Приватизация в России: этапы, практика осуществления и проблемы. Особенности приватизации в Москве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы: Сегодня вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. Данной работой мы планируем выявить основные этапы и проблемы приватизации в целом, а также, особенности приватизации на современной этапе развития.
Цели: Целью нашей работы является изучение особенностей приватизации в России, с рассмотрением её предпосылок, этапов, темпов, и функций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущность осуществления приватизации в России ………….. 5
1.1 Необходимость и предпосылки приватизации ……..……………... 5
1.2 Основные функции и этапы приватизации. Причины кризиса
1998 года ………………………………………………………………… 10

Глава 2. Особенности осуществления приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве. Итоги приватизации ……. 20
2.1 История развития приватизации в Москве ....……..…………..….. 20
2.2 Современный этап приватизации в Москве ………………………. 29
2.3 Результаты приватизации ………………………………………….. 34

Заключение ……………………………………………………………… 36
Список литературы ……………………………………………………... 39

Файлы: 1 файл

Приватизация в России этапы, практика осуществления и проблемы. Особенности приватизации в Москве.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

ж) координация деятельности органов  управления по разработке и реализации комплексных программ развития приоритетных направлений предпринимательской  деятельности; 
з) обеспечение экономических служб, административных округов и отраслевых органов управлениями методическими и научно-информационными материалами.

Постановление Правительства Москвы № 840 от 17 октября 1995 г. определило новый  порядок продажи нежилых помещений. Данное постановление базировалось на опыте организации продаж и  развивало ранее принятые документы, в частности постановление Правительства Москвы № 480 от 30 мая 1995 г. В постановлении была определена методология оценки нежилых помещений, включая базовую ставку строительства 1 кв. м и систему коэффициентов, характеризующих:

  • износ помещения;
  • качество строительного материала;
  • тип здания;
  • территориальную зону (выделено пять зон);
  • вид деятельности, качество нежилого помещения.

 
    Постановлением Правительства Москвы № 915 от 14 ноября 1995 г. "О поступлении  средств от приватизации и аренды городского имущества и рекомендациях по повышению отдачи долей (паев) городской собственности приватизированных предприятий" впервые в российской практике-приватизации была заложена задача разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых, территориальных аспектов, предусматривающей права и обязанности департаментов и комитетов Правительства Москвы, префектур в процессе управления городской собственностью. 
    Постановление Правительства Москвы № 928 от 14 ноября 1995 г. "О работе Фонда имущества г. Москвы в области приватизации государственных и муниципальных предприятий" закрепило положения, призванные, в частности, упорядочить, прежде всего, процесс "малой" приватизации: 
- прекратить в основном льготные продажи арендованного имущества трудовым коллективам и перейти с 1996 г. к дифференцированным продажам помещений на конкурсных началах, а также к прямым их продажам по ценам, близким к рыночным;

- обеспечить жесткий контроль  за выполнением столичными приватизированными предприятиями договоров купли-продажи, юридически закрепить положение об обязательных штрафных платежах городу со стороны предприятий, меняющих профиль деятельности при осуществленном льготном выкупе арендованного имущества. 
    16 февраля 1996 г.7 была утверждена Типовая методика размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним.                   Указанная методика обобщила и свела воедино существовавшие нормативные и распорядительные акты Правительства России, Госкомимущества России, Московской городской Думы, регулировавшие данный вопрос. С учетом этих обстоятельств Типовая методика явилась документом прямого действия.

        

2.2 Современный этап приватизации  в Москве.

Рыночные отношения в России, в Москве продолжают развиваться, появляются новые виды товаров и услуг, складываются новые модели финансирования, новые формы частной собственности. 
    В современных условиях объективное, обоснованное заключение о величине рыночной стоимости государственного (муниципального) имущества необходимо не только при операциях купли-продажи недвижимости или сдаче в аренду, но и при акционировании и перераспределении имущественных долей, при привлечении инвестиций и дополнительной эмиссии акций.

Для того чтобы определиться в направлениях развития процесса разгосударствления собственности в Москве, в качестве базовой задачи Правительство поставило задачу разработки Концепции управления имущественным комплексом города с учетом отраслевых и территориальных аспектов.

26 сентября 2000 года постановлением Правительства Москвы № 773 была принята "Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года" и одобрена 18 октября 2000 года постановлением Московской городской Думы № 108.

Одной из главных составных частей этой концепции стало решение проблем управления собственностью Москвы и дальнейшего развития процесса приватизации.

Ежегодно на рассмотрение Московской городской Думы вносились перечни  предприятий, подлежащих приватизации в планируемом году. 
    Позиция Москвы в области приватизации на перспективу носит ярко выраженный дифференцированный характер.

Прежде всего, для нормально, устойчиво  работающих предприятий, созданных  в процессе преобразования госсобственности, участие городских структур управления ограничивается анализом их финансово-экономического состояния с целью выработки рекомендаций по повышению отдачи доли городской собственности в уставном капитале предприятий смешанной формы собственности, эффективного размещения городского заказа, финансируемого из бюджета города. 
    В развитие этого положения 17 октября 2000 года были выпущены постановление Правительства Москвы № 819 "Об использовании специального права на участие города Москвы в управлении акционерными обществами, созданными в процессе приватизации предприятий строительного комплекса" и ряд других постановлений, предусматривающих закрепление в собственности города пакетов акций приватизированных предприятий, таких, как ОАО "Лужники", ОАО "Чайка", аптечных предприятий, предприятий хлебопекарной промышленности, строительного комплекса и др.

Приватизация является структурным  элементом государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение отдачи от приватизированных предприятий  путем расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских производителей.

В целях совершенствования правовой базы приватизации по поручению Правительства  Москвы Комплексом по имущественно-земельным отношениям в 2000 году разработан и внесен на рассмотрение Московской городской Думы проект закона "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы"8.  

Основными целями приватизации представленным законопроектом определены: 
- повышение   эффективности   использования   имущества  путем   его 
приватизации; 
- привлечение средств инвесторов в реальный сектор экономики; 
- повышение уровня благосостояния населения;

- изменение структуры занятости  населения;

- сохранение культурных ценностей при приватизации объектов 
 государственной и муниципальной собственности (движимые ценности);

-реализация мероприятий по социальной  защите населения; 
- получение доходов.

Приоритетами в осуществлении  приватизации в Москве становятся: 
- вовлечение в гражданский оборот низкорентабельных объектов 
государственной и муниципальной собственности; 
- оптимизация структуры государственной и муниципальной собственности и расходов на ее управление;

- привлечение инвестиций, направленных  на развитие приватизируемых 
предприятий; 
- осуществление протекционизма по отношению к отечественным 
товаропроизводителям; 
- производственная, социальная, экологическая реабилитация территории 
города, промышленных зон и отдельных предприятий; 
- оказание поддержки малому и среднему предпринимательству и др. 
     Московской городской Думой законопроект "О приватизации государственной и муниципальной собственности" принят во втором чтении.

Правительство  Москвы  отмечает,  что принятие основных принципов  формирования    среднесрочной    программы    приватизации   (продажи) государственного имущества города Москвы позволило создать предпосылки и условия включения государственного имущества города Москвы в перечни объектов, подлежащих приватизации.

По  итогам  работы  в  2004 году в бюджет города Москвы поступило средств в виде  доходов от приватизации государственного имущества в размере 3480557000  руб.,  в том числе доходов от  продажи акций приватизированных предприятий - 1744315000 руб. и нежилых помещений -1736242000 руб.

Продажу   нежилых   помещений   в   2005-2007  годах  планируется

осуществлять  в  соответствии  с финансовыми заданиями, руководствуясь

принципом  восполнения  нежилого фонда города за счет долей города при

реконструкции, новом строительстве и реновации. Первоочередной продаже подлежат  неэффективно  используемые  или  используемые не по целевому назначению   объекты   нежилого  фонда,  в  том  числе  оформленные  в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий.

  Проведенный   финансово-экономический   анализ  с использованием экономических   индикаторов позволил  структурировать находящиеся в собственности города Москвы предприятия и пакеты акций (доли), выделив группу  предприятий и пакетов акций (долей), подлежащих приватизации в 2005-2007 годах.

 Первоочередному  включению  в среднесрочную программу приватизации (продажи)  государственного  имущества  города Москвы на 2005-2007 годы подлежат  государственные унитарные предприятия,  действующие в условиях конкуренции   с  коммерческой  направленностью.  В  целях  определения способа   и   сроков   приватизации   указанных  предприятий  проведен экономический   анализ   с  применением  двух  основных  экономических индикаторов:  наличие  доходов  города  от  использования предприятием городской  собственности  (отчисления части чистой прибыли) и динамика

изменения стоимости чистых активов  предприятия.

Приватизация   государственных  унитарных  предприятий  в  первую очередь  должна  быть  направлена  на  решение задачи повышения уровня обслуживания  населения  города  через привлечение рыночных структур и через  конкурсное  размещение  заказов,  в  том  числе  бюджетных,  на выполнение работ.

 

2.3 Результаты приватизации.

В начале 90-х годов почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет  дело более рационально и резко  повысит эффективность производства. Предусматривалось определение  начальной цены для продажи предприятий  по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.9

Практически назначение стартовой  цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало жить не легче.

В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее жесткая социальная политика. В результате, произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики  требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие  неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. .

Что касается взаимосвязи приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то приватизация не только способствовала росту социальной напряженности  в обществе, но и создала предпосылки  для его роста в будущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность перехода предприятий под контроль иностранного капитала или криминальных структур и начало массового банкротства бесперспективных предприятий, акции которых были проданы населению от имени государства.

 

              Заключение

 

Итак, приватизация  стала  важнейшим  элементом  процесса  экономического обновления постсоциалистического  мира, развития частной собственности  и  на ее  основе  рыночного  хозяйства.   Смена   социально-экономической   модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

В рамках приватизации  государственных  предприятий  тесно  переплетаются политические, экономические  и  социальные  мотивы,  и  процесс  приватизации может рассматриваться как составная  часть  комплексного  подхода  к реформированию экономики. Процессы  реформ  охватывают  такие  сферы, как  либерализация  цен,  реформа  банковской  системы,  рынок  капиталов  и торговая политика. Реформы сопровождаются  масштабным  изменением  правовых условий.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного  процесса в Восточной Европе и  в России показывает наличие общих  тенденций: 

- использование   в качестве инструмента перехода  к  рынку   коммерциализации  и  акционирования государственных предприятий;

- введение  чековой  (или  купонной)  системы;

- низкая доходность  приватизации;

- аукционная  продажа малых объектов.

Информация о работе Приватизация в России: этапы, практика осуществления и проблемы. Особенности приватизации в Москве