Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и особенности рыночного механизма; рассмотреть его положительные и отрицательные стороны; проанализировать современную Российскую модель рыночной экономики и предложить направление ее преобразования.
Основными задачами исследования являются:
1. Раскрыть основные черты и особенности рынка.
2. Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики.
3. Раскрыть специфические особенности российского рынка, особое внимание уделить его положительным и отрицательным сторонам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы рыночного механизма 6
1.1 Рынок: понятие и условия возникновения. 6
1.2 Характерные черты и основные модели развития рыночного хозяйства. 9
1.3 Государственное регулирование рыночных отношений 13

2. Анализ экономики России на основе рыночной модели 16
2.1 Характеристика современного состояния Российской экономики 16 2.2 Основные выводы о преимуществах и недостатках Российской
экономики 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию (Рособразование) 
Государственное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования  
«Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова» 
Кафедра мировой экономики и статистики

 

“УТВЕРЖДАЮ” 
Зав. кафедрой________________ 
ученая степень 
_____________________________ 
звание 
_____________________________ 
ф.и.о., личная подпись 
“_____”_________________20__г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
“ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА”

 

                        

 Руководитель_________________
ученая степень 
________________________________ 
звание  
________________________________ 
ф.и.о., личная подпись 
“_____”___________________20__г.

Студент Иванов И.И.. гр. ФК12СВС  
ф.и.о., группа, подпись 
“_____”___________________20__г.

 

2010 г.

 

РЕФЕРАТ

 

30 с., 2 таблицы, 13 источников

РЫНОК, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ,  ГОСУДАРСТВО, ВНЕШНИЙ РЫНОК, ТОВАР, ДЕНЬГИ, ЦЕНА, СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ,  ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

Объектом исследования является рынок  как система экономических отношений.

Предмет исследования – положительные  и отрицательные стороны рыночного  механизма.

Цель работы –  раскрыть сущность и особенности рыночного механизма; рассмотреть его положительные и отрицательные стороны; проанализировать современную Российскую модель рыночной экономики и предложить направление ее преобразования.

Основными задачами исследования являются:

  1. Раскрыть основные черты и особенности рынка.
  2. Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики.
      1. Раскрыть специфические особенности российского рынка, особое            внимание уделить его положительным и отрицательным сторонам.

В работе были рассмотрены сущность и особенности рыночного механизма; изучены условия его возникновения, основные субъекты и объекты; раскрыты характерные черты, модели развития рынка и представлена роль государства в рыночном механизме. Также были подробно рассмотрены плюсы и минусы современного рынка

Несмотря на то, что переход к  рынку наша страна совершила достаточно давно, российский рынок представляет собой до сих пор огромную неизученную  область, которой интересуются ученые всего мира. Положительные и отрицательные  стороны рыночного механизма  Российской Федерации имеют свои специфические особенности, представляющие особый интерес, так как их подробное изучение и анализ дают возможность разработать направления по преобразованию рыночной экономики страны.

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ       

1.   Теоретические основы рыночного механизма                                                       6

1.1  Рынок: понятие и условия  возникновения.                                                      6

1.2 Характерные черты и основные модели развития рыночного хозяйства.             9

1.3 Государственное регулирование рыночных отношений                                      13

2.  Анализ экономики России на основе рыночной модели                                      16

2.1 Характеристика современного состояния Российской экономики                       16 2.2 Основные выводы о преимуществах и недостатках Российской

экономики                                                                                                                        18

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                         32

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                             33    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема рыночного механизма бала актуальна, пожалуй, всегда. В современной  экономической литературе можно  встретить самые различные определения рынка, так как рынок всегда интересовал экономистов. Выбирая данную тему, я ориентировалась на ее значимость и актуальность в условиях современного российского рынка, так как изучение преимуществ и недостатков рыночного механизма и выработка направления его преобразования имеет большое значение для улучшения экономического состояния страны в целом.

Целью курсовой работы является раскрытие  сущности и особенностей рыночного  механизма.

Задачи, поставленные для достижения цели:

  1. Раскрыть основные черты и особенности рынка.
  2. Изучить преимущества и недостатки рыночного механизма.
  3. Раскрыть специфические особенности Российского рынка, особое внимание уделить его положительным и отрицательным сторонам.
  4. Провести анализ современного состояния экономики России.

В первой главе исследования подробно рассмотрен рынок, как система экономических  отношений между покупателями и  продавцами, изучены его основные черты, проанализировано государственное  вмешательство в экономику. Во второй части дана характеристика современного состояния Российской экономики и на ее основе раскрыты преимущества и недостатки рыночного механизма.

При написании работы были использованы

 

 

 

 

 

 

    1. Теоретические основы рыночного механизма

1.1  Рынок: понятие  и условия возникновения. 

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением.

В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, так как рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж. Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое, и самое обыденное определение  утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, то есть благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так А. Маршал1 определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену. Английский экономист XΙX века У. Джевонс2 понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер3 характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников и организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии А. Хайек4 определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения: рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара; рынок – это система отношений между спросом и предложением; рынок – это совокупность отношений товарного обмена; рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информацию, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Не смотря на стихийный характер рынка, существуют определенные условия его возникновения. Важнейшими из которых являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного само обеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т. е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. Эта категория является одним из центральных понятий в экономической теории. Производители обладают разными навыками, умением, по-разному обеспечены ограниченными ресурсами.

Условием возникновения рынка  является и так называемая экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Ведь обмениваются благами, созданными на основе общественного разделения труда и специализации, полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. Адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».5

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек6. Допустим, мы решим заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их последующей продажи на самых оживленных точках города. Однако необходимо получить разрешение сан - эпидемстанции на подобную деятельность; лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам, если речь идет о нынешних российских условиях и т.п. Если все эти трансакционные издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан. Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

И, наконец, важным условием возникновения  рынка является свободный обмен ресурсами. Ведь общественное разделение труда, специализация и обмен могут существовать и в иерархических системах, где Центр определяет, кому и что производить, кому и с кем обмениваться произведенной продукцией. Только свободный обмен, существующий в спонтанных (стихийных) порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

В состав рынка входят предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг и т. д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи услуг труда, капитала, земли и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.

Заграница или внешний  рынок – это все иностранные фирмы, домохозяйства и государства, с которыми взаимодействует изучаемая экономическая единица.

Каждый из субъектов рыночных отношений  может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка  являются товары и деньги. В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги и даже духовные ценности. В качестве денег – все финансовые средства.

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма