Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:28, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
описать различные методы анализа безубыточности;
определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;
проанализировать безубыточность продаж на примере конкретного российского предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ПРОДАЖ 5
1.1 Сущность анализа безубыточности 5
1.2 Математический метод определения точки безубыточности 6
1.3 Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности 8
1.4 Графический метод определения точки безубыточности 8
1.5 Обзор экономической литературы 12
2. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности 17
2.2 Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль” 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, для нахождения точки безубыточности следует сумму постоянных затрат разделить на удельный маржинальный доход. Эту зависимость можно также получить, преобразуя формулу 2, из которой:

В рассматриваемом примере величина удельного маржинального дохода составляет 150 тыс. д. е. (200 тыс. — 50 тыс.). Точка безубыточности соответственно            15 000:150 =100 единиц.

Графический метод (рис. 1) имеет то преимущество, что дает наглядное представление о том, как будут изменяться затраты и прибыль для многих возможных в действительности объемов производства, а также какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и (или) заданной величины прибыли.

При построении графика безубыточности исходят из следующих положений:

1. Объем производства (продаж) в натуральных единицах показывают на горизонтальной оси графика, а затраты и продажи в стоимостном выражении — на вертикальной оси.

2. Линия постоянных затрат проходит параллельно оси абсцисс, поскольку нет никакой связи между ними и объемом производства (продаж).

3. Линия совокупных затрат начинается с точки на оси ординат, соответствующей величине постоянных затрат, поскольку если отсутствуют продажи, то нет и переменных затрат, а имеются только постоянные, которые являются убытком фирмы. По мере роста количества продаж линия направляется “вправо-вверх” с приростом по оси ординат на величину переменных затрат на единицу продукции.

4. Линия выручки от продаж начинается с нулевой точки, поскольку если нет продаж, нет и выручки. По мере роста количества продаж линия выручки направляется “вправо-вверх” с приростом по оси ординат на продажную цену единицы продукции.

Определение точки безубыточности позволяет рассчитать показатель кромки (зоны) безопасности. Кромка безопасности показывает, насколько можно сократить объем продаж без риска получения убытка, и определяется по формуле (4):

где Кб — кромка (зона) безопасности; V— достигнутый прогнозный или плановый объем продаж; Х — точка равновесия (безубыточности).

Если, например, точка безубыточности равняется 100 единицам, а планируется произвести и продать 120 единиц продукции, то кромка безопасности:              (120 - 100) : 120 - 16,7%.

Кромка безопасности может быть определена и в абсолютном выражении, (в отечественной литературе этот показатель обычно носит название “запас финансовой прочности”) т. е. в данном случае составит 20 единиц продукции.

 

1.5 Обзор экономической литературы

Комплексный анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе: с его помощью изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

«Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому решение финансовых вопросов - отправной момент в деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики они имеют первостепенное значение», - так пишет в своем учебном пособии Савицкая Г.В.[7]

Далее Глафира Викентьевна развивает свою мысль: «…существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала».

Савицкая Г.В. подразделяет все предприятия по финансовой устойчивости на устойчивые, неустойчивые (предкризисные) и кризисные. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии предприятия, и наоборот.

Она ставит границы между платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Платежеспособность это внешнее проявление финансового состояния предприятия, а финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится, по Савицкой, к одной стратегической задаче – наращивание собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке.

Основные задачи анализа:

а) своевременная и объективная диагностика ФСП, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;

б) поиск резервов улучшения ФСП, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;

в) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление ФСП;

г) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей ФСП при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Анализ ФСП основывается, главным образом, на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.

По мнению Гончарова В.И.[3], финансовое состояние строится на анализе ликвидности баланса предприятия, обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, оборачиваемости основных и оборотных средств, рентабельности различных видов активов предприятия, т.е. оно практически не отличается от мнения Савицкой Г.В.

Он пишет, что основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются:

-выполнение финансового плана и пополнение по мере необходимости собственного оборотного капитала за счет прибыли;

-скорость оборачиваемости оборотных средств.

Овладение методами анализа хозяйственной деятельности экономистами, бухгалтерами, финансистами, аудиторами, банковскими работниками является органической частью их профессиональной подготовки» (Г.В. Савицкая). Ковалев В.В.[6] отмечает, что «…практически любой представитель аппарата управления предприятия – от топ-менеджера до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) - просто обязан быть хорошим аналитиком» (Ковалев В.В.). В следующем своем научном труде данный автор конкретно выделяет значимость АФХД для определенной группы специалистов «…С определенной степенью условности можно выделить четыре категории лиц, которые непосредственно и профессионально вынуждены заниматься подобным анализом; это бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы и финансовые аналитики», далее автор дает краткую характеристику особенностей соответствующего раздела их работы (Ковалев В.В. [6]).

Таким образом, т.к. в литературных источниках встречаются самые различные подходы к определению того, что является предметом АФХД, дадим самый простой «… предметом анализа является использование предприятием своих материальных и трудовых ресурсов с точки зрения выполнения «спущенных сверху» производственных планов». Более широкий подход относит к сфере АФХД «…все хозяйственные процессы, включая производственное планирование на самом предприятии и оценку результативности использования всех ресурсов, в том числе финансовых» (Ковалев В.В.[6]).

Дыбаль С.В. [5] отмечает то, что «Предметом анализа являются хозяйственно-финансовые процессы, их результаты и факторы формирования.

Цель анализа состоит в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия и постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.

Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:

-решения по  вложению капиталов (ресурсов);

-операции, проводимые  с помощью этих ресурсов;

-определение  структуры финансового бизнеса.

Большинство авторов основными задачами АФХД определяют:

1. Современное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности.

2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия (Г.В.Савицкая [7]).

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы:

-постановка и  уяснение конкретных задач анализа;

-установление  причинно-следственных связей;

-определение  показателей и методов их оценки;

-выявление и  оценка факторов, влияющих на  результаты, отбор наиболее существенных;

-выработка путей  установления влияния отрицательных  факторов и стимулирование  положительных (М.И.Баканов [1]).

Существуют различные классификации методов и приемов анализа АФХД экономического субъекта. В основе всех классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее формативных представляется, по мнению Ковалева В.В.[6], деление приемов и методов по степени их формализованности, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур.

 

 

 

 

 

 

 

2. Применение анализа  безубыточности в Практике управления

 

2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности

Анализ безубыточности предполагает также рассмотрение и оценку вариантов управленческих решений, ориентированных на достижение требуемой или возможной величины прибыли, исходя из сложившегося соотношения между постоянными затратами, переменными затратами на единицу продукции (денежную единицу продаж) и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка.

Объем продаж (Хn), необходимый для достижения той или иной суммы прибыли, определяется по формуле (5):

 

Так, например, если сумма постоянных затрат составляет 15 млн. д. е. и необходимо получить прибыль в размере 7,5 млн. д. е. при удельном маржинальном доходе в 150 тыс. д. е., то необходимый объем продаж составит:

                       Хn = (15 + 7,5) : 0,15 = 150 изделий.

Поскольку после достижения безубыточности продажа каждого последующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной величине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом (формула 6):


где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли. Так, используя данные предыдущего примера:

Хn = (15 : 0,15) + (7,5:0,15) = 100 + 50 = 150 изделий.

Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 150 изделий только 50 обеспечили получение прибыли в сумме 7,5 млн. д. е., а остальные 100 лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, рассматривая данную ситуацию, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 50 изделий обеспечат такую же прибыль, что и 150 предыдущих.

Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называемой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период. Так, например, амортизационные отчисления являются постоянными не денежными расходами. В этом случае формула 3 будет преобразована в формулу 7:

 

где Хн.р. — точка наличного (денежного) равновесия;

т — сумма амортизационных отчислений; остальные составляющие из формулы 1.

Если, например, величина амортизационных отчислений составляет 1,5 млн. д. е., то точка наличного равновесия:

Хр = (15 - 1,5) : (0,2 - 0,05) = 13,5:0,15 = 90 единиц.

Таким образом, при существующем соотношении затрат и выручки предприятию необходимо продать 90 единиц продукции, чтобы компенсировать все постоянные расходы, осуществленные в денежной форме.

Если необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для достижения определенной величины прибыли после налогообложения (чистой прибыли), используется формула 8:

 

где Хп.ч. — объем продаж, необходимый для получения заданной прибыли после налогообложения (чистой прибыли); Пч — заданная чистая прибыль; С — ставка налога на прибыль.

Так, если прибыль после налогообложения должна составить 7 млн. д. е., а ставка налога — 30%, то

Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта технологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами.

Информация о работе Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности