Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:28, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
описать различные методы анализа безубыточности;
определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;
проанализировать безубыточность продаж на примере конкретного российского предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ПРОДАЖ 5
1.1 Сущность анализа безубыточности 5
1.2 Математический метод определения точки безубыточности 6
1.3 Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности 8
1.4 Графический метод определения точки безубыточности 8
1.5 Обзор экономической литературы 12
2. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности 17
2.2 Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль” 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Таблица 2. Влияние изменения факторов на значение точки безубыточности
и величину прибыли
Данная таблица показывает изолированное воздействие изменения каждого из четырех факторов. Соответственно в случае одновременного воздействия двух и более факторов направленность и степень их синтезирующего влияния может быть определена графическим или расчетным методом.
При использовании графического метода анализа за основу берется первоначальный (базовый) график безубыточности, представленный на рис.1, на котором зафиксировано исходное соотношение факторов и результирующих показателей (точки безубыточности и прибыли). Затем в зависимости от анализируемого варианта на график наносятся линии, соответствующие значениям тех или иных факторов, что позволяет получать так называемый “преобразованный” график безубыточности, на котором видно влияние изменения этих факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли.
Рассмотрим условный пример анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж-прибыль”, используя неграфический (расчетный) метод.
Пример. Предприятие производит изделие “Z”, продажная цена единицы которого — 25 д. е., переменные затраты на единицу продукции составляют 9 д. е. Сметные постоянные затраты предприятия за год равняются 240 тыс. д. е., а операционная прибыль (прибыль от продаж) при продаже 26 тыс. изделий составит 176 тыс. д. е. Руководство предприятия считает величину сметной операционной прибыли недостаточно высокой, в связи с чем аналитикам предприятия предложено рассмотреть несколько ситуаций, смоделированных с учетом производственных возможностей предприятия и потребностей рынка (таблица 3).
Факторы |
Базисная |
1 |
2 |
3 |
4 |
Постоянные затраты, д. е. |
240000 |
240000 |
240000 |
240000 |
390000 |
Переменные затраты, д. е. |
9 |
9 |
9 |
12 |
9 |
Продажная цена, д. е. |
25 |
27 |
22,5 |
35 |
25 |
Количество продаж, изделий |
26000 |
24440 |
29900 |
18720 |
35100 |
Таблица 3 Значения факторов, влияющих на точку безубыточности и операционную прибыль
1. Продажная цена увеличивается на 8%, что приведет к снижению количества продаж на 6%.
2. Продажная цена снижается на 10%, что обеспечит рост количества продаж на 15%.
3. Потребительские характеристики изделия улучшаются, что приведет к росту переменных затрат на 3 д. е. на одно изделие, позволит повысить цену на 40%, однако продажи снизятся на 28%.
4. Проводится агрессивная рекламная кампания по продвижению продукции предприятия, на что потребуется 150 тыс. д. е. и что позволит увеличить объем продаж на 35%.
В табл. 3 приведены характеристики рассматриваемых ситуаций. Для каждой из ситуаций необходимо определить точку безубыточности и рассчитать величину операционной прибыли.
Определим точку безубыточности для базисной ситуации (формула 3):
Количество продаж, которые обеспечивают прибыль (формула 6):
26000 - 15000 = 11000 изделий.
В этом случае величина маржинального дохода составит:
27-9= 18 д. е.
Точка безубыточности, соответственно:
240000 : 18 = 13334 изделия.
Количество продаж, которые обеспечат получение прибыли:
24440 - 13334 = 11106 изделий, а величина прибыли — 18 х 11106 = 199908 д. е.
Как показывает анализ, при реализации первой ситуации повышение цены на 8% обеспечит рост маржинального дохода на 12,5% (18 против 16 д.е.), что приведет к снижению значения точки безубыточности на 1666 изделий (15000-13334). Несмотря на снижение продаж на 6%, увеличение количества продаж, непосредственно приносящих прибыль, на 106 изделий и, главное, существенный рост маржинального дохода обеспечат увеличение прибыли почти на 24000 д.е. или более чем на 13% (199908 против 176000 д.е.).
При реализации второй ситуации величина маржинального дохода будет равняться:
22,5 - 9 = 13,5 д. е.
Точка безубыточности:
240000 : 13,5 = 17778 изделий.
Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:
29900 - 17778 = 12122 изделия.
Величина прибыли в этом случае:
13,5 х 12122 =163647 д. е.
Снижение продажной цены на 10% приводит к падению величины маржинального дохода на 15,6% (13,5 против 16 д. е.), росту значения точки безубыточности на 17,8% (17 778 против 15 000 изделий). В результате увеличения количества продаж на 15% на 10% выросли продажи, непосредственно обеспечивающие получение прибыли (12 122 против 110 00 изделий), что, однако, не компенсировало снижение маржинального дохода. В конечном итоге прибыль в случае реализации данного сценария снизится на 7% по сравнению с базисным значением (163 647 против 176 000 д. е.).
Маржинальный доход в 3-й ситуации составит:
35 - 12 =23 д. е.
Точка безубыточности:
240000 : 23 = 10435 изделий.
Количество изделий, непосредственно приносящих прибыль:
18720 - 10435 = 8285 изделий. Величина прибыли:
23 х 8285 = 190555 д. е.
В рассматриваемой ситуации резкое повышение цены (на 40%), несмотря на существенный рост переменных затрат (с 9 до 12 д. е., т. е. на 33%), приводит к увеличению маржинального дохода почти на 44% (23 против 16 д. е.). В результате этого значение точки безубыточности снижается на 30% (10 435 против 15 000 д. е.). Однако снижение количества продаж на 28% приводит к уменьшению количества изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль почти на 25% по сравнению с базисным значением (8285 против 11 000 д. е.).
В конечном итоге прибыль составит 190 555 д. е., т. е. вырастет на 10,8% по сравнению с исходной величиной, но будет меньше, чем в первой ситуации, почти на 5%.
Анализ последней из рассматриваемых ситуаций показывает, что, поскольку ни цена, ни переменные затраты не изменяются, величина маржинального дохода, как и в базисном варианте, равняется 16 д. е.
Постоянные затраты увеличиваются на 150 тыс. д. е. и составляют 390000 д. е., а значение точки безубыточности:
390000 : 16 = 24 375 изделий.
Количество изделий, реализация которых непосредственно приносит прибыль:
35100 - 24 375 = 10 725 изделий.
Величина прибыли составит:
16 х 10725 =171600 д. е.
Таким образом, резкое повышение уровня постоянных затрат (на 150 тыс. д. е., или на 62,5%) приведет к росту значения точки безубыточности на эту же величину. Несмотря на значительное увеличение количества продаж, число изделий, непосредственно приносящих прибыль, снизилось по сравнению с базисным на 275 изделий (10 725 против 11 000), что при неизменном значении маржинального дохода привело к уменьшению прибыли на 4400 д. е. (16 д. е. х 275), т. е. 176000 - 171600 =4400 д. е.
В табл. 4 представлены результаты осуществленного ситуационного моделирования.
Ситуации Показатели |
Базисная |
1 |
2 |
3 |
4 |
Значение точки безубыточности, изделий |
15000 |
13334 |
17778 |
10435 |
24375 |
Количество продаж, непосредственно обеспечивающих получение прибыли, изделий |
11000 |
11106 |
12122 |
8285 |
10725 |
Операционная прибыль (прибыль от продаж), д. е. |
176000 |
199908 (199920)* |
163647 (163650)* |
190555 (190560)* |
171600 |
* В результате округления количества продаж, обеспечивающих достижение безубыточности, до целого числа значение операционной прибыли несколько отличается от ее величины, рассчитанной без выделения точки безубыточности.
Таблица 4. Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты-переменные затраты-объем продаж - прибыль”
Результаты анализа соотношения “Постоянные затраты—переменные затраты - объем продаж - прибыль” показывают, что вторая и четвертая ситуации неприемлемы, так как в случае их реализации величина прибыли будет меньше базисной. Прибыль, превышающая базисную, обеспечивается в ситуациях 1 и 2, т. е. в тех случаях, когда предприятие планирует повысить цены при одновременном снижении объема продаж.
При выборе одного из этих вариантов, результаты реализации которых близки, следует проверить данные маркетинговых исследований для выяснения того, не окажется ли снижение продаж в результате роста цен более резким, чем это предполагается. В первую очередь это касается третьей ситуации, когда цена продаж вырастет на 40%.
Следует обратить внимание на то, что при анализе рассматриваемого соотношения снимаются некоторые допущения, принимаемые при анализе безубыточности. Речь в первую очередь идет о допущениях, согласно которым продажная цена и переменные затраты на единицу продукции не изменяются. Кроме того, снимается допущение относительно неизменности уровня постоянных затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в контрольной работе были определены основные теоретические и методологические аспекты определения безубыточности производства и продаж. Раскрыта сущность понятий: точка безубыточности, маржинальный анализ, маржинальная прибыль. Рассмотрены математический, графический и маржинальный методы определения точки безубыточности.
Таким образом, на основе информации о точке безубыточности производства и продаж руководство предприятия принимает решения об объеме выпускаемой и реализуемой продукции, величине критических и предельных издержек, эффективном ассортименте продукции и т.д.
Маржинальный метод определения точки безубыточности производства и продаж используется при составлении бизнес-плана развития предприятия, когда необходимо определить минимальный объем производства и продаж с целью планирования оптимального размера производственной программы и мощностей.
При выходе на рынок с новым товаром, необходимо также учитывать минимальный объем продаж, выручка от которого покроет все издержки производства и обращения, а дополнительный объем продаж обеспечит необходимую прибыль предприятию.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что использование данного вида анализа в практике российских предприятий является весьма актуальным, так как это позволит более правильно проанализировать разные варианты управленческих решений для поиска наиболее оптимального и получить более точные результаты расчетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. 5-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика. 2005.
2. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ в оценке конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудитор. – 2007.
3. Гончаров В.И. Менеджмент. Учебное пособие. – М.: Изд. Современная школа. – 2010.
4. Дронов Р.И., Резник А.И. Оценка финансового состояния предприятия. Финансы. – 2008.
5. Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. Учебное пособие. – 2009.
6. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. Учебно-практическое пособие. – 2010.
7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: 4-е изд., перераб. и допол. – Минск: ООО «Новое знание», 2009.
8. Слуцкин М.Л. Управленческий анализ. – СПб.: Питер, 2008.
9. Тимофеев М. Д. Анализ содержания некоторых показателей финансового состояния бизнеса. Экономический анализ. – 2010.
10. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия. Бухгалтерский учет. – 2009.
Информация о работе Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности