Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ
2.1 Понятие прибыли в
экономической науке и ее
Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики.
Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в “Капитале” определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости автор “Капитала” полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.
Современная экономическая
мысль рассматривает прибыль
как доход от использования факторов
производства, т.е. труда, земли и
капитала. Отрицая прибыль как
результат эксплуатации, присвоения
неоплаченного наемного труда, можно
выделить следующие определения
прибыли. Во-первых, прибыль – это
плата за услуги предпринимательской
деятельности. Во-вторых, прибыль –
это плата за новаторство, за талант
в управлении фирмой. В-тртьих, прибыль
– это плата за риск, за неопределенность
результатов
В качестве прибыли в рыночной
экономике понимают вознаграждение
за использование специфического фактора
производства – предпринимательства.
Предпринимательство является специфическим
фактором, так как в отличие
от капитала и земли – неосязаемо
и не выступает в материально-
В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.
Являясь важнейшей экономической
категорией и основной целью деятельности
любой коммерческой организации, прибыль
отражает чистый доход, созданный в
сфере материального
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.
В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
2.2 Роль прибыли в формировании
финансовых ресурсов
Как уже отмечалось выше, получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) связано с осуществлением основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль входит в состав выручки от реализации. Поэтому ее формирование связано с поступлением выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление которой на расчетный счет фиксируется регулярно, объем полученной прибыли определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.
Реально формирование прибыли на предприятии происходит по мере реализации продукции. Поэтому в обороте предприятия прибыль появляется до ее отражения в отчетности.
Для формирования прибыли
важное значение имеет определение
момента реализации продукции. В
отдельных законодательных
Однако независимо от принятой трактовки момента реализации в законодательных актах, формирование на предприятии прибыли от реализации продукции имеет место только при условии реальной реализации, т.е. при зачислении средств от покупателя на расчетный счет поставщика.
Определение момента реализации по дате отгрузки товаров и связанное при этом возникновение налоговых обязательств сопровождается отвлечением оборотных средств предприятий на уплату налогов, ухудшением их финансового состояния.
Прибыль от реализации продукции непосредственно зависит от двух основных показателей:
На изменение объема реализации продукции влияет изменение:
Необходимо обратить внимание на то, что изменение объема производства продукции, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема производства продукции); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при изменении остатков нереализованной продукции).
Существенное влияние
на объем реализации продукции, а
также непосредственно и
Таким образом, можно сделать
вывод, что возможность предприятий
влиять на объем прибыли от реализации
через изменение объемов
Рассмотрим особенности влияния на формирование прибыли себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость является обобщающим, качественным показателем деятельности предприятий, показателем ее эффективности.
Имеются особенности в формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от сферы деятельности, отрасли хозяйства.
Обобщенно можно дать следующее определение себестоимости.
Себестоимость продукции (работ,
услуг) — это выраженные в денежной
форме текущие затраты
Затраты на производство продукции образуют ее производственную себестоимость. Затраты на производство и реализацию — образуют полную себестоимость продукции.
Возможность предприятия влиять на формирование себестоимости является существенной. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, состав (перечень) затрат, которые следует относить на себестоимость, регламентированы государством.
На основе Типовых положений
разработаны отраслевые, ведомственные
положения, инструкции, которые определяют
порядок определения плановой и
фактической себестоимости
Затраты производства (обращения), которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам:
Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер отдельных из них также регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это прежде всего касается следующих элементов затрат:
Возможность влиять на указанные
элементы затрат со стороны предприятий
ограничена, однако возможна путем
управления показателями, к которым
применяются государственные
Сокращение затрат на производство
и реализацию продукции, т.е. снижение
ее себестоимости является важным фактором
увеличения прибыли от реализации.
Оно может быть достигнуто за счет
использования многочисленных факторов
влияющих на сокращение затрат на производство
и реализацию продукции. Для этого
необходимо: знать подробный перечень
указанных затрат, который дается
в Типовых положениях по их учету;
особенности состава и
Следует отметить, что в современных условиях предприятия всех форм собственности получили больше самостоятельности в принятии решений относительно формирования себестоимости. Однако они не могут допускать отступлений от действующих законодательных и нормативных документов, которые регламентируют указанные вопросы.
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии
На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства
3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
3.1 Факторный анализ прибыли
Финансовые результаты деятельности
предприятия характеризуются
Экономический анализ – важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.
Основную часть прибыли ООО «ИНТЕР-АВТО» получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности представлена на рисунке 3.1.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
П = ∑ [VPПобщ · Удi (Цi - Сi)] (3.1)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Рисунок 3.1 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности
Структура товарной продукции
может оказывать как
Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования