Прибыль предприятия и источники её образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - на основе факторного анализа прибыли предприятия определить основные направления ее повышения. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
определить экономическую сущность прибыли предприятия;
определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
провести факторный анализ прибыли и рентабельности предприятия на примере ООО «ИНТЕР-АВТО».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Краткая характеристика ООО «ИНТЕР-АВТО»……………………………..…5
2. Экономическое содержание и значение прибыли……………………………....9
2.1. Понятие прибыли в экономической науке, ее виды и функции…………….9
2.2. Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия………10
2.3. Пути увеличения прибыли на предприятии………………………………….14
3. Факторный анализ прибыли и рентабельности………………………………..15
3.1 Факторный анализ прибыли……………………………………………...……15
3.2 Анализ рентабельности предприятия……………………………………...….24
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………...………………33

Файлы: 1 файл

Курсовая (экономика фирмы).docx

— 109.37 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 3.7

Факторы изменения среднереализационных цен

Фактор 

Изменение средней цены, руб.

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

Качество продукции

+ 750

+ 121,5

Сроки реализации

+ 560

+ 90,7

Итого

+ 1310

+212,2


 

 

3.2 Анализ рентабельности  предприятия

Рентабельность – это  относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.).

Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или потребленными  ресурсами.

Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия  и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании [10, с. 229].

Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия [21, с. 186].

Рентабельность  продукции (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

 

Rз = Прп / Зрп. (3.4)

 

Показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитывается по отдельным видам продукции и  в целом по предприятию. При определении  его уровня в целом по предприятию  целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализационные  доходы и расходы, относящиеся к  основной деятельности.

Рентабельность  продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг до выплаты процентов и налогов на сумму полученной выручки (Врп).

Характеризует эффективность  производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию  и отдельным видам продукции.

 

Rоб = Прп – Врп. (3.5)

 

В процессе анализа следует  изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

 

Rз = Прп / Зрп = f (VРПобщ, Удi, Цi, Сi) / f (VРПобщ, Удi, Сi). (3.6)

 

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные таблиц 3.1 и 3.2:

R0 = П0 (при VРПобщ0, Уд0, Ц0, С0) / З0 (при VРПобщ0, Уд0, С0) =

= (7112 / 47409) · 100 = 15,00%;

Rусл1 = Пусл1 (при VРПобщ1, Уд0, Ц0, С0) / Зусл1 (при VРПобщ1, Уд0, С0) =

= ((7112 · 1,25) / (47409 · 1,25)) ·  100 = 15,00%;

Rусл2 = Пусл2 (при VРПобщ1, Уд1, Ц0, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1, С0) =

= (8876 / 59181) · 100 = 15,00%;

Rусл3 = Пусл3 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С0) / Зусл2 (при VРПобщ1, Уд1, С0) =

= (12741 / 59181) · 100 = 21,53%;

R1 = П1 (при VРПобщ1, Уд1, Ц1, С1) / З1 (при VРПобщ1, Уд1, С1) =

= (9381 / 62541) · 100 = 15,00%;

ΔRобщ = R1 – R0 = 15,00 – 15,00 = 0;

ΔRvрп = Rусл1 – R0 = 15,00 – 15,00 = 0;

ΔRуд = Rусл2 – Rусл1 = 15,00 – 15,00 = 0;

ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 21,53 – 15,00 = + 6,53%;

ΔRс = R1 – Rусл3 = 15,00 – 21,53 = – 6,53%;

Полученные результаты свидетельствуют  о том, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением  уровня цен.

Рост себестоимости реализованной  продукции на 3360 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 6,53%.

Затем следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных цен и себестоимости  единицы продукции (формула 3.7):

 

RЗi = Пi i = [VРПii – Сi)] / (VРПi · Сi) = (Цi – Сi) / Сi = Цi / Сi – 1. (3.7)

 

По данным таблицы 3.8 рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности автомобилей отечественного и зарубежного производства способом цепной подстановки:

 

R0 = (Ц0 – С0) / С0;

R0 ваз = ((240 – 209) /209) · 100 = 14,8%;

R0 ford = ((407 – 354) /354) · 100 = 15,0%;

Rусл = (Ц1 – С0) / С0;

Rусл ваз = ((255 – 209) /209) · 100 = 22,0%;

Rусл ford = ((420 – 354) /354) · 100 = 18,6%;

R1 = (Ц1 – С1) / С1;

R1 ваз = ((255 – 222) /222) · 100 = 14,9%;

R1 ford = ((420 – 365) /365) · 100 = 15,1%.

 

Общее изменение рентабельности:

 

ΔRобщ = R1 – R0;

ΔRобщ ваз = 14,9 – 14,8 = +0,1%;

ΔRобщ ford = 15,1 – 15,0 = +0,1%;

 

в том числе за счет изменения:

- среднего уровня отпускных  цен:

 

ΔRц = Rусл – R0;

ΔRц ваз = 22,0 – 14,8 = +7,2%;

ΔRц ford = 18,6 – 15,0 = +3,6%;

 

-уровня себестоимости продукции:

 

ΔRс = R1 – Rусл;

ΔRс ваз = 14,9 – 22,0 = -7,1%;

ΔRс ford = 15,1 – 18,6 = -3,5%.

 

 

 

Таблица 3.8

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Цена, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

t0

t1

t0

t1

t0

усл.

t1

общее

в том числе

за счет

цены

себестоимости

ВАЗ 211440

240

255

209

222

14,8

22,0

14,9

+0,1

+7,2

-7,1

Ford Focus

407

420

354

365

15,0

18,6

15,1

+0,1

+3,6

-3,5


Из таблицы 3.8 видно, что более доходной продукцией в ООО «ИНТЕР-АВТО» являются автомобили марки ВАЗ 211440, т.е. автомобили отечественного производства. Существенное влияние на изменение рентабельности оказали такие факторы, как повышение цены, так и повышение себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конечным финансовым результатом  работы предприятия является, как  правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным  операциям у предприятия могут  возникать и убытки, которые уменьшают  полученную прибыль и снижают  рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается  из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных  результатов, уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям.

Прибыль имеет следующее  значение в деятельности предприятий:

  • в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;
  • используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;
  • выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Поиск резервов повышения  эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одно из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с  помощью тщательного финансового  экономического анализа.

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «ИНТЕР-АВТО», занимающегося кредитованием, страхованием, реализацией автомобилей отечественного и зарубежного производства, основная деятельность которого торговля автотранспортными средствами через агентов.

ООО «ИНТЕР-АВТО» успешно работает на рынке города Нижнекамска, оно является конкурентным, а также в рассматриваемом периоде оно улучшило свои финансовые результаты.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы  прибыли от реализации продукции  в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» показал, что рост прибыли на 2 269 тыс. руб. обусловлен в основном увеличением среднереализационных цен. Рост суммы прибыли на 1 771 тыс. руб. способствовали также изменения в объеме реализации продукции. А так как в общем объеме реализации уменьшился удельный вес высокорентабельных видов продукции, то это привело к снижению прибыли на 11 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 3 360 тыс. руб. Но поскольку темпы роста цен на продукцию предприятия были выше темпов роста ее себестоимости, то в целом динамика прибыли положительна.

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по ООО «ИНТЕР-АВТО» показал, что уровень рентабельности повысился в связи с увеличением уровня цен. Рост себестоимости реализованной продукции на 3360 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 6,53%.

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции показал, что более доходной продукцией в  ООО «ИНТЕР-АВТО» являются автомобили марки ВАЗ 211440, т.е. автомобили отечественного производства. Существенное влияние на изменение рентабельности оказали такие факторы, как повышение цены, так и повышение себестоимости продукции.

Также рассмотрена методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она  позволяет полнее изучить взаимосвязи  между показателями и точнее измерить влияние факторов.

Таким образом, оценив результаты деятельности ООО «ИНТЕР-АВТО» можно сделать вывод, что данное предприятие осуществляет эффективную политику в области формирования и распределения прибыли. Однако различные изменения конъюнктуры рынка могут привести к их снижению.

Расчет комплексного критерия риска банкротства ООО «ИНТЕР-АВТО» показал, что данному предприятию соответствует минимальный риск банкротства, что свидетельствует о правильно проводимой политике предприятия, ориентированной как на краткосрочные, так и на долгосрочные цели.

В целях сохранения темпов роста рассмотрены пути максимизации прибыли предприятия. Определена точка  безубыточности как в единицах продукции, так и в денежном выражении. В  предпринимательской деятельности анализ точки безубыточности служит основой для планирования желаемой прибыли. Для достижения желаемой прибыли  в размере 11000 тыс. руб. ООО «ИНТЕР-АВТО» необходимо реализовать автомобили в количестве 398 шт. по средней цене 194 тыс. руб. или на общую сумму, равную 77371 тыс. руб.

Определена сила воздействия  производственного рычага, равная 2,1%. В условиях нестабильной экономики  и неустойчивого роста объемов  реализации данный размер производственного  рычага является достаточным.

Проведен расчет эффекта  финансового рычага. Результаты вычислений свидетельствуют о следующем: посредством  привлечения заемного капитала ООО  «ИНТЕР-АВТО» в 2009 году увеличил рентабельность собственного капитала на 27,0%. Сложившаяся структура капитала предприятия обеспечивает нормальную доходность.

Таким образом, установив финансовую устойчивость путем оценки вероятности  его банкротства и проанализировав  возможные пути его дальнейшего  развития благодаря максимизации прибыли  можно сформулировать следующие  рекомендации:

- для решения проблемы максимизации  прибыли ООО «ИНТЕР-АВТО» необходимо увеличить силу воздействия производственного рычага. Для достижения этой цели необходимо обеспечить устойчивый рост объемов реализации за счет изменения структуры затрат, изменении доли переменных и постоянных затрат.

- при сложившейся структуре  капитала у ООО «ИНТЕР-АВТО» есть возможность дальнейшего привлечения кредитных ресурсов, однако это приведет к резкому возрастанию риска ликвидности.

Информация о работе Прибыль предприятия и источники её образования