Преимущества и недостатки рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 03:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и особенности рыночного механизма; рассмотреть его положительные и отрицательные стороны; проанализировать современную Российскую модель рыночной экономики и предложить направление ее преобразования.
Основными задачами исследования являются:
1. Раскрыть основные черты и особенности рынка.
2. Изучить преимущества и недостатки рыночной экономики.
3. Раскрыть специфические особенности российского рынка, особое внимание уделить его положительным и отрицательным сторонам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы рыночного механизма 6
1.1 Рынок: понятие и условия возникновения. 6
1.2 Характерные черты и основные модели развития рыночного хозяйства. 9
1.3 Государственное регулирование рыночных отношений 13

2. Анализ экономики России на основе рыночной модели 16
2.1 Характеристика современного состояния Российской экономики 16 2.2 Основные выводы о преимуществах и недостатках Российской
экономики 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Косвенное вмешательство. В зависимости от  цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно) равновесия между сбережениями и инвестициями; обеспечение полной занятости; стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей силы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов и некоторые другие цели.

Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике.  Фискальная политика -  это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы.  Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной  и централизованной экономике существенно различается.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное  сочетание рыночных и государственных  регуляторов. Обе стороны – рынок  и государство – существенны. Прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают в социально-экономической системе вполне определенное место, выполняют присущие только им

функции и существуют в неразрывном единстве.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2   Анализ экономики  России на основе рыночной  модели

2.1 Характеристика современного  состояния Российской экономики

 Экономический спад конца 2008 г. - начала 2009 г. оказался для России серьезным испытанием. Особенность ситуации, которая сложилась в стране заключается в том, что основные негативные тенденции, определившие глубину и тяжесть кризиса, стали следствием развития событий в мировой экономике. Впервые появилось полное осознание того, что глубокое вхождение в мировую экономическую систему может иметь явные отрицательные последствия. До сих пор Россия использовала возможности мировой экономики для получения очевидных выгод: вначале - сбыта сырьевых товаров и стабилизации финансово-экономической системы, затем -получения дешевых кредитов для финансирования экономического роста.

В связи с уникальностью для  современной России наблюдаемого экономического спада прогнозирование его длительности и последствий становится весьма сложной актуальной задачей. При  этом возможность повторения подобных ситуаций в будущем ставит задачу выработки единых методических подходов к анализу кризисных процессов в экономике и систематизации механизмов реагирования на отдельные их проявления. От того, насколько точно будут определены глубина и продолжительность кризиса, зависят решения экономических властей страны о минимизации его негативных последствий. В частности, на основании предположений о дальнейшем развитии ситуации должна вырабатываться политика в отношении финансовых резервов государства.

Несомненно, многие согласятся с тем, что на основе наблюдения единственного  в своем роде явления исследователь  в любой области научного знания вряд ли сможет построить надежный прогноз его развития в будущем. Для этого необходимо располагать  данными многократного наблюдения, получить которые можно в процессе либо научного эксперимента, либо повторяющегося явления в окружающем мире. К сожалению, в случае уникальных событий в экономической жизни исследователи лишены подобных преимуществ. Как известно, многократно контролируемый эксперимент в масштабах народного хозяйства невозможен - нельзя ожидать второго или третьего аналогичного события, так как решения по предотвращению негативных последствий должны приниматься немедленно. Таким образом, единственной основой для разработки обоснованных гипотез о возможном будущем остается прошлое, сравнение с которым позволяет конкретизировать и прояснять настоящее. Безусловно, за прошедший период существования российской экономики не удастся найти события, полностью идентичного экономическому спаду конца 2008 г. - начала 2009 г., тем не менее в качестве аналога текущей ситуации по многим характеристикам может быть адекватным период 1998-1999 гг.

Прежде чем перейти непосредственно  к анализу, необходимо уделить внимание понятию «экономический кризис». В научной литературе встречается множество определений экономического кризиса. В частности, наиболее распространено из них следующее: «Резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - в снижении жизненного уровня, благосостояния населения». Однако проблема заключается в том, что анализ механизмов развертывания кризиса, как правило, проводится постфактум. Между тем для принятия практических решений в области экономической политики требуются более четкие индикаторы, позволяющие анализировать текущие события и возможное их развитие на базе регулярной статистики.

Под экономическим кризисом можно понимать переход экономической системы из одного равновесного состояния в другое равновесное состояние, отличающееся от первого заметным снижением совокупного дохода. Естественно, вычислить наличие экономического кризиса по годовым данным не представляется серьезной проблемой - достаточно проследить динамику ВВП за интересующий период. Трудность состоит в том, чтобы, не дожидаясь годовой отчетности, на основе текущей статистики определить неизбежность наступления кризиса до начала его активной фазы.

Экономический кризис заставил внимательнее взглянуть на текущее состояние  системы статистических наблюдений в России. Можно отметить, что  при множестве претензий к  этой системе она тем не менее  позволяет проводить анализ текущей  экономической ситуации, правда, с некоторым ограничением необходимого уровня подробности. Проблема связана с тем, что оперативной статистике объективно присущ лаг запаздывания, что мешает реальной оценке происходящего и как следствие принятию решений, адекватных развитию событий. В то же время анализ ситуации в первые месяцы кризиса 2008 г. показал, что существует значительное количество индикаторов, с помощью которых можно довольно точно определять в краткосрочной перспективе динамику промышленного производства. К таким индикаторам следует отнести:

- информацию о недельном потреблении электроэнергии (НП «Совет рынка»);

- статистику грузооборота на железнодорожном транспорте (ОАО «РЖД»);

- показатели таможенной статистики (ФТС РФ);

- статистику по продажам автомобилей («Автостат», АЕБ).

В стране пока не существует развитой системы конъюнктурных опросов, но некоторую информацию можно «извлечь»  из индекса промышленного оптимизма, публикуемого ИЭПП.

Если опираться на официальную  статистику, то необходимо найти ответ  на два основных вопроса: во-первых, какие месячные показатели следует  использовать при определении времени  протекания экономического кризиса; и  во-вторых, какое поведение выбранных индикаторов должно свидетельствовать о начале либо завершении кризиса.

Ответ на первый вопрос дает анализ текущей  статистики. Что касается ответа на второй вопрос, то в первом приближении  о начале кризиса можно судить по динамике ключевых помесячных индикаторов развития экономики. В этом случае кризисом можно считать одновременное снижение нескольких (либо большинства) макроэкономических показателей, публикуемых Росстатом. Например, одновременное падение и инвестиций в основной капитал, и объема промышленного производства, безусловно, свидетельствует о начале кризиса.

Однако подобный подход имеет существенный недостаток, поскольку применим, если экономический кризис вступил в  активную фазу своего развития. Вместе с тем очевидно, что активная фаза кризиса наступает в том случае, если этому предшествует накопление определенных предпосылок.

Как известно, для отслеживания появления  предпосылок экономического спада, широко применяется подход на основе использования индикаторов делового цикла, т. е. построения, по крайней мере, двух сводных индексов: совпадающего и опережающего. Совпадающий индекс, как правило, разрабатывается на основе четырех помесячных показателей: индекса промышленного производства, индекса реальных располагаемых доходов населения, оборота розничной торговли и численности занятых в экономике. Совпадающий индекс изменяется одновременно с ростом (спадом) в экономике и фактически переводит предложенный способ определения начала кризиса в графическую форму.

Особый интерес представляет опережающий индекс, функция которого состоит в заблаговременном предупреждении о смене фазы делового цикла. Для расчета опережающего индекса используются ежемесячные показатели, изменение которых может свидетельствовать о зарождении кризисных явлений в экономике.  
Если учитывать, что фаза нарастания кризисных предпосылок в 2008 г. протекала достаточно быстро и активная фаза кризиса наступила через три месяца с начала нарастания негативных явлений, то расчет опережающего индекса практически не позволяет определить начало экономического спада раньше, чем этот спад отразится на динамике совпадающего индекса.

Все это означает, что с большой  долей уверенности констатировать наступление экономического кризиса  можно только тогда, когда его  уже нельзя избежать.

В свою очередь о завершении перехода экономической системы в равновесное  состояние с меньшим уровнем  совокупного дохода и об окончании  экономического кризиса в первом приближении будет свидетельствовать  уменьшение числа безработных. Данное предположение основывается на том, что после экономического спада достигнуть прежних объемов выпуска удается за счет проведенной во время спада оптимизации производства, как правило, при меньшем уровне занятости. Если рост выпуска в большинстве секторов экономики совпадает с повышением спроса на рабочую силу - это достаточное свидетельство возобновления устойчивого экономического роста.

Итак, сама по себе формальная обработка месячной статистики недостаточна для прояснения текущей ситуации на начальном этапе кризиса. Более плодотворным подходом к пониманию развивающихся на данный момент кризисных явлений может быть применение схем, позволяющих структурировать возможное развитие событий в будущем. Одной из таких схем является периодизация экономического кризиса, т.е. деление на основные последовательно наступающие фазы его развития. Кроме того, выделение основных фаз кризиса позволяет определить меры экономической политики, которые должны применяться на каждом из этапов развития кризиса.  
На основе анализа экономической динамики 2008-2009 гг. для определения фаз развития экономического кризиса может быть предложена нижеследующая классификация:

первая фаза: «нарастание кризисных явлений»;

вторая фаза: «активная». Негативные проявления кризиса распространяются на всю экономику, возникает социальная напряженность;

третья фаза: «стабилизация». После адаптации бизнеса к функционированию бизнеса в новых условиях возникает необходимость в закупках промежуточной продукции для новых объемов производства и создаются условия для финансовой стабилизации;

 четвертая фаза: «восстановительный рост». Она характеризуется высокими темпами посткризисного восстановления в промышленности.

 

 

Анализ развития российской экономики (конец 2008 г. — начало 2009 г.).

Попробуем оценить состояние российской экономики. Самую общую информацию о структурных характеристиках народного хозяйства можно получить из анализа структуры использованного ВВП (табл. 1)

Таблица 1

Структура использованного  ВВП, %

Показатель

2008 г.

Валовой внутренний продукт

100

В том числе:

 

Расходы на конечное потребление

66

домашних хозяйств

49

государственного управления

17

некоммерческих организаций, обслуживающих  домашние хозяйства

0

Валовое накопление, всего

26

основного капитала

22

Чистый экспорт

9

Экспорт

31

Импорт

22


 

Как показывают данные табл. 1, структура  использованного ВВП в российской экономике претерпела существенные изменения. Прежде всего, значительно  возросла доля валового накопления основного  капитала, достигшая в 2008 г. 22% ВВП. При  этом произошло снижение доли ВВП, использованного на государственное управление и потребление домашних хозяйств. И только доля экспорта в структуре использованного ВВП осталась неизменной. Таким образом, экспорт в 2008 г. играл значительную роль в формировании экономической динамики. Основная особенность ситуации, сложившейся в 2008 г., состоит в том, что произошло значительное «сжатие» внешнего спроса, сопровождавшееся обвальным падением цен на основные товары российского экспорта. 
Важно также отметить, что российская экономика 2008 по объемам ВВП практически достигла докризисного уровня.

В 2008 г. сохранились значительные резервы мощностей в ряде ключевых отраслей: производстве машин и оборудования, электрооборудования, пищевых продуктов, текстильном производстве. (табл. 2).

Таблица 2

Загрузка производственных мощностей по видам экономической  деятельности в 2008 г., %

Показатель

2008 г.

Добыча полезных ископаемых

82,9

Обрабатывающие производства, всего

65,4

пищевых продуктов, включая напитки  и табак

60,2

текстильное и швейное

63,5

целлюлозно-бумажное, издательская и  полиграфическая деятельность

76,1

химическое

65,7

металлургическое и готовых  металлических изделий

88,8

машин и оборудования

49,2

электрооборудования, электронного и  оптического оборудования

44,3

транспортных средств и оборудования

69,5


 

Кризис 2008-2009 гг. происходил после длительного периода роста, основанного в том числе на расширении инвестиционного спроса. Достаточно проанализировать структуру импорта в 2003-2008 гг., чтобы понять, что ввезенное в Россию в большом количестве технологическое оборудование, определило постепенную модернизацию производства. При этом инвестировались те секторы, которые были ориентированы на удовлетворение внутреннего спроса, например, автосборочные производства, строительная отрасль. Таким образом, кризис совпал с периодом появления эффектов инвестиций в модернизацию производств, причем изначально нацеленных на импортозамещение. Однако для определения масштабов возможного импортозамещения необходимо выявить те механизмы, которые воздействовали на замедление темпов экономики во втором полугодии 2008 г.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночного механизма