Проблема неравенства доходов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы неравенства доходов населения в России.
Задачами данной работы являются:
Определить сущность и виды доходов населения России.
Проанализировать доходы населения в России и их дифференциацию.
Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.

Содержание работы

Введение
1. Сущность дохода и его виды
2. Доходы населения в России и их дифференциация
3. Политика государства в области доходов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 51.71 Кб (Скачать файл)

В реальности фактическое распределение  дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия, или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределении  доходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE, то получим показатель, отражающий степень неравенства в распреде-лении доходов.

Если площадь не заштрихованного  участка графика обоз-начить буквой Т, то можно получить следующее отноше-ние:

где G - показатель, измеряющий степень  неравенства в доходах.

Этот показатель в экономической  теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянского экономи-ста и статистика Коррадо Джини (1884-1965). Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1. Надо отметить, что этот коэффициент не может равняться ни единице, ни нулю, т.к. цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.

Коэффициент Джини для развивающихся стран составляет порядка 0,60. В странах старой Европы, где еще сильны послевоенные традиции «всеобщего благоденствия», показатели неравен-ства доходов существенно ниже, чем в государствах третьего мира: 0,25 для Дании, 0,28 для Германии. США по показателю разницы в зара-ботках находятся посредине между развивающимися странами и Евро-пой: 0,41. Отметим, что рассчитанные Росстатом коэффициенты Джини соответствуют американскому показателю (0,39-0,41), в то время как по оценкам специалистов Российской экономической школы неравенство трудовых доходов россиян в отдельных регионах сопоставимо с коэффи-циентами для Бразилии и ЮАР (0,61).

Кривая Лоренца для России выглядит следующим образом:

Характерный для экономик в целом  рост неравенства доходов имеет  место и в частных компаниях. Но если в старой Европе доходы высших управляющих компаний превышают  уровень зарплат их работников не более чем в 30 раз, то в США топ-менеджер частной фирмы зарабатывает в 200-300 раз больше своих работников. В  России заработки топ-менеджеров крупных компаний и инвестиционных банков также растут опережающими темпами. Средняя годовая зарплата гендиректора крупной российской компании составляет по разным оценкам от 0.5 ло 2.5 млн. $. Расчеты специалистов, включающие данные по официальной и «теневой» зарплате (удельный вес которой, по данным Минэкономразвития, еще недавно составлял порядка 40%), показывают, что доходы руководства и служащих российских компаний могут раз-ниться в 100-500 раз.

В российских дебатах о неравенстве  трудовых доходов «виноватым», как  правило, оказывается государство, которое отказывает в полноценной  социальной защите, как работающим гражданам, так и различным катего-риям нуждающихся. Появление нового класса «работающих бедных» россиян объясняется тем, что их зарплата существенно меньше реальной стоимости воспроизводства рабочей силы. Недооценка труда россиян оказывается весьма значительной даже с учетом традиционно низкой производительности труда: по некоторым расчетам, среднестатистический российский работник производит на 1 доллар зарплаты в 3 раза больше товара, чем европеец или американец. При этом, согласно данным Всемирного банка, правительство (через механизм минимального размера оплаты труда) гарантирует трудящимся зарплату, эквивалентную лишь 11% валового национального дохода (в государствах с развитыми стандартами социальной защиты граждан отношение годовой минимальной зарплаты к ВНП на душу населения составляет не менее 30%). В сохранении такой ситуации заинтересованы не только работодатели, извлекающие прибыль из разницы между низкой стоимостью труда и рыночной ценой его результата, но и чиновники, получающие из этой прибыли «административную ренту». В России, в отличие от стран с развитыми механизмами социального обеспечения, основную массу бедных составляют те, кто находится на попечении государства - в первую очередь, работники ряда категорий бюджетной сферы и пенсионеры. При этом, как утверждается в недавнем докладе Всемирного банка, в России отсутствуют сколько-нибудь эффективные механизмы распределения социальной помощи, которые позволили бы поднять уровень дохода самых бедных, а значительная доля выделяемых средств, направляемых через социальные программы, попадает не бедным, а даже богатым россиянам (10% субсидий получают граждане, принадлежащие к 20% самых богатых россиян). Основной причиной называется невозможность адресной социальной помощи в условиях, когда теневая экономика составляет 44% ВВП.

3. Политика государства  в области доходов

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты -- это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия  для нормального воспроизводства  рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и  введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного  распределения доходов заключается  в том, что оно необходимо для  максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов  состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов  высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х -- первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых  к бедным американский экономист  А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).

Государство непосредственно вмешивается  в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с  учетом общих потребностей экономического и социального развития.Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В России с 1 января 2009 года МРОТ равен 4330 рублей.

Значительное влияние на уровень  реальных доходов населения оказывает  инфляция. Поэтому одним из важнейших  условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские  товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью  возместить ему удорожание потребительских  товаров и услуг. Индексация доходов  направлена на поддержание покупательной  способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами -- пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как  на уровне общегосударственном, так  и отдельных предприятий через  коллективный договор Она предусматривает  дифференцированный подход в зависимости  от величины доходов: от полной компенсации  самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов  установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и  пособия.

Размер базовой части трудовой пенсии на начало 2008 года был в 1,5 раза ниже минимального размера оплаты труда и равен 1560рублей. С 1 марта планируется увеличить на 8.7% базовую часть трудовой пенсии, а с 1 декабря 2009-го - еще на 26.5%. Общий рост составит 37.2%. Таким образом, минимальный размер пенсии к 2010 году должен равняться 2460 рублям.

Минимальный размер стипендии студентов  государственных, муниципальных вузов  равен 900 рублей, студентов (учащихся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования - 315 рублей.

Пособия:

ь Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) - 325,5 рублей;

ь Родовой сертификат - 10000 рублей

ь Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 14000 рублей

ь Единовременное пособие при рождении ребенка - 8680 рублей

ь Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 8680 рублей

ь Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 1627,5 рублей

ь за вторым и последующими детьми - 3255 рублей

ь Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву - 6000 рублей;

ь Ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье опекуна - 4000 рублей;

ь Размер оплаты труда приемных родителей - 2500 рублей;

ь Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - 276250 рублей;

ь Социальное пособие на погребение - 1000 рублей

За 2008 год перечисленные пособия  уже индексировались на коэффициент  инфляции. Это происходило дважды. В первой половине года пособия увеличились  на 8,5%, а во второй половине года - еще  на 1,85% и третье повышение размера  пособий на начало 2009 года снова  составило 8,5%.

В 2009 году предлагается увеличить  тарифные ставки бюджетников на 6.8, в 2010 году - на 6,5%. В 2007 году существенно  увеличены размеры ежемесячных  денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых  им социальных услуг, размеры «детских»  и других социальных пособий. Соответствующие  бюджетные ассигнования предусмотрены  и на 2008 год.

Индексация доходов имеет и  существенные недостатки. Так, она может  отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а  также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Также важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка  бедных слоев населения. Бедность можно  рассматривать как экономическое  состояние части общества, при  котором определенные слои населения  не имеют минимальных по нормам данного  общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий.

Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности -- это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов  питания, обеспечивающих минимально необходимое  количество калорий, а также расходы  на непродовольственные товары и  услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская  корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной  чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах -- членах ЕС -- менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется  распространенностью (число бедных) и глубиной.

Глубина бедности-- это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии -- 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Информация о работе Проблема неравенства доходов в России