Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33
Себестоимость продукции
обратно пропорциональна
Изменение уровня среднереализационных
цен прямо пропорционально
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в таблице 3.1.
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов.
Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
Индекс объема продаж исчисляют
путем сопоставления
Таблица 3.1
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
Базовый период, 2008 г. |
Данные базового периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период, 2009 г. |
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
∑(VРПi0 · Цi0) = 298 · 182, 98 = 54 528 |
∑(VРПi1 · Цi0) = 372 · 182,98 = 68 069 |
∑(VРПi1 · Цi1) = 372 · 193,36 = 71 929 |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
∑(VРПi0 · Сi0) = 298 · 159,09 = 47 409 |
∑(VРПi1 · Сi0) = 372 · 159,09 = 59 181 |
∑(VРПi1 · Сi1) = 372 · 168,12 = 62 541 |
Прибыль (П) |
7 119 |
8 888 |
9 388 |
В ООО «ИНТЕР-АВТО» его величина составляет:
Iрп = VРП1 / VРП0 = 372 / 298 = 1,25.
Если бы величина остальных факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы увеличиться на 25% и составить 8 890 тыс. руб. (7 112 · 1,25).
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1· Цi0) - ∑(VРПi1 ·С i0) = 68 069 – 59 181 = 8 888 тыс. руб.
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(VРПi1· Цi1) - ∑(VРПi1 ·С i0) = 71 929 – 59 181 = 12 748 тыс. руб.
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции по ООО «ИНТЕР-АВТО»
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета |
Прибыль, тыс. руб. | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цены |
Себесто-имость | |||
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0 – З0 |
7 119 |
Пусл 1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0 - Iрп |
8 899 |
Пусл 2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Вусл - Зусл |
8 888 |
Пусл 3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1 - Зусл |
12 748 |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1 – З1 |
9 388 |
По данным таблицы 3.2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора. Изменение суммы прибыли за счет:
ΔПVРП = Пусл 1 – П0 = 8 890 – 7 119 = + 1 771 тыс. руб.;
ΔПстр = Пусл 2 – Пусл 1 = 8 888 – 8 890 = – 11 тыс. руб.;
ΔПц = Пусл 3 – Пусл 2 = 12 748 – 8 888 = + 3 860 тыс. руб.;
ΔПс = П1 – Пусл 3 = 9 388 – 12 748 = – 3 360 тыс. руб.
Итого: + 2 260 тыс. руб.
Результаты расчетов показывают,
что рост прибыли обусловлен в
основном увеличением
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого уровня: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен [29, с. 246].
Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:
П = VРПi · (Цi – Сi) (3.2)
Методика расчета влияния факторов способом абсолютных разниц (на основании данных таблицы 3.3):
ΔПvрп = (VРП1 – VРП0) · (Ц0 – С0);
ΔПvрп отеч. = (309 – 217) · (136,3 – 118,5) = + 1638 тыс. руб.;
ΔПvрп импорт. = (63 - 81) · (307,9 – 267,7) = – 724 тыс. руб.
ΔПц = (Ц1 – Ц0) · VРП1;
ΔПц отеч. = (167,8 – 136,3) · 309 = + 9734 тыс. руб.;
ΔПц импорт. = (318,5 – 307,9) · 63 = + 668 тыс. руб.
ΔПс = – (C1 – C0) · VРП1;
ΔПс отеч. = – (145,9 – 118,5) · 309 = – 8467 тыс. руб.;
ΔПс импорт. = – (276,9 – 267,7) · 63 = – 580 тыс. руб.
Таблица 3.3
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Изделие |
Объем продаж, шт. |
Цена изделия, тыс. руб. |
Себестоимость изделия, тыс. руб. |
Сумма прибыли, тыс. руб. |
Изменение суммы прибыли, тыс. руб. | |||||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
Общее |
В том числе затрат | |||
объема продаж |
цены |
себестоимости | ||||||||||
А/м отеч. произв. |
217 |
309 |
136,3 |
167,8 |
118,5 |
145,9 |
3863 |
6767 |
+2905 |
+1638 |
+9734 |
–8467 |
А/м импорт. произв. |
81 |
63 |
307,9 |
318,5 |
267,7 |
276,9 |
3256 |
2621 |
–636 |
– 724 |
+668 |
–580 |
Итого |
298 |
372 |
- |
- |
- |
- |
7119 |
9388 |
+2269 |
+2362 |
+10402 |
–9047 |
Данные таблицы 3.3 показывают, что из-за снижения уровня продаж автомобилей импортного производства в 2009 г. сумма прибыли снизилась на 724 тыс. руб., но так как возрос уровень продаж автомобилей отечественного производства, это не оказало существенного влияния на рост прибыли.
В связи с повышением себестоимости
автомобилей как
После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия [14, с. 193].
Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.(овладение определенной долей рынка, завоевание лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.).
Сравнительный анализ уровня цен на продукцию представлен в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Сравнительный анализ уровня цен на продукцию
Вид продукции |
Уровень цены, тыс. руб. | ||||
на внутреннем рынке |
в стране импортера | ||||
ООО ТФК «БРИСК» |
в среднем по отрасли |
конкурирующего предприятия |
ООО ТФК «БРИСК» |
средний на рынке | |
ВАЗ 211440 |
255 |
230 |
250 |
285 |
277 |
Ford Focus |
420 |
445 |
448 |
- |
- |
Данные таблицы 3.4 показывают, что ООО «ИНТЕР-АВТО» проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке. Это обусловлено тем, что на ввозимые автомобили марки ВАЗ на рынки других стран, в частности, на рынок Украины, в среднем пошлина составляет 30 тыс. руб. ООО «ИНТЕР-АВТО» быстрее отреагировало на уменьшение спроса на автомобиль марки Ford Focus, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурирующего предприятия и одновременно подняв цены на автомобили марки ВАЗ 211440, которые пользуются более высоким спросом. В итоге ООО «ИНТЕР-АВТО» сумело увеличить рентабельность капитала за счет наращивания суммы оборота.
Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализационных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.
Качество товарной продукции
– один из основных факторов, от которого
зависит уровень средней цены
реализации. За более высокое качество
продукции устанавливаются
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (ΔЦкач) можно определить по формуле:
ΔЦкач = [(Цн – Цп) · VРПн] / VРПобщ (3.3)
где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;
VРПн – объем реализации продукции нового качества;
VРПобщ – общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.
Таблица 3.5
Влияние сортового состава (комплектности) на изменение среднего уровня цены автомобиля ВАЗ-211440
Сорт а/м ВАЗ-211440 |
Цена, руб. |
Структура продукции |
Изменение средней цены, руб. | ||
t0 |
t1 |
+, - | |||
Люкс |
255000 |
0,70 |
0,75 |
+0,05 |
(+0,05) · 255000 = +12750 |
Норма |
240000 |
0,30 |
0,25 |
-0,05 |
(-0,05) · 240000 = - 12000 |
Итого |
- |
1,00 |
1,00 |
- |
+ 750 |
Данные таблицы 3.5 показывают, что в результате повышения удельного веса а/м комплектации «люкс» и уменьшения комплектации «норма» средняя цена а/м ВАЗ-211440 повысилась на 750 рублей, а сумма прибыли – на 121500 рублей (162 шт. · 750 руб.).
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от сроков реализации (таблица 3.6).
Таблица 3.6
Влияние сроков реализации продукции на изменение средней цены а/м ВАЗ-211440
Срок реализации |
Цена изделия, руб. |
Объем продаж, шт. |
Структура продаж, % |
Изменение средней цены, руб. | |||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
+, - | |||
В сезон |
255000 |
112 |
120 |
67 |
74 |
+7 |
+ 17850 |
Несезонная продажа |
247000 |
55 |
42 |
33 |
26 |
-7 |
- 17290 |
Итого |
252360 |
167 |
162 |
100 |
100 |
- |
+ 560 |
В связи с увеличением доли продаж в сезон в общем его объеме средняя цена реализации по автомобилю ВАЗ-211440 повысилась на 560 руб., а сумма прибыли – на 90720 руб. (162 шт. · 560 руб.).
В заключение обобщаются результаты анализа, представленные в таблице 3.7.
Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования