Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:28, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: раскрыть теоретические и методические вопросы по анализу безубыточности продаж. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность понятия «безубыточности продаж»;
описать различные методы анализа безубыточности;
определить роль и значение маржинального анализа для принятия управленческих решений;
проанализировать безубыточность продаж на примере конкретного российского предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ
ПРОДАЖ 5
1.1 Сущность анализа безубыточности 5
1.2 Математический метод определения точки безубыточности 6
1.3 Метод маржинального дохода для определения точки безубыточности 8
1.4 Графический метод определения точки безубыточности 8
1.5 Обзор экономической литературы 12
2. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛИЗА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ 17
2.1 Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности 17
2.2 Анализ соотношения “затраты - объем продаж - прибыль” 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
В этом случае находится точка равновесия (безубыточности), в которой по обоим вариантам обеспечивается получение одинаковой прибыли. Если объем производства меньше этой точки, то более прибыльным является вариант, характеризующийся меньшими постоянными затратами. Превышение точки равновесия обеспечивает большую прибыльность варианту с меньшими переменными затратами. Например, рассматриваются два варианта технологии производства нового изделия, экономические показатели которых следующие (табл. 1).
№ п/п |
Показатели |
Вариант I |
Вариант II |
1 |
Продажная цена 1-го изделия |
60 |
60 |
2 |
Переменные затраты на 1 изделие |
46 |
37 |
3 |
Удельный маржинальный доход |
14 |
23 |
4 |
Постоянные затраты |
80080 |
142945 |
5 |
Точка равновесия (безубыточности) (п. 4 : п. 3) |
5720 |
6215 |
Таблица 1 Характеристики вариантов технологии производства, д. е.
Таким образом, при объеме производства до 6985 изделий более прибыльным будет вариант I, а в случае превышения этой величины - вариант II.
В рассмотренных задачах анализа безубыточности объем продаж измерялся в натуральных единицах. Соответственно этому переменные затраты, выручка и маржинальный доход были представлены в виде удельных показателей, т. е. в расчете на единицу изделия (работ, услуг). Однако в большинстве случаев объем продаж представлен в стоимостном выражении, поэтому при проведении анализа используется так называемый “коэффициент валовой прибыли”. Этот коэффициент определяется отношением валовой прибыли (маржинального дохода) к выручке и называется также “отношение доход—выручка”.
Точка равновесия при этом выражается в денежной оценке и определяется по формуле (9):
где R — коэффициент валовой прибыли (% или долей).
Например, производство продукции предприятия характеризуется следующим соотношением выручки, переменных и постоянных затрат:
• выручка — 30 млн. д. е.;
• переменные затраты — 7,5 млн. д. е.;
• валовая прибыль (маржинальный доход) — 22,5 млн. д. е.;
• постоянные затраты — 15 млн. д. е.
Коэффициент валовой прибыли в этом случае равняется:
22,5:30 = 0,75.
Точка безубыточности составляет:
15 :0,75 = 20 млн. д. е.
Следует обратить внимание на то, что удельный маржинальный доход и коэффициент валовой прибыли являются идентичными по своему экономическому содержанию показателями. При этом первый из них показывает, какой доход приносит каждая проданная единица продукции, а второй — сколько процентов (или долей) маржинального дохода содержится в каждой денежной единице продаж.
Коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности продукции, может использоваться в качестве самостоятельного инструмента анализа управленческих решений в ситуациях, когда сформировавшееся соотношение между объемом (ценой) продаж и переменными затратами не изменяется.
Можно выделить два варианта анализа, осуществляемого посредством данного показателя.
1. Оцениваются последствия предполагаемого роста объема продаж исходя из необходимости увеличения операционной прибыли (прибыли от продаж) при том, что уровень постоянных затрат останется тем же. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равна дополнительному маржинальному доходу, полученному в результате этого роста.
При этом, поскольку этот коэффициент представляет собой отношение маржинального дохода к объему продаж, величина дополнительного маржинального дохода определяется по формуле (10):
где МДд — дополнительный маржинальный доход;
Vд — дополнительный объем продаж;
R — коэффициент валовой прибыли.
Например, менеджеры компании планируют увеличение прибыли не менее чем на 70 тыс. д. е. Производственные возможности компании и потребности рынка позволяют увеличить объем продаж на 200 тыс. д. е. Коэффициент валовой прибыли 0,4.
Дополнительный маржинальный доход будет получен в сумме:
200 х 0,4 = 80 тыс. д. е.
Таким образом, предполагаемое увеличение объема продаж при существующем уровне выгодности продукции с избытком обеспечит требуемые финансовые результаты.
2. Предполагается увеличение объема продаж, для чего необходимы дополнительные постоянные затраты. В этом случае величина дополнительной прибыли будет равняться разнице между дополнительным маржинальным доходом и дополнительными постоянными затратами.
Основываясь на данных предыдущего примера, предположим, что увеличение объема продаж на 200 тыс. д. е. возможно только в результате проведения дополнительной рекламной кампании, которая обойдется в 85 тыс. д. е.
Поскольку маржинальный доход вырастет всего на 80 тыс. д. е., принятие рассматриваемого управленческого решения приведет к убытку в 5 тыс. д. е. Таким образом, от данного варианта следует отказаться.
Очевидно, что любые аналитические задачи решаются при использовании как натуральных, так и стоимостных измерителей уровня деловой активности. Так, объем продаж, необходимый для получения прибыли в размере 7,5 млн. д. е„ находится следующим образом:
(15 + 7,5): 0,75 = 30 млн. д. е.
Следует иметь в виду, что при анализе безубыточности принимается ряд допущений. Основные из них:
• объем производства и объем продаж одинаковы (равны);
• продажная цена единицы продукции не изменяется по мере изменения объема продаж;
• цены на потребляемые материалы, услуги, заработная плата не изменяются;
• затраты предприятия можно точно разделить на постоянные и переменные. При этом постоянные затраты остаются одинаковыми при всех объемах производства, а переменные изменяются пропорционально объему;
• имеется только одна точка равновесия (безубыточности);
• производится и продается один вид изделия или, в случае многономенклатурного производства, сохраняется постоянная структура продаж;
• анализируется только так называемый приемлемый диапазон объемов производства, т. е. такой интервал деловой активности предприятия, для которого действительно выявленное соотношение между затратами, объемом продаж и прибылью. Вне этого диапазона данная закономерность может быть нарушена, а принятые решения будут неверными.
В конкретной ситуации некоторые допущения могут не соблюдаться, что скажется на результатах анализа и, возможно, на принятии того или иного решения.
Поскольку анализ безубыточности основывается на разделении затрат на постоянные и переменные, то от точности разделения зависит уровень обоснованности принимаемых решений. Такое разделение в значительной степени затруднено существованием так называемых смешанных (полупеременных) затрат, включающих в себя как постоянные, так и переменные составляющие. Как отмечают западные авторы, “заводские накладные расходы являются идеальным примером смешанных затрат” [4]. Существует несколько методов разделения смешанных затрат, в том числе корреляционно-регрессионный анализ и метод “минимума и максимума” (“минимаксный”). Использование первого из них предполагает математико-статистическую обработку множества значений объемов производства и соответствующих значений определенной статьи накладных расходов. Свободный член в уравнении парной корреляции показывает величину постоянных затрат, а коэффициент при объеме производства — переменные затраты на единицу продукции. Например, по общепроизводственным расходам получено следующее уравнение:
Y = 231,87+0,0623Х,
где 231,87 — свободный член корреляционного уравнения; X— объем производства, единиц; 0,0623 — количество денежных единиц переменных затрат на единицу продукции.
Среднее значение общепроизводственных расходов за анализируемый период составило 650,71 д. е. при среднем значении объема производства 6723 единицы.
Таким образом, доля постоянных затрат составит:
231,87:650,71=35,63%, а переменных соответственно 64,37%.
Следует обратить внимание на то, что данное соотношение постоянных и переменных затрат характерно только для объема производства, равного 6723 единицам. При увеличении объема производства доля (но не величина) постоянных затрат будет уменьшаться, а при уменьшении объема — увеличиваться.
Минимаксный метод является более простым и заключается в выборе минимального и максимального объемов производства и сравнении затрат, соответствующих каждому из них. При этом предполагается, что, поскольку постоянные затраты не изменяются, увеличение совокупных затрат происходит исключительно за счет роста их переменной части. Исходя из этого предположения, величина переменных затрат на единицу продукции определяется следующим образом:
где в — переменные затраты на единицу продукции;
3макс и 3мин — совокупные смешанные затраты при максимальном и минимальном объемах производства;
Vмакс и Vмин — максимальные и минимальные объемы производства.
Например, минимальному объему производства в 100 единиц соответствуют смешанные затраты в сумме 20 млн. д. е., а максимальному объему в 150 единиц — аналогичные затраты, составляющие 24 млн. д. е. Тогда переменные затраты на единицу продукции:
(24 - 20): (150 - 100) = 0,08 млн. д. е.
Величину постоянных затрат можно определить применительно к любому (минимальному или максимальному) объему производства, вычитая из совокупных затрат их переменную часть. Так, для объема в 100 единиц величина переменных затрат составит 8 млн. д. е. (0,08 х 100), а постоянных — 12 млн. д. е. (20 - 8). Соответственно при объеме в 150 единиц переменные затраты составят 12 млн. д. е. (0,08 х 150), а постоянные - 12 млн. д.е. (24-12).
Недостаток метода заключается в том, что учитываются только два крайних значения из их множества, в результате чего полученные результаты могут оказаться неточными. Поэтому следует определить, являются ли выбранные значения характерными для обычной производственной деятельности предприятия, т. е. репрезентативными. В противном случае необходимо выбрать значения из других временных интервалов.
2.2 Анализ соотношения
“затраты - объем продаж - прибыль”
На этом этапе анализа, в отличие от предыдущего, рассматривается не какое-либо одно сложившееся, а любое возможное соотношение между затратами, продажами и прибылью. Такой анализ представляет собой ситуационное моделирование, при котором исследуется влияние изменения тех или иных факторов на значение точки безубыточности и (или) величину прибыли с учетом того, что возможно как изолированное воздействие каждого фактора, так и одновременное изменение двух и более факторов. Западные специалисты в этом случае иногда говорят об анализе “Что, если...”. Например, что будет с прибылью, если переменные затраты на единицу продукции вырастут на определенную величину; что будет со значением точки безубыточности, если продажная цена будет снижена, и т. д. Очевидно, что анализироваться может любая реальная для конкретного предприятия ситуация. При таком анализе постоянные и переменные затраты рассматриваются в качестве самостоятельных факторов, причем уровень первых может также изменяться в результате осуществления определенного экономического маневра, например усиления рекламной кампании или ее свертывания, увеличения или уменьшения расходов на научно-исследовательские работы и т. д.
В связи с этим данный анализ было бы логично называть “Постоянные затраты-переменные затраты - объем продаж - прибыль”. Очевидно, что величина прибыли находится в прямой зависимости от продажных цен и количества продаж и в обратной — от переменных затрат на единицу продукции и уровня постоянных затрат. В то же время значение точки безубыточности, т. е. объем продаж, при котором затраты и выручка равны, зависит только от соотношения цены и переменных затрат, т. е. маржинального дохода, и суммы постоянных затрат, которые должны этим доходом покрываться. Направленность воздействия указанных факторов на значение точки безубыточности и величину прибыли представлена в табл. 2.
Факторы |
Влияние изменения фактора | |
на значение точки безубыточности |
на величину прибыли | |
1. Постоянные затраты |
прямое |
обратное |
2. Переменные затраты |
прямое |
обратное |
3. Продажная цена |
обратное |
прямое |
4. Количество продаж |
отсутствует |
прямое |
Информация о работе Принятие управленческих решений на основе анализа безубыточности