Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:28, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
описать различные методы анализа безубыточности;
определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;
проанализировать безубыточность продаж на примере конкретного российского предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ПРОДАЖ 5
1.1 Сущность анализа безубыточности 5
1.2 Математический метод определения точки безубыточности 6
1.3 Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности 8
1.4 Графический метод определения точки безубыточности 8
1.5 Обзор экономической литературы 12
2. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности 17
2.2 Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль” 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Таким образом, для нахождения точки безубыточности следует сумму постоянных затрат разделить на удельный маржинальный доход. Эту зависимость можно также получить, преобразуя формулу 2, из которой:
В рассматриваемом примере величина удельного маржинального дохода составляет 150 тыс. д. е. (200 тыс. — 50 тыс.). Точка безубыточности соответственно 15 000:150 =100 единиц.
Графический метод (рис. 1) имеет то преимущество, что дает наглядное представление о том, как будут изменяться затраты и прибыль для многих возможных в действительности объемов производства, а также какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и (или) заданной величины прибыли.
При построении графика безубыточности исходят из следующих положений:
1. Объем производства (продаж) в натуральных единицах показывают на горизонтальной оси графика, а затраты и продажи в стоимостном выражении — на вертикальной оси.
2. Линия постоянных затрат проходит параллельно оси абсцисс, поскольку нет никакой связи между ними и объемом производства (продаж).
3. Линия совокупных затрат начинается с точки на оси ординат, соответствующей величине постоянных затрат, поскольку если отсутствуют продажи, то нет и переменных затрат, а имеются только постоянные, которые являются убытком фирмы. По мере роста количества продаж линия направляется “вправо-вверх” с приростом по оси ординат на величину переменных затрат на единицу продукции.
4. Линия выручки от продаж начинается с нулевой точки, поскольку если нет продаж, нет и выручки. По мере роста количества продаж линия выручки направляется “вправо-вверх” с приростом по оси ординат на продажную цену единицы продукции.
Определение точки безубыточности позволяет рассчитать показатель кромки (зоны) безопасности. Кромка безопасности показывает, насколько можно сократить объем продаж без риска получения убытка, и определяется по формуле (4):
где Кб — кромка (зона) безопасности; V— достигнутый прогнозный или плановый объем продаж; Х — точка равновесия (безубыточности).
Если, например, точка безубыточности равняется 100 единицам, а планируется произвести и продать 120 единиц продукции, то кромка безопасности: (120 - 100) : 120 - 16,7%.
Кромка безопасности может быть определена и в абсолютном выражении, (в отечественной литературе этот показатель обычно носит название “запас финансовой прочности”) т. е. в данном случае составит 20 единиц продукции.
1.5 Обзор экономической литературы
Комплексный анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе: с его помощью изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
«Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность предприятия. Поэтому решение финансовых вопросов - отправной момент в деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики они имеют первостепенное значение», - так пишет в своем учебном пособии Савицкая Г.В.[7]
Далее Глафира Викентьевна развивает свою мысль: «…существенно возрастает приоритетность и роль финансового анализа, основным содержанием которого является комплексное системное изучение финансового состояния предприятия и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности капитала».
Савицкая Г.В. подразделяет все предприятия по финансовой устойчивости на устойчивые, неустойчивые (предкризисные) и кризисные. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии предприятия, и наоборот.
Она ставит границы между платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Платежеспособность это внешнее проявление финансового состояния предприятия, а финансовая устойчивость – внутренняя его сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.
Главная цель финансовой деятельности предприятия сводится, по Савицкой, к одной стратегической задаче – наращивание собственного капитала и обеспечению устойчивого положения на рынке.
Основные задачи анализа:
а) своевременная и объективная диагностика ФСП, установление его «болевых точек» и изучение причин их образования;
б) поиск резервов улучшения ФСП, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия;
в) разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление ФСП;
г) прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей ФСП при разнообразных вариантах использования ресурсов.
Анализ ФСП основывается, главным образом, на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции очень трудно привести в сопоставимый вид.
По мнению Гончарова В.И.[3], финансовое состояние строится на анализе ликвидности баланса предприятия, обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами, оборачиваемости основных и оборотных средств, рентабельности различных видов активов предприятия, т.е. оно практически не отличается от мнения Савицкой Г.В.
Он пишет, что основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются:
-выполнение финансового плана и пополнение по мере необходимости собственного оборотного капитала за счет прибыли;
-скорость оборачиваемости оборотных средств.
Овладение методами анализа хозяйственной деятельности экономистами, бухгалтерами, финансистами, аудиторами, банковскими работниками является органической частью их профессиональной подготовки» (Г.В. Савицкая). Ковалев В.В.[6] отмечает, что «…практически любой представитель аппарата управления предприятия – от топ-менеджера до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) - просто обязан быть хорошим аналитиком» (Ковалев В.В.). В следующем своем научном труде данный автор конкретно выделяет значимость АФХД для определенной группы специалистов «…С определенной степенью условности можно выделить четыре категории лиц, которые непосредственно и профессионально вынуждены заниматься подобным анализом; это бухгалтеры, финансовые менеджеры, аудиторы и финансовые аналитики», далее автор дает краткую характеристику особенностей соответствующего раздела их работы (Ковалев В.В. [6]).
Таким образом, т.к. в литературных источниках встречаются самые различные подходы к определению того, что является предметом АФХД, дадим самый простой «… предметом анализа является использование предприятием своих материальных и трудовых ресурсов с точки зрения выполнения «спущенных сверху» производственных планов». Более широкий подход относит к сфере АФХД «…все хозяйственные процессы, включая производственное планирование на самом предприятии и оценку результативности использования всех ресурсов, в том числе финансовых» (Ковалев В.В.[6]).
Дыбаль С.В. [5] отмечает то, что «Предметом анализа являются хозяйственно-финансовые процессы, их результаты и факторы формирования.
Цель анализа состоит в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия и постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу.
Все многообразие решений для достижения этой цели может быть сведено к трем основным направлениям:
-решения по вложению капиталов (ресурсов);
-операции, проводимые с помощью этих ресурсов;
-определение структуры финансового бизнеса.
Большинство авторов основными задачами АФХД определяют:
1. Современное выявление и устранение недостатков в финансовой деятельности и поиск резервов улучшения финансового состояния предприятия, его платежеспособности.
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия (Г.В.Савицкая [7]).
Содержательная сторона анализа включает следующие элементы:
-постановка и
уяснение конкретных задач
-установление причинно-следственных связей;
-определение
показателей и методов их
-выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;
-выработка путей
установления влияния
Существуют различные классификации методов и приемов анализа АФХД экономического субъекта. В основе всех классификаций лежат разные признаки. Одним из наиболее формативных представляется, по мнению Ковалева В.В.[6], деление приемов и методов по степени их формализованности, т.е. по тому, возможно ли и в какой степени описать данный метод с помощью неких формализованных (в первую очередь математических) процедур.
2. Применение анализа безубыточности в Практике управления
2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности
Анализ безубыточности предполагает также рассмотрение и оценку вариантов управленческих решений, ориентированных на достижение требуемой или возможной величины прибыли, исходя из сложившегося соотношения между постоянными затратами, переменными затратами на единицу продукции (денежную единицу продаж) и продажными ценами с учетом производственных возможностей и потребностей рынка.
Объем продаж (Хn), необходимый для достижения той или иной суммы прибыли, определяется по формуле (5):
Так, например, если сумма постоянных затрат составляет 15 млн. д. е. и необходимо получить прибыль в размере 7,5 млн. д. е. при удельном маржинальном доходе в 150 тыс. д. е., то необходимый объем продаж составит:
Хn = (15 + 7,5) : 0,15 = 150 изделий.
Поскольку после достижения безубыточности продажа каждого последующего изделия обеспечивает получение прибыли, равной величине удельного маржинального дохода, то для целей анализа и управления прибылью предпочтительно представить данную формулу следующим образом (формула 6):
где первая составляющая показывает количество продаж, необходимых для покрытия постоянных затрат и соответственно достижения безубыточности, а вторая — количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение заданной прибыли. Так, используя данные предыдущего примера:
Хn = (15 : 0,15) + (7,5:0,15) = 100 + 50 = 150 изделий.
Для лиц, принимающих решения, принципиально важно знать, что из 150 изделий только 50 обеспечили получение прибыли в сумме 7,5 млн. д. е., а остальные 100 лишь создали соответствующую базу для этого. Таким образом, рассматривая данную ситуацию, менеджер видит, что производство и продажа, например, дополнительных 50 изделий обеспечат такую же прибыль, что и 150 предыдущих.
Проведение анализа безубыточности предполагает наряду с нахождением точки безубыточности (равновесия) определение так называемой точки наличного равновесия (применительно к отечественной терминологии более точным представляется понятие “точка денежного равновесия”), которая показывает объем продаж, необходимый для покрытия денежных расходов за период. Так, например, амортизационные отчисления являются постоянными не денежными расходами. В этом случае формула 3 будет преобразована в формулу 7:
где Хн.р. — точка наличного (денежного) равновесия;
т — сумма амортизационных отчислений; остальные составляющие из формулы 1.
Если, например, величина амортизационных отчислений составляет 1,5 млн. д. е., то точка наличного равновесия:
Хр = (15 - 1,5) : (0,2 - 0,05) = 13,5:0,15 = 90 единиц.
Таким образом, при существующем соотношении затрат и выручки предприятию необходимо продать 90 единиц продукции, чтобы компенсировать все постоянные расходы, осуществленные в денежной форме.
Если необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для достижения определенной величины прибыли после налогообложения (чистой прибыли), используется формула 8:
где Хп.ч. — объем продаж, необходимый для получения заданной прибыли после налогообложения (чистой прибыли); Пч — заданная чистая прибыль; С — ставка налога на прибыль.
Так, если прибыль после налогообложения должна составить 7 млн. д. е., а ставка налога — 30%, то
Анализ безубыточности позволяет, кроме того, решать задачи выбора варианта технологии производства (капитальных вложений). Анализ проводится в случае, если имеются как минимум два варианта технологии производства, один из которых характеризуется низкими переменными затратами на единицу продукции и высокими постоянными затратами, а второй — более высокими переменными, но более низкими постоянными затратами.
Информация о работе Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности