Прибыль как конечный результат деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

К задачам управления источниками доходов можно отнести:
Обеспечение максимизации размера формируемых доходов, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия;
Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестиционный капитал собственникам предприятия;
Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет доходов в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде;
Обеспечение постоянного роста рыночной стоимости предприятия.
Попробуем раскрыть понятие дохода, отвечая на следующие вопросы:
Какова сущность доходов?
Что должно включаться в понятие «доход»?
Как доход можно измерить?
4. Сколько видов доходов?
5. Какой доход полезнее для предприятия?

Содержание работы

1. Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Прибыль как конечный результат деятельности предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Прибыль с точки зрения К.Маркса, ДЖ. С. Милля, А. Маршала, С.Брю. . . . . . . . . . . . . 6 4.Теоритические основы видов и источников доходов на предприятии. . . . . . . . . . . . . . . . 9
5. Порядок формирования доходов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
6. Характеристика финансово-экономического потенциала анализируемого предприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 16
7. Прогнозирование доходов и пути повышения рентабельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
8. Посчитаем – подумаем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
9. Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
10. Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

  Современная западная экономическая литература рассматривает прибыль как доход  от использования всех факторов производства — труда, земли и капитала. Однозначного понимания сущности прибыли, экономического источника ее образования экономисты не дают. Все они едины во мнении, что прибыль не является результатом неоплаченного труда наемных работников. Она — или вознаграждение владельца капитала, или плата за услуги предпринимательской деятельности, или плата за новаторство и талант в управлении фирмой, или плата за риск и т.п.

  Типично западный взгляд на экономическую природу  прибыли довольно четко выражен  английским экономистом Дж. С. Миллем (1806-1873). «Подобно тому, как заработная плата рабочего является вознаграждением за труд, прибыль капиталиста… также является, собственно говоря, вознаграждением за воздержание. Прибыль является тем, что выгадывает капиталист, воздерживаясь от расточения имеющегося у него капитала на собственные нужды и разрешая непосредственным производителям потреблять этот капитал для удовлетворения их нужд».

  А. Маршалл, идеи которого сыграли существенную роль в последующем развитии западной экономической теории и ее понятийного аппарата, предложил рассматривать прибыль как разницу между чистым доходом капиталиста от функционирования его предприятия и процента на капитал по текущему курсу.

  Современные американские учебники «Экономикс» проблему сущности прибыли или вообще обходят, или заменяют ее рассмотрением бухгалтерской и экономической прибыли. Разница в величине экономической и бухгалтерской прибыли определяется структурой издержек производства предприятия.

  Экономическая прибыль (англ. Economic profit) – это чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

  Экономическая прибыль находится как разность между рентабельностью вложенного капитала (материальным выражением которого являются чистые операционные активы) и средневзвешенной стоимостью капитала, умноженной на величину вложенного капитала.

  Экономическая прибыль дает возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия  с минимально необходимой для  оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а так же выразить полученную разницу  в денежных единицах.

  От показателя экономической прибыли экономическая  прибыль, отличается тем, что при  ее расчете учитывается стоимость  использования всех долгосрочных и  иных процентных обязательств, а не только расходов по уплате процентов  по заемным средствам, как это  имеет место быть при расчете  бухгалтерской прибыли. То есть бухгалтерская  прибыль превышает экономическую  на величину альтернативных затрат или  затрат отвергнутых возможностей. Экономическая  прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Ее  положительное значение показывает, что предприятие заработало больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для инвесторов, учредителей.

  В случае обратной ситуации- это свидетельствует о том, что организация оказалась неспособна покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов. Отсутствие экономической прибыли может стать причиной оттока капитала из предприятия.

  С точки  зрения оценки эффективности показатель экономической прибыли позволяет  получить более полное по сравнению  с показателем бухгалтерской  прибыли представление об эффективности  использования предприятием имеющихся  активов, в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который  обеспечит ему сохранение вложенных  средств.

  Поэтому показатель экономической прибыли  более емок и полезен при принятии решения инвесторами о своих  действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

  Под нормальной прибылью Р. Макконелл и С. Брю имеют в виду минимальную плату, необходимую для вознаграждения предпринимательских функций как элемента внутренних издержек наряду с внутренней рентой и внутренней заработной платой. Нормальная прибыль, по мнению этих авторов, необходима для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности фирмы. 

  Теоретические основы видов и  источников доходов  на предприятии.

  Получение предпринимателем денежных средств  называется финансированием его  бизнеса.

  Финансирование - это способ финансового обеспечения  предпринимательства, удовлетворение потребностей в финансовых ресурсах.

  После того, как предприниматель определил  для каких целей, на какой срок и в каком количестве нужны ему денежные средства, а так же выявил возможности возврата этих средств, он начинает поиск источников финансирования.

  Источники финансовых средств для бизнеса  принято делить на внутренние и внешние.

  Внутренними называют источники поступления  денежных средств, связанные с результатами предпринимательской деятельности предприятия и продажей его собственного имущества.

  Внешние источники обеспечивают получение  средств от других обладателей финансовых ресурсов: государства, банков, организаций, частных лиц.

  Самый крупный  из внутренних источников финансирования- доход от собственной предпринимательской деятельности в виде выручки (валового дохода) от продажи товаров и услуг. Валовой доход предприятия служит источником двух разных видов финансирования.

   Первый  из них обусловлен необходимостью  возмещения из дохода издержек  производства и обращения, то  есть, направлен на финансирование  себестоимости предпринимательских  товаров и услуг. Это связанное  финансирование, ибо источник доходов  жестко связан с определенным  направлением расходов.

  Второй  источник финансирования из валового дохода представляет чистая (остаточная) прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя после изъятия  из валовой прибыли налога на прибыль. Чистую прибыль предприниматель  может использовать в целях финансирования любых расходов, не считая издержек производства. Чаще всего из прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя, финансируются капиталовложения на развитие предприятия, расходы на социально-культурные нужды, выплату дивидендов акционерам, материальные поощрения работников предприятия и т. п.

  Еще один вид внутреннего финансирования- вложения учредителей предприятия в уставной фонд. К внутренним допустимо относить и финансовые поступления от продажи акций предприятия его учредителям.

  Сдача предпринимателем своего имущества в аренду и получение  арендной платы либо продажа имущества  так же могут являться еще одним  источником внутреннего финансирования.

  Прибылью  для торговли служит разница между  продажной ценой товаров и  ценой их приобретения, включая издержки обращения.

  Прибыль торгового предприятия является денежным выражением части прибавочного продукта, характеризующего результаты их коммерческо-финансовой деятельности.

  Различают несколько прибылей: прибыль от реализации, балансовая и чистая прибыль.

  Прибыль от реализации- это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержек обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

  Балансовая  прибыль – сумма доходов предприятия  от реализации продукции и доходов  от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат  выявляется на основании бухгалтерского учета.

  Чистая  прибыль представляет собой разницу  между балансовой прибылью и суммами  отчислений и платежей в бюджеты  разных уровней.

  Внериализационная (дополнительная) деятельность так  же имеет доходы и затраты, что  в конечном итоге образует результат  нетто или чистую прибыль предприятия.

  Размеры доходов и возможности ее роста  находятся в сложной зависимости  от ряда факторов, важнейшие из которых  следующие:

  • Объем реализации;
  • Структура товарооборота;
  • Величина других доходов и расходов, входящих в состав доходов (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внериализационные доходы и расходы);
  • Уровень налогооблажения доходов.

  Факторы, влияющие на прибыль можно разделить  на внешние и внутренние.

  К внешним  факторам относятся:

  • Политическая стабильность;
  • Состояние экономики;
  • Демографическая ситуация;
  • Конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  • Темпы инфляции;
  • Ставка процента за кредит.

  К внутренним факторам относятся:

  • Объем валового дохода (и соответственно факторы, его определяющие);
  • Производительность труда работников;
  • Скорость оборачиваемости товаров;
  • Наличие собственных оборотных средств;
  • Эффективность использования основных фондов.

  Это факторы, влияющие на величину доходов, остающейся в распоряжении предприятия, которую  еще называют чистой прибылью.

  Чистая  прибыль может быть направлена на уплату местных налогов и сборов, образование резервных фондов, осуществляются отчисления на благотворительные цели, уплачиваются проценты по ссудам банков, полученных на восполнение недостатков  оборотных средств, на приобретение основных средств, нематериальных активов  и других активов, а так же процентов  по средствам, взятых взаймы у других организаций. Из чистой прибыли уплачиваются так же штрафы и расходы по возмещению ущерба, подлежащим в соответствии с действующим законодательством  внесению в бюджеты разных уровней. 

  Порядок формирования доходов.

  Основным  источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход.

  Валовой доход в суммовом выражении определяется как разница между продажной  и покупной стоимостью товаров.

  Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т. е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная  цена товара а обобщенном виде исчисляется по формуле:

  РЦ= СС+ ПП+ ТНП + НДС + ТН + НП,

  Где, РЦ- розничная цена товара, руб.;

  СС- себестоимость производства товара, руб.;

  ПП –  прибыль производственного предприятия, руб.;

  ТНП –  торговая надбавка посреднического  предприятия, руб.;

  НДС- налог на добавленную стоимость, руб.;

  ТН –  торговая надбавка розничного торгового  предприятия, руб.;

  НП –  налог с продаж, руб. 

  Валовой доход предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок.

  Торговые  надбавки устанавливаются в процентах  к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена).

  Торговая  надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов  и сборов и образования доходов  торгового предприятия.

  В настоящее  время предприятиям оптовой, розничной  торговли и общественного питания  независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право  самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свободных (рыночных) цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры минимальной торговой надбавки для предприятий торговли не регламентированы.

  Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:

  ПР= ВД- НДС – ИО,

  Где ПР- прибыль от реализации товаров, руб.;

  ВД –  валовой доход от реализации товаров, руб.;

  ИО- издержки обращения, руб. 

  Налог на добавленную стоимость по своей  сути является налогом на потребителя, так как он фиксируется в розничной  цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. В настоящее  время розничная цена товара может  быть увеличена на сумму налога с  продаж. Налог с продаж устанавливается  и вводится в действие законами Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реализующими товары (работы, услуги) на территории соответствующих субъектов РФ.

Информация о работе Прибыль как конечный результат деятельности предприятия