Прибыль предприятия и источники её образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая (экономика фирмы).docx

— 109.37 Кб (Скачать файл)

Себестоимость продукции  обратно пропорциональна прибыли: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить  способом цепной подстановки, используя  данные, приведенные в таблице  3.1.

Сначала нужно найти сумму  прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных  факторов.

Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а  затем базовую сумму прибыли  скорректировать на его уровень.

Индекс объема продаж исчисляют  путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в  натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном  выражении (если продукция неоднородна  по своему составу).

 

Таблица 3.1

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

Базовый период, 2008 г.

Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного  периода

 

 

Отчетный период, 2009 г.

Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В)

∑(VРПi0 · Цi0) =

298 · 182, 98 =

54 528

∑(VРПi1 · Цi0) =

372 · 182,98 =

68 069

∑(VРПi1 · Цi1) =

372 · 193,36 =

71 929

Полная себестоимость  реализованной продукции (З)

∑(VРПi0 · Сi0) =

298 · 159,09 =

47 409

∑(VРПi1 · Сi0) =

372 · 159,09 =

59 181

∑(VРПi1 · Сi1) =

372 · 168,12 =

62 541

Прибыль (П)

7 119

8 888

9 388


 

В ООО «ИНТЕР-АВТО» его величина составляет:

 

Iрп = VРП1 / VРП0 = 372 / 298 = 1,25.

 

Если бы величина остальных  факторов не изменилась, то сумма прибыли  должна была бы увеличиться на 25% и  составить 8 890 тыс. руб. (7 112 · 1,25).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной  продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого  из условной выручки нужно вычесть  условную сумму затрат:

 

∑(VРПi1· Цi0) - ∑(VРПi1 ·С i0) = 68 069 – 59 181 = 8 888 тыс. руб.

 

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости  продукции. Для этого из фактической  суммы выручки следует вычесть  условную сумму затрат:

 

∑(VРПi1· Цi1) - ∑(VРПi1 ·С i0) = 71 929 – 59 181 = 12 748 тыс. руб.

 

Порядок расчета данных показателей  в систематизированном виде представлен в таблице 3.2.

 

Таблица 3.2

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы  прибыли от реализации продукции  по ООО «ИНТЕР-АВТО»

Показатель прибыли

Факторы

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цены 

Себесто-имость

П0

t0

t0

t0

t0

В0 – З0

7 119

Пусл 1

t1

t0

t0

t0

П0 - Iрп

8 899

Пусл 2

t1

t1

t0

t0

Вусл - Зусл

8 888

Пусл 3

t1

t1

t1

t0

В1 - Зусл

12 748

П1

t1

t1

t1

t1

В1 – З1

9 388


 

По данным таблицы 3.2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:

  • объема реализации продукции;

ΔПVРП = Пусл 1 – П0 = 8 890 – 7 119 = + 1 771 тыс. руб.;

  • структуры товарной продукции;

ΔПстр = Пусл 2 – Пусл 1 = 8 888 – 8 890 = – 11 тыс. руб.;

  • отпускных цен;

ΔПц = Пусл 3 – Пусл 2 = 12 748 – 8 888 = + 3 860 тыс. руб.;

  • себестоимости реализованной продукции

ΔПс = П1 – Пусл 3 = 9 388 – 12 748 = – 3 360 тыс. руб.

Итого: + 2 260 тыс. руб.


 

Результаты расчетов показывают, что рост прибыли обусловлен в  основном увеличением среднереализационных цен. Рост суммы прибыли на 1 771 тыс. руб. способствовали также изменения в объеме реализации продукции. А так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции, то это привело к снижению прибыли на 11 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 3 360 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.

Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен [29, с. 246].

Факторная модель прибыли  от реализации отдельных видов продукции  имеет вид:

 

П = VРПi · (Цi – Сi) (3.2)

 

Методика расчета влияния  факторов способом абсолютных разниц (на основании данных таблицы 3.3):

 

ΔПvрп = (VРП1 – VРП0) · (Ц0 – С0);

ΔПvрп отеч. = (309 – 217) · (136,3 – 118,5) = + 1638 тыс. руб.;

ΔПvрп импорт. = (63 - 81) · (307,9 – 267,7) = – 724 тыс. руб.

ΔПц = (Ц1 – Ц0) · VРП1;

ΔПц отеч. = (167,8 – 136,3) · 309 = + 9734 тыс. руб.;

ΔПц импорт. = (318,5 – 307,9) · 63 = + 668 тыс. руб.

ΔПс = – (C1 – C0) · VРП1;

ΔПс отеч. = – (145,9 – 118,5) · 309 = – 8467 тыс. руб.;

ΔПс импорт. = – (276,9 – 267,7) · 63 = – 580 тыс. руб.

 

Таблица 3.3

Факторный анализ прибыли  от реализации отдельных видов продукции

Изделие

Объем продаж, шт.

Цена изделия, тыс. руб.

Себестоимость изделия, тыс. руб.

Сумма прибыли, тыс. руб.

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

t0

t1

t0

t1

t0

t1

t0

t1

Общее

В том числе затрат

объема продаж

цены

себестоимости

А/м отеч. произв.

217

309

136,3

167,8

118,5

145,9

3863

6767

+2905

+1638

+9734

–8467

А/м импорт. произв.

81

63

307,9

318,5

267,7

276,9

3256

2621

–636

 – 724

+668

–580

Итого

298

372

-

-

-

-

7119

9388

+2269

+2362

+10402

–9047


 

Данные таблицы 3.3 показывают, что из-за снижения уровня продаж автомобилей импортного производства в 2009 г. сумма прибыли снизилась на 724 тыс. руб., но так как возрос уровень продаж автомобилей отечественного производства, это не оказало существенного влияния на рост прибыли.

В связи с повышением себестоимости  автомобилей как отечественного, так и зарубежного производства сумма прибыли уменьшилась на 9047 тыс. руб. Но поскольку темпы роста  цен на продукцию предприятия  были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия [14, с. 193].

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.(овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).

Сравнительный анализ уровня цен на продукцию представлен  в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Сравнительный анализ уровня цен на продукцию

Вид продукции

Уровень цены, тыс. руб.

на внутреннем рынке

в стране импортера

ООО ТФК «БРИСК»

в среднем по отрасли

конкурирующего предприятия

ООО ТФК «БРИСК»

средний на рынке

ВАЗ 211440

255

230

250

285

277

Ford Focus

420

445

448

-

-


 

Данные таблицы 3.4 показывают, что ООО «ИНТЕР-АВТО» проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Это обусловлено тем, что на ввозимые автомобили марки ВАЗ на рынки других стран, в частности, на рынок Украины, в среднем пошлина составляет 30 тыс. руб. ООО «ИНТЕР-АВТО» быстрее отреагировало на уменьшение спроса на автомобиль марки Ford Focus, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на автомобили марки ВАЗ 211440, которые пользуются более высоким спросом. В итоге ООО «ИНТЕР-АВТО» сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции  – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более  высокие цены, и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ΔЦкач) можно определить по формуле:

 

ΔЦкач = [(Цн – Цп) · VРПн] / VРПобщ (3.3)

 

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн – объем реализации продукции нового качества;

VРПобщ – общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

Таблица 3.5

Влияние сортового состава (комплектности) на изменение среднего уровня цены автомобиля ВАЗ-211440

Сорт а/м ВАЗ-211440

Цена, руб.

Структура продукции

Изменение средней цены, руб.

t0

t1

+, -

Люкс

255000

0,70

0,75

+0,05

(+0,05) · 255000 = +12750

Норма

240000

0,30

0,25

-0,05

(-0,05) · 240000 = - 12000

Итого

-

1,00

1,00

-

+ 750


 

Данные таблицы 3.5 показывают, что в результате повышения удельного веса а/м комплектации «люкс» и уменьшения комплектации «норма» средняя цена а/м ВАЗ-211440 повысилась на 750 рублей, а сумма прибыли – на 121500 рублей (162 шт. · 750 руб.).

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от сроков реализации (таблица 3.6).

 

Таблица 3.6

Влияние сроков реализации продукции на изменение средней  цены а/м ВАЗ-211440

Срок реализации

Цена изделия, руб.

Объем продаж, шт.

Структура продаж, %

Изменение средней цены, руб.

t0

t1

t0

t1

+, -

В сезон

255000

112

120

67

74

+7

+ 17850

Несезонная продажа

247000

55

42

33

26

-7

- 17290

Итого

252360

167

162

100

100

-

+ 560


 

В связи с увеличением  доли продаж в сезон в общем  его объеме средняя цена реализации по автомобилю ВАЗ-211440 повысилась на 560 руб., а сумма прибыли – на 90720 руб. (162 шт. · 560 руб.).

В заключение обобщаются результаты анализа, представленные в таблице 3.7.

Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования