Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и особенности рыночного механизма; рассмотреть его положительные и отрицательные стороны; проанализировать современную Российскую модель рыночной экономики и предложить направление ее преобразования.
Основными задачами исследования являются:
1. Раскрыть основные черты и особенности рынка.
2. Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики.
3. Раскрыть специфические особенности российского рынка, особое внимание уделить его положительным и отрицательным сторонам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы рыночного механизма 6
1.1 Рынок: понятие и условия возникновения. 6
1.2 Характерные черты и основные модели развития рыночного хозяйства. 9
1.3 Государственное регулирование рыночных отношений 13

2. Анализ экономики России на основе рыночной модели 16
2.1 Характеристика современного состояния Российской экономики 16 2.2 Основные выводы о преимуществах и недостатках Российской
экономики 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Характерные черты и основные модели развития рыночного хозяйства.

 

Перечисленные ниже основные черты рынка образуют его характеристику:

1) свободный доступ в рынок  и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается;

2) свободное перемещение материальных, финансовых и людских ресурсов;

3) наличие товарной массы. Нельзя  говорить о рынке, не имея  товара. И напротив, чем больше  товарная масса количественно  и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;

4) наличие развитой и устойчивой  денежной системы. Это бесконечная  цепь товарно-денежного обращения  по схеме Т-Д-Т;

5) самостоятельность хозяйствующих  субъектов, и, соответственно, свободу  договоров и сделок. На рынке действует принцип, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства «третьей силы» - силы принуждения. Разумеется эта самостоятельность агентов рынка относительна, так как их действия предопределены правилами рыночной игры;

6) при всей его стихийности  рынок подчиняется действию законов,  и прежде всего действию законов  конкуренции, стоимости, спроса  и предложения;

7) в основе действий двух основных  агентов рынка – продавцов  (товаропроизводителей) и покупателей  (потребителей) лежит личный экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;

8) полная материальная ответственность  своих участников за результаты  своей деятельности;

9) свободные рыночные цены равновесия;

10) всеобщность и универсальность  товарных отношений, их проникновение во все сферы жизни;

11) наличие развитой инфраструктуры  рынка, которая повышает его  эффективность;

12) открытость экономики перед  мировым хозяйством. Положение, при  котором региональный рынок выступает,  как часть национального рынка, а национальный – как часть мирового;

13) наличие внешних факторов, благоприятствующих  развитию рынка, в частности,  благосклонное отношение общества  к самому рынку.

   Современная рыночная экономика  представляет сложную систему  хозяйствования, в которой тесно взаимодействуют постоянно изменяющиеся рыночные закономерности и многочисленные регулирующие институты, в первую очередь государственные. Но путь к такой системе хозяйствования долог и сложен. Становление рынков и рыночных хозяйств в различных странах происходило по-разному. Условно можно выделить несколько основных моделей этого процесса.

Первая модель –  модель развития рыночного хозяйства в развитых и развивающихся странах. Она характерна для Англии, Голландии, США. Для этих стран характерно постепенное преобразование множества мелких раздробленных хозяйств в более сложные структуры, общественное разделение труда, регулируемое преимущественно рынком. Параллельно с этим формировались и совершенствовались многочисленные общественные институты, правовые нормы и государственные учреждения, обеспечивающие условия для эффективного функционирования рыночных отношений и в то же время амортизирующие их негативные социальные последствия. Так, принимаются законы об охране труда, ограничении продолжительности рабочего дня, минимальных заработках. Вводится в действие антитрестовское законодательство и другие методы стимулирования конкуренции. Эволюционное развитие рынка сопровождается расширением демократических свобод.

Главная особенность этой модели — решающая роль рыночной конкуренции в формировании хозяйственных структур и обеспечении их рентабельности. Любая же форма государственного вмешательства по возможности сдерживается. Функционирование этой модели облегчается тем, что передовые в научно-техническом и производственном отношении страны во многом формируют мировое хозяйство, поэтому имеют возможность за счет него смягчать часть своих социально-экономических проблем.

Вторая модель характерна для относительно ранних периодов хозяйственного развития политически независимых государств — Германии, Японии, Италии, отчасти России до 1917 г. Эти страны с опозданием приступили к созданию собственной промышленности и поэтому в мировом хозяйстве утверждали свои позиции преимущественно нерыночными методами.

Формирование рыночных отношений  в этих странах было подчинено не только погоне за прибылью, но и общим национальным задачам, а экономической эффективности, конкуренции, рынку придавалось ограниченное, подчиненное значение. Зато руководящее воздействие на основные направления развития хозяйства оказывало государство, поддерживающее предпринимательскую деятельность субсидиями, налоговыми льготами, государственными заказами. Следовательно, для этой модели характерно переплетение чисто рыночных отношений с косвенными методами государственного регулирования экономики, а нередко даже преобладание последних.

После второй мировой войны в  Германии и Японии создаются условия  для активного функционирования рыночного механизма (проводится серьезная денежная реформа, создаются основы антитрестовского законодательства). Эти послевоенные преобразования обусловили последующие хозяйственные успехи этих стран, формирования в них современной рыночной экономики.

Третья модель развития рыночной экономики характерна для развивающихся стран. Как правило, рыночные отношения в эти страны привносились извне, порождая однобокое, зависимое развитие. С завоеванием политической независимости в странах Азии, Африки и Латинской Америки были предприняты усилия по приобретению экономической самостоятельности и созданию собственной производственной базы. Но в условиях отсталых, низко производительных хозяйств и ограниченности ресурсов попытки сформировать внутренние рынки, протекционистски вытесняя товары и подчас капиталы, могли увенчаться успехом только при активном участии государства. Мобилизация крупных накоплений, налаживание сети инфраструктуры, освоение передовых технологий – с одной стороны, и борьба с нищетой и бесправием значительной части населения — с другой. Вот сложный комплекс экономических и социальных проблем, который сопутствует развитию рынка в развивающихся странах. В таких условиях стало необходимостью широкомасштабное и активное корректирующее вмешательство государства в экономику.

Таким образом, исторический опыт формирования рыночной экономики в развитых и развивающихся странах — это длительный процесс, в ходе которого постоянно происходят изменения во всех сферах общественной жизни. В результате существенных различий исторических, природных, социально-политических, экономических, культурных и национальных условий конкретные рынки и хозяйственный механизм развитых стран отличаются большим разнообразием. Не одинаковы порожденные рынком системы мотивации, критерии эффективности, производственные и организационно-управленческие структуры, хозяйственные пропорции, уровни технического оснащения и производительности труда. Большие различия наблюдаются в характере и социально-экономических последствиях функционирования рынка в развитых и развивающихся странах; в странах с более равномерным распределением доходов и странах с большим имущественным неравенством; в условиях высокоразвитой банковско-кредитной  системы или при наличии широкого бюджетного финансирования; в странах с высоким и низким уровнем правосознания. Неизбежность появления множества разновидностей рынка связана и с различными вариантами государственной экономической политики.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Каждая экономическая система  сталкивается с необходимостью решения  трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции).

Цены. Изменение относительных цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Спрос и предложение. Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Конкуренция. Цель каждого предпринимателя – максимизация прибыли и, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

В целом необходимо подчеркнуть  следующее: независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений. В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе.

 

    1. Государственное регулирование рыночных отношений

 

В связи с наличием проблем, решение  которых с помощью рыночного  механизма маловероятно, возникает  необходимость участия государства  в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики.

Государственное вмешательство в  экономику может быть оправданно с экономических позиций в  силу несостоятельности, несовершенства рынка. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство и берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Отношение к государственному вмешательству в  рыночную  экономику было различным  на  разных этапах ее становления и развития.  В период формирования рыночных отношений в XVII и  XVIII  вв.  господствовавшая тогда экономическая  доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для  развития в стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений, набравший  силу класс  предпринимателей начал  рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения, как помеху в своей деятельности.  Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII века  на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин  никто  и никогда   не    снимал с национальных правительств ответственности  за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое  вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и  косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.  Его размеры могут служить критерием экономической роли  государства, хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала.  В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей:  от 11%  общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность,  электроэнергетика, морской, железнодорожный и  воздушный транспорт,  авиация и космонавтика,  атомная энергетика и т.п.).  Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства,  имеют особенно большое значение,  и стоимость их велика.  Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных  упорядочить  и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма