Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа
Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33
Таблица 3.7
Факторы изменения среднереализационных цен
Фактор |
Изменение средней цены, руб. |
Изменение суммы прибыли, тыс. руб. |
Качество продукции |
+ 750 |
+ 121,5 |
Сроки реализации |
+ 560 |
+ 90,7 |
Итого |
+ 1310 |
+212,2 |
3.2 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Показатели рентабельности
характеризуют эффективность
Они более полно, чем прибыль,
характеризуют окончательные
Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [10, с. 229].
Виды показателей
Рентабельность продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):
Показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитывается по отдельным видам продукции и в целом по предприятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.
Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп).
Характеризует эффективность
производственной и коммерческой деятельности:
сколько прибыли имеет
Rоб = Прп – Врп. (3.5)
В процессе анализа следует
изучить динамику перечисленных
показателей рентабельности, выполнение
плана по их уровню и провести межхозяйственные
сравнения с предприятиями-
Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Rз = Прп / Зрп = f (VРПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VРПобщ, Удi, Сi). (3.6)
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 3.1 и 3.2:
R0 = П0 (при VРПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (при VРПобщ0, Уд0, С0) =
= (7112 / 47409) · 100 = 15,00%;
Rусл1 = Пусл1 (при VРПобщ1, Уд0, Ц0, С0) / Зусл1 (при VРПобщ1, Уд0, С0) =
= ((7112 · 1,25) / (47409 · 1,25)) · 100 = 15,00%;
Rусл2 = Пусл2 (при VРПобщ1, Уд1, Ц0, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1, С0) =
= (8876 / 59181) · 100 = 15,00%;
Rусл3 = Пусл3 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1, С0) =
= (12741 / 59181) · 100 = 21,53%;
R1 = П1 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С1) / З1 (при VРПобщ1, Уд1, С1) =
= (9381 / 62541) · 100 = 15,00%;
ΔRобщ = R1 – R0 = 15,00 – 15,00 = 0;
ΔRvрп = Rусл1 – R0 = 15,00 – 15,00 = 0;
ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 15,00 – 15,00 = 0;
ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 21,53 – 15,00 = + 6,53%;
ΔRс = R1 – Rусл3 = 15,00 – 21,53 = – 6,53%;
Полученные результаты свидетельствуют
о том, что уровень рентабельности
повысился в связи с
Рост себестоимости
Затем следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции (формула 3.7):
По данным таблицы 3.8 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности автомобилей отечественного и зарубежного производства способом цепной подстановки:
R0 = (Ц0 – С0) / С0;
R0 ваз = ((240 – 209) /209) · 100 = 14,8%;
R0 ford = ((407 – 354) /354) · 100 = 15,0%;
Rусл = (Ц1 – С0) / С0;
Rусл ваз = ((255 – 209) /209) · 100 = 22,0%;
Rусл ford = ((420 – 354) /354) · 100 = 18,6%;
R1 = (Ц1 – С1) / С1;
R1 ваз = ((255 – 222) /222) · 100 = 14,9%;
R1 ford = ((420 – 365) /365) · 100 = 15,1%.
Общее изменение рентабельности:
ΔRобщ = R1 – R0;
ΔRобщ ваз = 14,9 – 14,8 = +0,1%;
ΔRобщ ford = 15,1 – 15,0 = +0,1%;
в том числе за счет изменения:
- среднего уровня отпускных цен:
ΔRц = Rусл – R0;
ΔRц ваз = 22,0 – 14,8 = +7,2%;
ΔRц ford = 18,6 – 15,0 = +3,6%;
-уровня себестоимости продукции:
ΔRс = R1 – Rусл;
ΔRс ваз = 14,9 – 22,0 = -7,1%;
ΔRс ford = 15,1 – 18,6 = -3,5%.
Таблица 3.8
Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции
Вид продукции |
Цена, тыс. руб. |
Себестоимость, тыс. руб. |
Рентабельность, % |
Изменение рентабельности, % | ||||||
t0 |
t1 |
t0 |
t1 |
t0 |
усл. |
t1 |
общее |
в том числе за счет | ||
цены |
себестоимости | |||||||||
ВАЗ 211440 |
240 |
255 |
209 |
222 |
14,8 |
22,0 |
14,9 |
+0,1 |
+7,2 |
-7,1 |
Ford Focus |
407 |
420 |
354 |
365 |
15,0 |
18,6 |
15,1 |
+0,1 |
+3,6 |
-3,5 |
Из таблицы 3.8 видно, что более доходной продукцией в ООО «ИНТЕР-АВТО» являются автомобили марки ВАЗ 211440, т.е. автомобили отечественного производства. Существенное влияние на изменение рентабельности оказали такие факторы, как повышение цены, так и повышение себестоимости продукции.
Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:
Поиск резервов повышения
эффективности использования
Объектом исследования является
финансово-хозяйственная
ООО «ИНТЕР-АВТО» успешно работает на рынке города Нижнекамска, оно является конкурентным, а также в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» показал, что рост прибыли на 2 269 тыс. руб. обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Рост суммы прибыли на 1 771 тыс. руб. способствовали также изменения в объеме реализации продукции. А так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции, то это привело к снижению прибыли на 11 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 3 360 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.
Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» показал, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен. Рост себестоимости реализованной продукции на 3360 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 6,53%.
Факторный анализ рентабельности
отдельных видов продукции
Также рассмотрена методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.
Таким образом, оценив результаты деятельности ООО «ИНТЕР-АВТО» можно сделать вывод, что данное предприятие осуществляет эффективную политику в области формирования и распределения прибыли. Однако различные изменения конъюнктуры рынка могут привести к их снижению.
Расчет комплексного критерия
риска банкротства ООО «ИНТЕР-
В целях сохранения темпов
роста рассмотрены пути максимизации
прибыли предприятия. Определена точка
безубыточности как в единицах продукции,
так и в денежном выражении. В
предпринимательской
Определена сила воздействия производственного рычага, равная 2,1%. В условиях нестабильной экономики и неустойчивого роста объемов реализации данный размер производственного рычага является достаточным.
Проведен расчет эффекта финансового рычага. Результаты вычислений свидетельствуют о следующем: посредством привлечения заемного капитала ООО «ИНТЕР-АВТО» в 2009 году увеличил рентабельность собственного капитала на 27,0%. Сложившаяся структура капитала предприятия обеспечивает нормальную доходность.
Таким образом, установив финансовую
устойчивость путем оценки вероятности
его банкротства и
- для решения проблемы
- при сложившейся структуре капитала у ООО «ИНТЕР-АВТО» есть возможность дальнейшего привлечения кредитных ресурсов, однако это приведет к резкому возрастанию риска ликвидности.
Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования