Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа
Актуальность работы: Сегодня вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. Данной работой мы планируем выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современной этапе развития.
Цели: Целью нашей работы является изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением её предпосылок, этапов, темпов, и функций.
Введение …………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность осуществления приватизации в России ………….. 5
1.1 Необходимость и предпосылки приватизации ……..……………... 5
1.2 Основные функции и этапы приватизации. Причины кризиса
1998 года ………………………………………………………………… 10
Глава 2. Особенности осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. Итоги приватизации ……. 20
2.1 История развития приватизации в Москве ....……..…………..….. 20
2.2 Современный этап приватизации в Москве ………………………. 29
2.3 Результаты приватизации ………………………………………….. 34
Заключение ……………………………………………………………… 36
Список литературы ……………………………………………………... 39
Кафедра экономических и финансовых дисциплин
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Научный руководитель:
преп. Медведева Ю.М.
Москва 2007
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Сущность осуществления приватизации в России ………….. 5
1.1 Необходимость
и предпосылки приватизации …….
1.2 Основные функции и этапы приватизации. Причины кризиса
1998 года ………………………………………………………………… 10
Глава 2. Особенности осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. Итоги приватизации ……. 20
2.1 История развития приватизации в Москве ....……..…………..….. 20
2.2 Современный этап приватизации в Москве ………………………. 29
2.3 Результаты приватизации ………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………... 39
Взяв курс на переход к рыночной экономике, государство и общество вынуждены преобразовать формы и отношения собственности. Попытки введения рыночного механизма без вмешательства в сложившиеся базисные отношения — отношения собственности — представляются экономически наивными, поскольку рынок есть, прежде всего, взаимодействие многообразных равных в реализации своих экономических прав собственников. Рынок без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.
Характерно, что само становление рынка, возникновение конкуренции способствует формированию рациональных соотношений между разными формами собственности, то есть на его основе складывается целесообразная структура форм собственности. Если изначально предоставить свободу перехода от одной формы собственности к другой, то необходимая, естественная структура форм собственности и предпринимательства возникает автоматически, и будет поддерживаться, хотя определенного регулирования этого процесса извне не избежать.
В результате свободной конкуренции должно происходить вытеснение форм собственности, которые окажутся неконкурентоспособными, из определенных сфер производства, обращения, потребления и замещение их другими формами собственности. Отметим, что конкуренция форм собственности сама по себе полезна, ибо побудит каждую из них к совершенствованию.
Наиболее типичными ситуациями, возникающими при формировании рынка, являются:
Проанализируем ситуацию, когда собственность переходит от одного собственника к другому, если такая передача не есть наследование, дарение, обмен, переход собственности из одних рук в другие без изменения формы собственности, требует изменения формы собственности.
Это, с одной стороны, проблемы разгосударствления, приватизации предприятия, с другой стороны, проблемы национализации объектов негосударственной собственности. Масштабность и специфика этих проблем, их особая острота для российской экономики побуждают рассмотреть вопросы трансформации форм собственности самостоятельно, с учетом их проявления, как в мировой, так и в российской экономике.
Актуальность работы:
Сегодня вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. Данной работой мы планируем выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современной этапе развития.
Цели:
Целью нашей работы является изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением её предпосылок, этапов, темпов, и функций.
Задачи:
В своём исследовании по приватизации в России мы постарались осветить следующие основы:
Объект:
История приватизации в России.
Субъект:
Приватизация на современном этапе развития.
Приватизация представляет особую
систему экономических
Объективные причины развития приватизационного процесса носят как макроэкономический, так и микроэкономический характер. Необходимость постоянного внерыночного согласования производственной деятельности государственных предприятий в условиях административно - командной экономики обусловила их высокие планово-координационные издержки. Между тем механизм рынка осуществляет такое согласование с гораздо меньшими издержками. Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от «административно-командной» системы к «социальному рыночному хозяйству», но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.
Первая попытка изменить состояние дел к лучшему заключалась в поиске новой точки опоры. Смысл которой состоял в том, чтобы значительно увеличить капиталовложения в машиностроение, поднять на этой основе технико-технологический уровень всего производства и тем самым интенсифицировать производство, резко повысить его эффективность. Объем капитальных вложений в машиностроение в очередной пятилетке был запланирован почти вдвое большим, чем в предыдущей. Ожидалось, что эффект в виде роста производительности труда, снижения материалоемкости, повышения отдачи основных средств, роста качества продукции наступит скоро. Однако дело довольно быстро стало развиваться по шаблонной для советского и постсоветского периода схеме. Проще говоря, ничего путного не получилось. Уже в 1986 году стало ясно, что таким простым путем советскую экономику из болота не вытащить. Никакого ускорения научно-технического прогресса не возникло, да и не могло возникнуть. Иллюзии относительно возможности быстро и просто исправить состояние советской экономики рассеиваются, а само состояние продолжает ухудшаться.
В 1987 году руководители КПСС вновь
возвращаются к проведению
обширной экономической реформы, которая
по замыслу должна была
стать продолжением и углублением неосуществленного
реформаторского
проекта 1979 года. Принимается ряд решений,
постановлений,
направленных на качественное изменение
облика народнохозяйственного
планирования на макро- и микроуровнях,
преобразование институтов
хозяйствования, побуждение материальной
заинтересованности работников, расширение
прав предприятий в осуществлении хозяйственной
деятельности.
Краеугольным камнем нового этапа
реформ стал принятый в июне 1987 года
после жарких дискуссий "Закон
о государственном предприятии"
Одновременно с Законом было
принято постановление о переводе
объединений, предприятий и организаций,
отраслей народного хозяйства
на полный хозяйственный расчет и самофинансирование,
призванное
укрепить экономическую самостоятельность и повысить заинтересованность и ответственность
предприятий за повышение конечных результатов
деятельности предприятий.
Намеченная в 1987 году экономическая
реформа должна была стать
еще одним масштабным шагом на пути приобщения
к товарно-денежным
отношениям, капиталистическим формам
хозяйствования. Однако шаги
все еще были робкими, курс реформ продолжал
называться социалистическим. В объемных
документах об экономической перестройке, составивших
тома, так и не нашлось места для приватизации,
свободной торговли, рыночного ценообразования,
конкуренции. В Законе о предприятии наряду
с традиционным "социалистическим соревнованием" 1
появился лишь термин "экономическое
соревнование".
Решения о демократизации управления были в значительной степени декларативными, популистскими, не подкрепленными реальными организационными формами. К тому же ухудшение экономической ситуации, сползание к кризису отвлекали внимание руководителей высшего звена от глобальных реформ, приходилось постоянно латать очередные экономические "дыры" в бюджете, в удовлетворении потребностей производства и населения. Вследствие всего этого запланированная в 1987 году реформа фактически не состоялась, но подготовка ее дала ощутимый толчок движению к рыночным формам и методам хозяйствования.
Между тем отдельные ростки рыночной
экономики стали заметны в
советской экономической жизни. Вслед
за бригадным подрядом в
строительстве, представлявшим простейшую форму предпринимательской организации
на уровне небольшого коллектива, заявили
право на жизнь индивидуальная предпринимательская
деятельность и многочисленные производственно-торговые
кооперативы. Частный капитал в малых
кооперативных формах стал не только взаимодействовать
с государственными предприятиями, но
и срастаться с ними.
Ещё одним направлением движения к "государственному капитализму" стала аренда государственных предприятий их трудовыми коллективами, на основе которой возникла своеобразная форма смешанной государственно-коллективной формы на средства производства. Поощрение такой аренды было очередным поиском волшебного средства возбуждения советской экономики.
На пути к подлинно рыночным реформам стояли еще многочисленные препятствия, труднопреодолимые барьеры.
Дальнейшее проведение экономических
реформ стало невозможным без
адекватных преобразований, а по существу
- революционных перемен в полити
В то же время становилось все
более ясным и очевидным, что
попытки механического
Продолжавшееся ухудшение
В недрах комиссии зародилась новая концепция экономической реформы, опубликованная осенью 1989 г. и обсуждавшаяся на конференции с участием руководителей государства в ноябре 1989г. Концепция реформы включала следующие черты новой хозяйственной системы:
Рассматривались три варианта проведения реформы: эволюционный (умеренное, медленное, неглубокое реформирование), радикальный (коренные резкие перемены, "шоковая терапия"), радикально-умеренный (сочетание первых двух вариантов). В концепции предпочтение отдавалось радикально-умеренному варианту. Авторы концепции полагали, что первый этап реформы, в течение которого должна быть стабилизирована экономическая ситуация и создан хозяйственный механизм переходного периода, продлится с 1989 по 1991 год. На втором этапе, с 1991 по 1992 год, предполагался запуск в действие нового хозяйственного механизма. Завершение реформы, реализация намеченных мероприятий должны были занять период с 1993 по 1995 год.