Прибыль предприятия и источники её образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая (экономика фирмы).docx

— 109.37 Кб (Скачать файл)

 

 

2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ

2.1 Понятие прибыли в  экономической науке и ее функции.

 

Прибыль является важнейшей  категорией рыночной экономики.

Существует несколько  трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в “Капитале” определил  прибыль как модифицированную, затемняющую  свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости  автор “Капитала” полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных  рабочих. По Марксу, это внешняя форма  проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом эксплуатация –  это главное, что лежит в самой  основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая  мысль рассматривает прибыль  как доход от использования факторов производства, т.е. труда, земли и  капитала. Отрицая прибыль как  результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно  выделить следующие определения  прибыли. Во-первых, прибыль – это  плата за услуги предпринимательской  деятельности. Во-вторых, прибыль –  это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-тртьих, прибыль  – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской  деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального  решения, с тем или иным вариантом  природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска  могут быть координально различны –  большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная  прибыль. Она возникает при монопольном  положении производителя на рынке  или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей  части неустойчива.

В качестве прибыли в рыночной экономике понимают вознаграждение за использование специфического фактора  производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим  фактором, так как в отличие  от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций  довольно трудно определить количественно  полученную предприятием прибыль.

В микроэкономике понятие  прибыль определяется как величина, определяемая как разница между  общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

Являясь важнейшей экономической  категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии  означает, что полученные доходы превышают  все расходы, связанные с его  деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие  заинтересованно в получении  максимальной прибыли, так как это  является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.

 

2.2 Роль прибыли в формировании  финансовых ресурсов предприятия.

Как уже отмечалось выше, получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) связано с  осуществлением основной деятельности субъектов хозяйствования. Прибыль  входит в состав выручки от реализации. Поэтому ее формирование связано  с поступлением выручки от реализации. Однако в отличие от выручки, поступление  которой на расчетный счет фиксируется  регулярно, объем полученной прибыли  определяется только за определенный период (месяц, квартал, год) на основе данных бухгалтерского учета.

Реально формирование прибыли  на предприятии происходит по мере реализации продукции. Поэтому в  обороте предприятия прибыль  появляется до ее отражения в отчетности.

Для формирования прибыли  важное значение имеет определение  момента реализации продукции. В  отдельных законодательных актах  по разному трактуется момент реализации.

Однако независимо от принятой трактовки момента реализации в  законодательных актах, формирование на предприятии прибыли от реализации продукции имеет место только при условии реальной реализации, т.е. при зачислении средств от покупателя на расчетный счет поставщика.

Определение момента реализации по дате отгрузки товаров и связанное  при этом возникновение налоговых  обязательств сопровождается отвлечением  оборотных средств предприятий  на уплату налогов, ухудшением их финансового  состояния.

Прибыль от реализации продукции  непосредственно зависит от двух основных показателей:

  1. объем реализации продукции,
  2. себестоимость продукции.

На изменение объема реализации продукции влияет изменение:

  1. объема производства,
  2. остатков нереализованной продукции,
  3. прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).

Необходимо обратить внимание на то, что изменение объема производства продукции, остатков нереализованной  продукции оказывают влияние  не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается  через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема производства продукции); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при  изменении остатков нереализованной  продукции).

 

Существенное влияние  на объем реализации продукции, а  также непосредственно и прибыль  от реализации оказывает размер прибыли, включаемой в цену продукции. В условиях формирования рыночной экономики, отменено в большинстве случаев государственное  регулирование рентабельности продукции, создается возможность регулирования  прибыли за счет указанного фактора. Этому способствует отсутствие достаточной  конкуренции при производстве и  реализации многих видов продукции.

Таким образом, можно сделать  вывод, что возможность предприятий  влиять на объем прибыли от реализации через изменение объемов производства продукции, остатков нереализованной  продукции, рентабельность продукции  является существенной.

Рассмотрим особенности  влияния на формирование прибыли  себестоимости продукции (работ, услуг). Себестоимость является обобщающим, качественным показателем деятельности предприятий, показателем ее эффективности.

Имеются особенности в  формировании себестоимости продукции (работ, услуг) в зависимости от сферы  деятельности, отрасли хозяйства.

Обобщенно можно дать следующее  определение себестоимости.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия  на их производство (выполнение) и реализацию.

Затраты на производство продукции  образуют ее производственную себестоимость. Затраты на производство и реализацию — образуют полную себестоимость  продукции.

Возможность предприятия  влиять на формирование себестоимости  является существенной. Однако при  этом необходимо учитывать следующие  обстоятельства.

Во-первых, состав (перечень) затрат, которые следует относить на себестоимость, регламентированы государством.

 

На основе Типовых положений  разработаны отраслевые, ведомственные  положения, инструкции, которые определяют порядок определения плановой и  фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

Затраты производства (обращения), которые включаются в себестоимость  продукции (работ, услуг) группируются по следующим элементам:

  1. материальные затраты,
  2. затраты на оплату труда,
  3. отчисления на социальные мероприятия,
  4. амортизация основных фондов и нематериальных активов,
  5. другие затраты.

Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер отдельных из них также регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это прежде всего касается следующих элементов затрат:

  1. отчислений на социальные мероприятия;
  2. амортизации основных средств и нематериальных активов;
  3. других затрат.

Возможность влиять на указанные  элементы затрат со стороны предприятий  ограничена, однако возможна путем  управления показателями, к которым  применяются государственные нормативы  отчислений (затраты на оплату труда  и источники ее выплаты, стоимость  основных производственных фондов, принадлежащих  предприятию и их структура).

Сокращение затрат на производство и реализацию продукции, т.е. снижение ее себестоимости является важным фактором увеличения прибыли от реализации. Оно может быть достигнуто за счет использования многочисленных факторов влияющих на сокращение затрат на производство и реализацию продукции. Для этого  необходимо: знать подробный перечень указанных затрат, который дается в Типовых положениях по их учету; особенности состава и формирования затрат с учетом сферы и отрасли  деятельности предприятия.

Следует отметить, что в  современных условиях предприятия  всех форм собственности получили больше самостоятельности в принятии решений  относительно формирования себестоимости. Однако они не могут допускать  отступлений от действующих законодательных  и нормативных документов, которые  регламентируют указанные вопросы.

 

2.3. Пути увеличения прибыли  на предприятии

На каждом предприятии  должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия  могут быть следующего характера:

  1. увеличение выпуска продукции,
  2. улучшение качества продукции,
  3. продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду,
  4. снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени,
  5. диверсификация производства,
  6. расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий  вытекает, что они тесно связаны  с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции  и использование факторов производства

 

3. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

3.1 Факторный анализ прибыли

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует  предприятие, тем устойчивее его  финансовое состояние. Поэтому поиск  резервов увеличения прибыли и рентабельности – одна из основных задач в любой  сфере бизнеса. Большое значение в процессе управления финансовыми  результатами отводится экономическому анализу.

Экономический анализ –  важнейшая стадия работы, предшествующая планированию и прогнозированию  финансовых ресурсов предприятия, эффективного их использования. Результаты анализа  служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для  работы финансовых менеджеров.

Основную часть прибыли  ООО «ИНТЕР-АВТО» получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли от основной (операционной) деятельности представлена на рисунке 3.1.

Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

 

П = ∑ [VPПобщ · Удi i - Сi)]   (3.1)


 

Объем реализации продукции  может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы  прибыли.

 

Рисунок 3.1 – Структурно-логическая модель факторного анализа прибыли  от основной (операционной) деятельности

Структура товарной продукции  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на сумму прибыли.

Если увеличится доля более  рентабельных видов продукции в  общем объеме ее реализации, то сумма  прибыли возрастет. Напротив, при  увеличении удельного веса низкорентабельной  или убыточной продукции общая  сумма прибыли уменьшится.

Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования