Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 18:15, курсовая работа
ЦЕЛЬЮ нашего исследования является изучение социально-экономических последствий преобразований отношений собственности в России.
ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать значимость приватизации для социально-экономического развития страны
2. Изучить литературу по экономической теории, для анализа сущности, форм и способов приватизации.
Введение…………………...………………………...………………….….3
Глава 1. Теория приватизации …………………………..…………….5
1.1.Сущность приватизации…………………………………..……….…..5
1.2. Формы и способы приватизации……….………………………….....9
Глава 2. Приватизация и её социально – экономические последствия в России………………………………………………....…12
2.1 Основные особенности российской приватизации и их последствия………………………………………………………………..12
2.2 Основные этапы приватизации………………………………...…….20
Глава 3. Выводы и мнения о частной приватизации на перспектив…………………………………………………………….…..23
3.1 Итоги приватизации в 90-е годы………………………………........23
3.2 Перспективы развития частной приватизации…………………….28 Заключение…………………………………………………………...…...31
Список литературы……….………………………………………..........33
Таким
образом, на втором этапе приватизации,
когда капиталы пойдут в экономику,
должна реализоваться
Сегодня можно подвести итоги приватизации 90-х годов ушедшего века.
Российская модель корпоративного управления складывалась в рамках концепции массовой ваучерной приватизации, а потому не смогла быстро приобрести стандартные для рыночной экономики свойства.8
Недемократический характер приватизации до сих пор не признается обществом, что порождает конфликты в бизнесе и политике.
Приватизация 90-х годов не создала широкий слой частных собственников, так как носила номенклатурный характер: раздел прав собственности произошел между администрацией предприятия и государственными чиновниками. В итоге хозяевами бывшей государственной собственности стали администрация предприятий, государственный аппарат, банки.
Правовая база не соответствовала проводимой приватизации. Нарушение законодательства особенно проявилось в неправильной оценке стоимости государственных предприятий (ниже рыночной), в результате чего многие предприятия были проданы за бесценок. Не были отрегулированы законодательно и отношения между государственной и частной собственностью.
Острейшей в настоящее время является проблема природной ренты. В результате ваучерной приватизации и залоговых аукционов в России сложилась система, при которой недра, являющиеся государственной собственностью, служат для обогащения узкого круга лиц. Эксплуатация природных ресурсов нашей страны приносит сверхприбыль — доход, получаемый не за счет деятельности предприятий, а за счет уникальных свойств самих месторождений полезных ископаемых и выгодной конъюнктуры мирового рынка (причем прибыли от экспорта во многом зависят от курсовой политики Центрального банка РФ, т. е. государства). Ежегодный объем такого дохода (природной ренты), по различным оценкам, составляет от 20 до 50 млрд долл. За счет природной ренты стремительно прирастают богатства российских олигархов.
В этих условиях напрашивается вопрос о необходимости установления государственного контроля над системообразующими отраслями отечественной экономики: нефть, газ, электроэнергия, транспорт. Такой контроль является условием сохранения российской государственности.
Опыт привлечения природной ренты в пользу общества существует в Норвегии и некоторых других государствах. В цивилизованных странах ставка налога равна 70% рыночной стоимости природных ресурсов. Остающихся в распоряжении компаний 30% с лихвой хватает на заработную плату рабочим и директорам, разведочные работы и амортизацию.9
Изъятие
природной ренты в доход
Осуществленная приватизация позволяет сегодня России извлечь определенный урок. В условиях рыночной системы приватизация имеет экономические и политические пределы, вытекающие из следующих факторов: 1) наличие убыточных и неспособных привлечь частный капитал, но важных для экономики страны отраслей, остающихся под контролем государства; 2) сохранение за государством возможности влияния в ведущих отраслях экономики, особенно если возникает угроза их перехода под контроль транснациональных корпораций; 3) наличие профсоюзного движения, борющегося против угрозы высвобождения работников и замены форм занятости.
Понимание
необходимости сохранения государственного
сектора в рыночной экономике будет
способствовать активизации усилий по
совершенствованию его форм и механизмов
функционирования.
2.2 Основные этапы приватизации
В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992-1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Российский
ваучер был неименным, и на нем
стоял денежный номинал, рассчитанный
по балансовой стоимости совокупных
государственных
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).
Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних увеличилась почти вдвое.
Крупные
институциональные инвесторы
Результаты
ваучерного этапа оказались более
скромными, чем ожидалось. Однако главное
все же было достигнуто: в России
началось формирование институциональных
основ рыночной экономики и наметились
вполне определенные тенденции изменения
социальной структуры на базе формирования
частного сектора. К началу 1995 г. корпоративный
сектор экономики насчитывал более 25 тыс.
акционерных обществ (40 млн. акционеров),
причем не менее 10% их акций принадлежали
иностранным инвесторам. Уже в середине
1995 г. количество приватизированных предприятий
превысило количество неприватизированных,
составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего
числа. В 1995 г. весь негосударственный
сектор экономики произвел 70% ВВП России.10
Денежная приватизация
Ваучерную
приватизацию, по замыслу, должен был
сменить так называемый денежный
этап, на котором акции
Во-первых,
на заключительном этапе ваучерной
приватизации в целях оживления
затухавшего спроса были выставлены
на торги и проданы пакеты акций
наиболее привлекательных для инвесторов
компаний. Во-вторых, у потенциальных
инвесторов именно в это время появилась
серьезная альтернатива для денежных
вложений рынок государственных ценных
бумаг В-третьих, из-за крайне низких темпов
денежной приватизации на передний план
выдвинулась задача поступлений в бюджет,
оттеснив инвестиционную целевую составляющую.
Глава 3.
Выводы и мнения о частной
приватизации на
перспективу
По мнению многих специалистов, несмотря на политическое противостояние исполнительной и представительной ветвей власти в 1992—1998 гг., нанесшее огромный ущерб не только приватизации, но и всей экономической реформе в стране, и как следствие на невыполнение ранее намеченных проектировок темпов приватизации, именно в области приватизации в России произошли самые важные и серьезные перемены на пути от командной к рыночной экономике. По полному праву утверждается частная собственность, собственниками уже стали десятки миллионов людей, на некоторых приватизированных предприятиях уже начались структурные преобразования, осваиваются современные технологии, обновляется продукция.
Пожалуй, самая лучшая оценка результатов приватизации в России дана большой семеркой Запада, которая была готова поддержать наш успех и выделяла финансовые средства для прямой помощи частному бизнесу в России. Многие частные фирмы Запада проявили похвальные дальновидность и прозорливость, вкладывая свои капиталы в экономику России, несмотря на необработанность многих законов и юридических правил в отношении иностранного капитала. И если в стране, где пока сохраняется неблагополучие в экономике, что-то (и причем очень важное) решительно меняется к лучшему, это вселяет надежду, вызывает интерес.
Тем не менее, по официальным данным, темпы приватизации госсобственности в России в последние годы замедлились. Получить реальные данные о всем процессе приватизации, включая жилищную и садово-огородную сферы, пока не представляется возможным. Процесс этот приобрел весьма широкий и неоднозначный характер. Многие публикуемые или сообщаемые Госкомимуществом данные носят противоречивый характер, очень часто меняются и плохо поддаются научной обработке и анализу. Вместе с тем ясно, что наиболее высокие темпы приватизации характерны для торговли, общественного и бытового обслуживания населения. В одном только 1993 г. было приватизировано около 60 тыс. предприятий этой сферы, что составляло более 70% всех приватизированных за указанный год предприятий вообще.
Однако число фермерских хозяйств в последние годы не увеличивается. По официальным данным, после бурного роста числа фермерских хозяйств в 1991—1994 гг. (в 1991 г. они составляли всего 4,4 тыс., в 1992 г. — 49 тыс., а в 1993г. — 183 тыс.) это число стабилизировалось на уровне 270—280 тыс. в 1994—1997 гг. Наряду с процессом создания новых фермерских хозяйств происходит процесс их разрушения из-за трудностей с материально-техническим обеспечением, ухудшением финансового положения и т. д. Практически сегодня оба эти процесса взаимно компенсируют друг друга. Средний размер фермерского участка стабилизировался на уровне 43—44 га.
Однако главное движение в процессе приватизации происходит в промышленности. Слой «буржуа» здесь стремительно растет. В целом по промышленности России более 40% занятых работает на приватизированных предприятиях, что представляет собой главный вклад в экономическую реформу, системную трансформацию России.11
В легкой и пищевой промышленности уже более половины государственных предприятий перестали быть государственными. Но здесь велик процент приватизации по пути акционирования, что, строго говоря, является скорее разгосударствлением, а не приватизацией. В результате акционирования на первом этапе создавалась не частная, а все-таки коллективная собственность, собственность работников данного предприятия, своего рода колхоз в промышленности и в других несельскохозяйственных отраслях.
Практика показала, что переход государственной собственности в руки трудовых коллективов — это лишь первый шаг, уход от государственной, но не создание частной собственности. Он не приводит к формированию частной собственности, реального собственника. В результате разгосударствления формируются не более чем предпосылки для последующего формирования такого собственника внутри предприятия через перераспределение и концентрацию акций у ограниченного числа акционеров. В условиях отсутствия зрелого рынка и мощного частного сектора в России, по существу, создавался на первом этапе приватизации сектор акционерных предприятий, которые не являются ни государственными, ни частными и работают по принципу группового эгоизма.
Хуже обстоит дело с приватизацией в отраслях тяжелой индустрии: в машиностроении, металлургии, химической и добывающей промышленности. Именно в этих отраслях в России работают особо крупные предприятия, приватизация которых порождает самые трудные проблемы и на деле, как правило, направляется в русло того же акционирования. Приватизация крупных предприятий, или большая приватизация, является делом более сложным и длительным.
К 1997 г. в России было приватизировано свыше 55% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Негосударственным сектором стало производиться сегодня не менее 70% ВНП страны.
В 1993 г. удельный вес предприятий в ходе малой приватизации, приватизированных путем выкупа арендованного имущества, составил 31%; предприятий, проданных по коммерческому конкурсу, — столько же и на аукционе — 7%; приватизированных посредством акционирования — 29%. Не получила сколько-нибудь значительного распространения продажа с инвестиционных торгов, а также продажа имущества ликвидированных предприятий. На долю этих форм пришлось всего лишь 2% приватизированных предприятий.