Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ нашего исследования является изучение социально-экономических последствий преобразований отношений собственности в России.
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать значимость приватизации для социально-экономического развития страны
2. Изучить литературу по экономической теории, для анализа сущности, форм и способов приватизации.

Содержание работы

Введение…………………...………………………...………………….….3
Глава 1. Теория приватизации …………………………..…………….5
1.1.Сущность приватизации…………………………………..……….…..5
1.2. Формы и способы приватизации……….………………………….....9

Глава 2. Приватизация и её социально – экономические последствия в России………………………………………………....…12
2.1 Основные особенности российской приватизации и их последствия………………………………………………………………..12
2.2 Основные этапы приватизации………………………………...…….20

Глава 3. Выводы и мнения о частной приватизации на перспектив…………………………………………………………….…..23
3.1 Итоги приватизации в 90-е годы………………………………........23
3.2 Перспективы развития частной приватизации…………………….28 Заключение…………………………………………………………...…...31
Список литературы……….………………………………………..........33

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономическая теория Приватизация 2.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

     Реальная  приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

  • продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;
  • при использовании так называемой «контрактной системы» частный продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно населению;
  • при использовании «концессионной модели» частное предприятие оказывает гражданам платные услуги;
  • в случае использования «чековой системы» государство размещает финансируемые за счет налоговых поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

     Открытый  и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.

     Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.

     Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости предприятия.

     Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

     Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

     Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере. 3 
 

 

       Глава 2. Приватизация и её социально – экономические последствия в России 
 

     2.1. Основные особенности российской приватизации и их последствия

     Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в России шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно, в России приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

                14 августе 1992 г. был издан Указ Президента РФ «о внедрении приватизационных чеков в Российской Федерации» 4 — ваучеров, которые реализуют механизм бесплатной передачи имущества, долей в акционерных обществах и акций предприятий государственной собственности. Приватизационные чеки покупались и продавались без ограничений.

     Приватизационный чек — государственная ценная бумага целевого назначения, имеющая номинальную стоимость в рублях. Это документ на предъявителя. По истечении срока действия приватизационные чеки считаются погашенными и изымаются из обращения.

     На  приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции специальных инвестиционных фондов. Приватизационные чеки действуют в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

     Поскольку приватизация в России связана с  введением в оборот специфических ценных бумаг — ваучеров, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий.

     В июле 1991 г. в России был принят «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий»5 на 1992— 1994 гг. Все предприятия, подлежащие приватизации, были разделены на три группы: 1) мелкие предприятия (до 200 занятых с балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн руб.), они подлежат продаже на аукционах (конкурсах); 2) крупные предприятия (занято более 1000 человек при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн руб.), они приватизируются путем преобразования в открытые акционерные общества; 3) остальные предприятия, они могут быть приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями принятой программы.

     Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой предприятий в России.

     Вторая  особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно отличается от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся, как известно, в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро-, так и на макроуровне.

     Адаптация приватизируемого предприятия к  формирующимся в России рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико-правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обусловливают друг друга. Но основой адаптации является производственное и финансовое приспособление, так как оно определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

     В адаптации приватизируемого предприятия  на микроуровне решающую роль играет менеджмент предприятия, ибо умелое управление им позволяет сократить издержки приватизации, лучше мобилизовать финансовые ресурсы, успешно осуществлять инвестиционные процессы. На изучение и регулирование нарождающегося рынка, управление сбытом продукции нацелена развивающаяся маркетинговая деятельность предприятия.

     Наибольшую  сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация  к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних (производственных, финансовых, социальных) проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых, административных рычагов.

     Важной  и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизируемому предприятию получить надежный источник финансирования денежных ресурсов и тем самым — условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде.

     Две важнейшие особенности приватизационного  процесса в России определяют два этапа в его осуществлении. Первый этап закончился в июне 1994 г. Результатами этого периода приватизации в России оправданно считать следующие:

  1. разгосударствление и приватизация заняли ключевое место в процессе трансформации экономики России, охватившем все основные субъекты общества: органы государственной власти, управления и контроля; предприятия и объединения предприятий; коммерческие структуры; общественные организации; граждан;
  2. впервые была создана и начала работать модель приватизации, позволившая осуществить передачу в частную собственность имущества десятков тысяч предприятий. В 1993 г. было приватизировано более 60 тыс. предприятий сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания, что составляет около 70% всех приватизированных за этот период предприятий;
  3. центральное место в приватизации государственных предприятий заняли чековые аукционы, которые с точки зрения инвестирования имеют такие положительные моменты, как открытость, позволяющая привлечь дополнительных инвесторов; возможность выбирать тактику инвестирования и тем самым увеличивать или снижать собственный риск (использованием двух типов заявок — содержащих и не содержащих ограничения на курс аукциона); гарантии на владение акциями выставленного на продажу пакета предприятий, поскольку результаты аукциона при внесении победителей в соответствующий протокол имеют законную силу. Следовательно, процедура чековых аукционов содержит рыночный механизм вступления инвесторов в права собственности.

     Однако  результаты первого периода приватизации оцениваются неоднозначно. Прежде всего, хотя приватизационные чеки позволили каждому гражданину получить реальную возможность (правда, небольшую) участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

     В отечественной приватизации отсутствует  разделение и закрепление в отдельных законах малой и большой приватизации. В действительности же в отличие от крупных предприятий для малой приватизации, которая целиком проводилась за наличные деньги покупателей, создавались максимально благоприятные условия для ее быстрого осуществления (предоставление инвестиционного налогового кредита, уменьшение налоговых выплат и др.).

     Наиболее  сложный вопрос при осуществлении  приватизации — оценка стоимости  государственного имущества. Для российской приватизации характерна продажа предприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы за бесценок.

     Хотя  иностранные фирмы активно участвовали  в приватизации, привлечь значительные иностранные инвестиции в экономику  не удалось.

     Не  были продуманы механизмы защиты от негативных последствий приватизации. Так, не требовалась декларация о доходах от крупных покупателей приватизационного имущества, не проверялась их кредитоспособность,  не  «отслеживалось» движение приватизационных чеков.6

     В целом приватизация не повлияла пока на работу предприятий и их поведение на рынке. Наиболее заметное различие в поведении государственных и приватизированных предприятий состоит в том, что государственные предприятия меньше, чем акционерные общества, сокращают работников, меньше нацелены на увеличение объема производства и прибыльности. Акционерные предприятия имеют больше, чем государственные, разнообразных источников финансирования, меньше ждут помощи от государства.

     Все это свидетельствует о том, что  программа приватизации и механизм ее реализации нуждаются в корректировке.

     Механизм  продажи акций на специализированных денежных аукционах полностью повторяет  механизм продажи акций на специализированных чековых аукционах. Акции также  продаются по единой цене, подаются заявки двух разных типов, где указываются общая сумма платежа и количество приобретаемых акций. Главная особенность — оплата ценных бумаг осуществляется не чеками, а деньгами.

     Проведение  инвестиционных конкурсов предполагает осуществление покупателем акций инвестиций в производство. Это делает инвестиционные конкурсы более целесообразными, так как экономическая цель денежной приватизации состоит в привлечении инвестиций в экономику, а не в пополнении государственного бюджета. Тем не менее полной уверенности в исполнении инвестиционной программы не существует.

     Особое  внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества, к которому относят здания, сооружения, помещения, находящиеся в аренде; земельные участки под приватизированными предприятиями, а также предоставленные гражданам и их объединениям земельные участки с находящимися на них объектами недвижимости. Цена устанавливается на основе арендной платы (для нежилых помещений в жилых домах — удвоенная арендная плата, для зданий и сооружений — утроенная).

     Для продаваемых участков земли устанавливаются  публичные сервитуты: безвозмездное  и беспрепятственное использование  существующих дорог, доступ для ремонта  объектов инфраструктуры и т. д. Принципиальным моментом денежной приватизации является продажа предприятий-должников, что открывает новую форму приватизации через неплатежеспособность.

Информация о работе Приватизация и социально-экономические последствия преобразований отношений собственности в России