Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 20:14, курсовая работа
Цель работы: проанализировать динамику и существующие особенности безработицы в России, оценить политику государства в отношении безработицы, выявить причины и последствия тех или иных видов безработицы. Для выполнения цели работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность безработицы в условиях современной экономики.
2. проанализировать динамику и причины возникновения безработицы на примере России.
3. привести примеры государственного урегулирования в отношении безработицы.
Введение
1 Теоретические основы изучения безработицы 6
1.1 Понятие, показатели и уровень безработицы 6
1.2 Виды безработицы и причины их появления 11
1.3 Теоретические подходы к анализу безработицы 15
2 Причины возникновения безработицы и последствия
в условиях современной России 24
2.1 Особенности безработицы в России 24
2.2 Динамика, причины и последствия безработицы 25
2.3 Политика государства в отношении безработицы 33 Заключение 37
Библиографический список 39
o Безработица, снижая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Требуется немалое время, чтобы большинство населения осознало, что такой характер распределения сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека.
o Факт безработицы человека подавляет нравственные начала его поведения. Он становится раздражительным, черствым, злым, безразличным к чужой судьбе, чувствует себя униженным, ненужным обществу, своей семье, даже самому себе. Безработица приводит к бездеятельности и деградации человека — пьянству, наркомании, совершенно аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в обществе.
o Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что ее положение гораздо хуже других возрастных групп населения:
Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4 %. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 %), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 %).
Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1 %), а также 20-24 года (18,0 %). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20 %, в том числе среди городского населения — 18,2 %, среди сельского населения — 24,4 %.
Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения — 2,7 раза, сельского населения — 2,2 раза, /15/.
Подобная ситуация обусловлена многими обстоятельствами: невысокий уровень профессиональной подготовки молодежи, несоответствие профиля подготовки и структуры рабочих мест, отсутствие практики работы по своей специальности и т.д. Преступность среди молодежи (в возрасте до 30 лет) растет быстрее, чем среди других групп населения. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на социальный климат в стране.
o Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей. С увеличением численности безработных уменьшается число заключенных браков. За последние годы растет численность бездомных детей.
o Оценивая последствия безработицы, надо признать, что это социальный стресс, существенно ухудшающий здоровье человека. Он становится более подверженным различным заболеваниям и, прежде всего психическим расстройствам. Повышается численность больных, которым оказывается консультативно-лечебная помощь. Бурный рост безработицы ускорил заболеваемость наркотическими расстройствами.
o Последствием безработицы может быть социальное возмущение, и даже социальный взрыв, когда ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считается уровень безработицы в 10-12 %.
o Безработица может выступать как фактор социально-экономической дестабилизации, если угроза безработицы коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп (шахтеры, энергетики, врачи, учителя и др.), играющих важную роль в экономической жизни страны. Представление о ней может дать динамика численности безработных, которые более 12 месяцев не могут найти работу.
Один год и более ищут работу 27,5 % безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 %, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 %.
Все эти обстоятельства не могли не сформировать негативного отношения населения к безработице. Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и сдерживает рост экономики в стране.
2.3 Политика государства в отношении безработицы
Государственное регулирование занятости и рынка труда в России вновь приобретает все более важную роль. Проведение государственной макроэкономической политики содействует экономическому росту на основе развития реального сектора и рационализации занятости.
Большое значение отводится оптимизации соотношений занятости трудоспособного населения различными видами деятельности (наемный труд, самозанятость, учеба, служба в армии и др.). Государственное регулирование предполагает активизацию деятельности институтов рынка труда.
Государственная политика занятости и рынка труда в России характеризуется в основном преобладанием пассивных мер. Проводится сдерживание массовой открытой безработицы, ведется регистрация безработных, выплачиваются пособия по безработице, разрабатываются программы трудоустройства безработных. Активная и превентивная политика по стимулированию занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы, переподготовка безработных и повышение их конкурентоспособности носят пока явно второстепенный характер. Поэтому особое внимание обратим на формы и методы активной политики занятости.
Важную роль в решении задачи перехода к экономическому росту могут сыграть формирующиеся финансово-промышленные группы российского национального капитала, объединяющие банки, промышленные, торговые, транспортные компании, страховые и другие институты. Подобающее по мировым меркам место в развитии экономики должно занять малое предпринимательство.
Российское государство пока недостаточно уделяет внимания малому предпринимательству. Населению нужна помощь в открытии собственного дела. Особенно нуждается в налоговых льготах прибыль, инвестируемая в развитие производства и создание новых рабочих мест.
Важную роль среди мер активной политики занятости должно играть поощрение работодателей, сохраняющих и создающих новые эффективные рабочие места в перспективных сферах деятельности и производства. Сюда относится сфера услуг, жилищное строительство, страхование, сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Этому способствует использование налоговых и кредитных льгот, государственных заказов, ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов.
Одним из главных направлений поддержки занятости и расширения числа рабочих мест в условиях структурных преобразований является конверсия военно-промышленного комплекса.
Эффективным направлением активной политики занятости является организация общественных работ. Их использование для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Организовывать и финансировать общественные работы необходимо на программно-целевой основе путем паритетного участия в ее разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.
Более пристального внимания требует регулирование социально-трудовых отношений как оптимизация пропорций распределения трудовых ресурсов между экономически активным и неактивным населением, между различными видами деятельности в народном и домашнем хозяйстве. Приближение уровня минимальных доходов неработающих граждан к величине прожиточного минимума является важным условием снижения напряженности на рынке труда и обеспечения социальной стабильности в обществе. Для ее достижения необходим высокий уровень производительности труда в экономике. В России не созданы подходящие условия для этого, и работа в этом направлении является самой настоятельной необходимостью.
Определяющим направлением в политике занятости является подготовка, и переподготовка кадров в соответствии с требованиями времени. А для этого необходима модернизация всего образования, в том числе профессиональной подготовки и переподготовки безработных, повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Для достижения этой цели необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные службы занятости на договорной основе.
Особое место в борьбе с безработицей должны занять целевые программы: региональные, отраслевые и специальные для более уязвимых категорий граждан (инвалидов, женщин, имеющих детей, молодежи и др.). Ведущее место среди них должно принадлежать программам профессиональной подготовки и переподготовки.
Региональные программы необходимы, прежде всего, для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Там целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капитала, размещения государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стажирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая промышленность, угледобыча, машиностроение и др.). Эти сферы нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозамещающих производств.
В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.
Разрозненные меры государства в области занятости и рынка труда целесообразно объединить в рамках единого раздела социально-экономической политики, придать ему приоритетное направление в деятельности Правительства России и администраций субъектов Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение своей курсовой работы я хотела бы подвести некоторые
итоги.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в России.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп. Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалифицированных высвобождаемых работников и безработных граждан. У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения.
Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук. ВЭФЭИ – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.
2 Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: проблемы безработицы и социальные гарантии / В.Д. Арещенко, Г.К. Балтрушевич, С.С. Дрозд. – Гомель: Межд. Инженер. акад.,1992. – 127 с.
Информация о работе Причины и виды безработицы в условиях современной экономики