так, как поступали их отцы и деды. Это и есть обычай. Обычай -
первый институт, первая форма поведения, которую люди выбрали, и которой будут придерживаться.
КРИТИКА ПРЕДПОСЫЛКИ О ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ ТОВАРА
Институционалисты выступили с критикой предпосылки качественной идентичности товара,
введя в рассмотрение третье измерение товара - его качество. Обратимся к примерам.
Покупка апельсинов. Прицениваясь к апельсинам и принимая решение их купить, мы видим,
что апельсин круглый, в пупырышках, ценой 20 руб. Однако нас не интересует апельсин сам по себе как
физический объект. Мы стремимся приобрести некоторую совокупность его потребительских свойств.
Каждый из нас покупает апельсин для своих специфических нужд: один - чтобы выжать из него сок,
другой - чтобы съесть его. И того, и другого будет интересовать вкус апельсина, его калорийность,
свежесть, хотя скорее всего они оценят его качество весьма поверхностно.
Покупка образования. Вы тратите свои ресурсы на приобретение высшего образования. Даже
те, кто учатся бесплатно, тоже тратят определенные ресурсы (они тратили деньги и время на подготовку
к вступительным экзаменам, а теперь тратят время на учебу). При покупке образования вы будете
оценивать квалификацию педагогов, наличие спортивных сооружений в институте, качество еды в
студенческой столовой, перспективы трудоустройства по полученной специальности и пр. Принимая
решения о приобретении образования, люди куда детальнее, чем при покупке апельсинов,