Предпринимательство: типы и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ видов и форм предприятий и проведение анализа на примере конкретной организации.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
теоретическое изучение видов и форм предпринимательской деятельности;
изучение особенностей одного из видов и форм предпринимательской деятельности на конкретном предприятии;
разработка рекомендаций по совершенствованию предпринимательской деятельности на предприятии.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 613.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в  результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран. Первоначально предпринимателями  называли предприимчивых людей, действующих  на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.

Российский  рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение в победу. [3, с. 25]

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное – новых знаний.

За терминами  «предпринимательство» и «предприниматель»  стоит предприятие – сложный  организм, представляющий собой производственно-хозяйственную  систему, задача которой производить  продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса. [13, с.11]

Актуальность  рассматриваемой темы с практической стороны определяется тем, что в  условиях рыночных отношений центр  экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики  – предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники и технологий, добиваются снижения до минимума издержек производства и максимизации объемов реализуемой продукции.

Целью данной работы является изучение теоретических основ видов и форм предприятий и проведение анализа на примере конкретной организации.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. теоретическое изучение видов и форм предпринимательской деятельности;
  2. изучение особенностей одного из видов и форм предпринимательской деятельности на конкретном предприятии;
  3. разработка рекомендаций по совершенствованию предпринимательской деятельности на предприятии.

Объектом  исследования данной работы выступает  ООО «Комтех», которое производит и реализует керамические изделия  под маркой «Вятская керамика».

Информационной  основой написания работы послужили  работы авторов: Лапусты М.Г., Горфинкеля В.Я, Грядова С.И. и др.; законодательные и нормативные акты, данные бухгалтерской отчетности. В ходе исследований применялись монографический, экономико-статистический, экономико-математический, метод экспертных оценок.

1.Виды  и формы предпринимательской деятельности

1.1. Сущность, функции и роль предпринимательства  и предпринимательской деятельности

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела. [7, с. 35]

На сегодняшний  день в мире не существует общепринятого  определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством». Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия. [12, с. 214]

Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.

Реалии российской экономической жизни таковы, что  предприниматели в своей практической деятельности сталкиваются не только с экономическими, организационными, правовыми трудностями в процессе создания своего дела и его развития, но и с негативным воздействием некоторых субъектов, зачастую носящим противоправный характер. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость поддержания достаточного уровня экономической безопасности предпринимательства. Что же такое предпринимательство, в каких формах оно реализуется, каковы угрозы его безопасности и на чем основаны способы защиты от них – все эти вопросы были и остаются актуальными в России. [9, с. 171]

С экономической точки зрения предпринимательская деятельность выполняет определенную функцию в экономическом развитии любой страны. Наиболее ярко эту функцию описал австрийский ученый Йозеф Шумпетер. Предпринимателями он называл “хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций”. Функция предпринимателей заключается в том, что они реализуют нововведения, играющие ведущую роль в развитии экономики. Нововведения включают внедрение новых продуктов, технологий, освоение новых рынков сбыта и источников сырья, применение организационных новшеств и т.п. Синонимом русского термина “нововведение” является все более часто употребляемое понятие «инновация». Следовательно, предпринимательство, это нововведенческая (инновационная) деятельность, а сам предприниматель является носителем новаторской функции. [5, с.78]

 

В современной  экономической литературе четкого  определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Гражданском кодексе Российской Федерации и других, в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. [1, с. 105]

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества – продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательская деятельность осуществляется двумя путями:  
          1. непосредственным производством какого-либо товара, продукта или услуги;  
           2. производством посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю.

Предпринимательству свойственны общие черты любой  экономической деятельности. В то же время оно характеризуется  определенным содержанием, направленностью, последовательностью процедур, проводимых предпринимателем. [6, с. 211]

В результате осуществления предпринимательской деятельности достигаются поставленные предпринимателем цели. В качестве основных целей предпринимательской деятельности могут выступать:

1. получение  прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых, ресурсных и материальных средств;

2. удовлетворение  спроса общества на конкретные  потребности его членов или  страны, региона.

В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр.

Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности. Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления:

1. это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности предпринимателя.

2. это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

- с потребителем  как основным его контрагентом;

- с государством, которое в различных ситуациях  может выступать в качестве помощника или противника;

- с наемными  работниками;

- с партнерами  по бизнесу.

Объектами  предпринимательской деятельности являются товары, имеющие стоимость, потребительную и меновую.

Нынешняя российская практика привела к тому, что определение "предприниматель" закрепилось за каждым человеком, вступившим или вступающим в сферу деловой активности. И это, очевидно, справедливо, ибо в период общественной трансформации риск, ответственность и прочее свойственны любому индивидуальному товаропроизводителю и посреднику, самостоятельно организующему дело. [11, с. 29]

 

    1. Виды предпринимательской деятельности

 

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным  признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и другим.

По  виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную (рис. 1). Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По  формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находится в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной,

 

Рисунок 1 –  Виды предпринимательской деятельности

 

муниципальной собственности или собственности  общественных объединений (организаций).

По  количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляющаяся по соглашению всех собственников.

В числе  организационно-правовых форм предпринимательства различают товарищества, общества, кооперативы. [12, с. 75]

      1. Производственное предпринимательство

 

Состав  производственного предпринимательства. Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги, создаются определенные духовные ценности.

К производственному  предпринимательству относятся  инновационная, научно-техническая  деятельность, непосредственное производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой предприниматель, вознамерившийся заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет производить, какие виды услуг намерен оказывать. Далее предприниматель приступает к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре, спроса на него он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между предпринимателем и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае предприниматель начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь договоренность.

Информация о работе Предпринимательство: типы и виды