Проблема сельской безработицы и пути её решения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сельской безработицы, и ее влияния на экономику России.
Задачи:
- определить основные виды безработицы в России;
- выявить факторы появления безработицы;
- выяснить, какие социальные последствия несет безработица;
- изучить показатели уровня занятости и безработицы в России;
- предложить меры для борьбы с безработицей;
-найти пути для уменьшения числа безработных в сельском хозяйстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…..3
Проблема безработицы: сущность, причины, типы………………….………....5
Понятие и сущность безработицы………………………………….………5
Причины безработицы и ее последствия………………………………......8
Показатели безработицы…………………………………………………..12
Типы безработицы…………………………………………………......…..13
Особенности безработицы в сельском хозяйстве…………………...…...16
Служба занятости населения, её функции…………………………..……19
Динамика безработицы и меры борьбы с ней в России…………………….…22
Анализ занятости и безработицы в сельском хозяйстве…………..….…22
Государственное регулирование безработицы в сельском хозяйстве.…26
Проблемы сельской безработицы и предложения по её преодолению...31
Заключение……………………………………………………………………….…35
Список литературы…………………………………………………………….…...38
Приложения……………………………………………………………………..…..41

Файлы: 1 файл

курсовая по экономической теории.docx

— 1.44 Мб (Скачать файл)
  1. численность экономически активного сельского населения;
  2. специализация и комплектность хозяйства;
  3. уровень, динамика и эффективность производства;
  4. привлекательность территорий и развитие социальной инфраструктуры;
  5. сложившийся уровень занятости и структура населения;
  6. обеспеченность предприятий сырьевой базой, материально-техническими ресурсами;
  7. инвестиционная активность предприятий и организаций;
  8. поддержка предприятия федеральными и региональными органами.

К числу важнейших особенностей аграрного рынка труда в сельской местности относится то, что основной работодатель – сельское хозяйство  – использует преимущественно мужскую  рабочую силу (мужчины составляют 60% против 51% в среднем по экономике). В возрастной структуре ниже доля молодёжи (соответственно 20 и 24%), выше – лиц старших возрастов (соответственно 23 и 4,4%) Одна из важнейших особенностей рынка труда 2010 года – снижение производительности труда в результате перетока рабочей  силы из корпоративного сектора, в сектор индивидуальный.21

Факторы, продуцирующие сельскую бедность, можно объединить в четыре группы: природно-климатические, экономические, социальные и демографические факторы.22

Природно-климатические  факторы при прочих равных условиях способствуют локализации бедности в районах с неблагоприятным  местоположением, климатическими и  почвенными условиями для ведения  сельского хозяйства. Экономические  факторы – это неполная, низкодоходная  занятость, ограниченность сферы приложения труда, низкий уровень оплаты труда  и нарушение законодательства о минимальных размерах оплаты труда (МРОТ), отсутствие условий для развития малого и среднего бизнеса, слабая система социальной защиты и др. К социальным факторам относятся не отвечающая современным требованиям общеобразовательная, профессионально-квалификационная и возрастная структура рабочей силы, неудовлетворительное состояние здоровья людей, алкоголизация, пассивность, замедленное формирование рыночного менталитета. Демографические факторы, влияющие на возникновение сельской бедности, - более высокая по сравнению с городом доля детей и пенсионеров в расчёте на трудоспособных.23 Наиболее важный экономический фактор бедности в сельской России – низкая доходность сельскохозяйственного труда, вследствие которой основная масса имеющихся рабочих мест может быть квалифицирована как физические, а не экономические. С 1994 года сельское хозяйство – самая низкодоходная отрасль экономики. Её отставание по заработной плате от среднероссийского уровня до 2006 года возрастало. В последние годы наметилась тенденция опережающего роста оплаты сельскохозяйственного труда, тем не менее, в 2009 году она составила только 51,6% среднероссийского уровня, а в I полугодии 2010 года – 48,6% (соответственно 9782 и 20145 руб. в месяц) По данным за апрель 2009 года, работников с заработной платой ниже МРОТ насчитывалось 12%, за апрель 2010 года – 9%. Получают заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения 25-27% работающих в отрасли.24

Вследствие искусственного сдерживания увольнений в сельхозорганизациях  в 2009 году темпы роста открытой безработицы  в сельской местности были намного  ниже, чем городской. Если численность  безработных горожан в экономически активном возрасте увеличилась на 42%, то темп прироста численности безработных  сельчан составил 18,8%. Однако уровень  безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городе. На селе уровень общей безработицы в экономически активном возрасте превысил критическую массу, составляющую 10%, и достиг 11,3%, тогда как в городе он значительно ниже – 7,5% Важная причина широкомасштабной безработицы на селе – крайне низкая оплата труда на предлагаемых рабочих местах.25  

Согласно прогнозу Федеральной  службы государственной статистики, по наихудшему сценарию численность сельского населения в 2020 году сократится по сравнению с 2008 годом на 2,8 млн. чел. (7,4%), а его доля снизится до 25,9%. Переломить эту ситуацию невозможно без радикального повышению уровня занятости и качества жизни на селе, принятия специальных мер по оздоровлению демографической ситуации. В целях преодоления негативных тенденций в социально-экономическом развитии села Минсельхоз России с опорой на научные силы разработал Концепцию устойчивого развития сельских территорий на период 2020 года, утверждение которой Правительством Российской Федерации прошло в 2011 году.26

 

    1.  Служба занятости населения, её функции

 

Каждый наступивший год  – это и ещё один шаг в  будущее, и напоминание о чём-то важном из прошлого. История новой  России укладывается в два десятилетия. Именно столько времени прошло с  принятия первого Закона о занятости  населения в Российской Федерации, в котором признавалось существование  в стерне регистрируемой безработицы. Тогда и была создана государственная  служба занятости. Оглядываясь на пройденный ею путь, понимаешь, сколь необходимым  был этот Закон, какую неоценимую роль он сыграл с точки зрения поддержания  стабильности в обществе, снижения социальной напряжённости, укрепления государственности. Из года в год  число обращений граждан в  органы государственной службы занятости  увеличивается, несмотря на то, что показатели регистрируемой безработицы могут колебаться. Причём в круг обращающихся входят и те, кто находится в поисках работы, и те, кто не имеет, и те, кто ещё учится: кому-то требуется найти рабочее место, кому-то поменять профиль трудовой деятельности, кому-то уточнить ситуацию на рынке труда, чтобы правильно сориентировать своих детей. Государственная служба занятости помогает людям в меру своих сил и возможностей, содействуя решению их задач. Практика подтверждает, что её нынешняя структура отвечает потребностям граждан и государства (в 2010 году в службу занятости обратилось более 12 млн. человек).27

Федеральный уровень представлен  Министерством здравоохранения  и социального развития РФ, разрабатывающим  политику в сфере занятости населения. Контроль и надзор за переданными  полномочиями в области занятости  населения, полнотой и качеством  оказания государственных услуг  возложены на Федеральную службу по труду и занятости. Все рабочие  места компьютеризированы, обеспечено автоматическое формирование банка  вакансий по подбору специалистов, в автоматическом режиме рассчитывается величина пособия по безработице  и т.д. Заметные перемены произошли  в оказании консультационной помощи гражданам, в информировании населения по поводу ситуации на рынке труда.28

Государственная система  службы занятости имеет три уровня подчиненности:

       I уровень  — федеральная служба занятости;

       II уровень  — региональные организации службы  занятости;

       III уровень  — местные организации службы  занятости, в том числе городские,  районные организации, их филиалы,  бюро, центры и т. д.

Приоритетом государственной  службы занятости в условиях реализации курса на модернизацию страны становится решение задач, связанных с повышением качества трудовых ресурсов в соответствии с изменяющимися запросами экономики. На первый план выходит профессиональное обучение под конкретные рабочие места. В ближайшее годы внимание будет сосредоточено на опережающем обучении работников, находящихся под риском увольнения. Прежде всего, это коснётся персонала предприятий, проводящих техническое и технологическое обновление. Программы станут носить исключительно адресный характер: служба занятости будет направлять на переобучение лишь в том случает, если для конкретного человека есть определённое рабочее место. В фокусе внимания остаётся такое направление как самозанятость. Сегодня российская служба занятости занимает достойное место в рейтинге национальных служб занятости. С первых дней создания государственная служба занятости развивалась не только как структура, нацеленная на оказание гражданам услуг, но и как институт, где вырабатываются научные подходы, методические рекомендации, проводится системный анализ. Значительную роль в стабилизации ситуации на отечественном рынке труда сыграли антикризисные меры в сфере содействия занятости населения, разработанные и реализованные российским правительством. В 2010 году были проведены мероприятия по улучшению ситуации на рынке труда в субъектах Федерации, приняли участие 1,9 млн. человек, из которых 1,2 млн. (68% от общей численности) составили работники предприятий и организаций, находящиеся под угрозой увольнения.29

В 2010 г. в среднегодовом  исчислении в сельских поселениях, по официальным данным, насчитывалось 2042 тыс. безработных. Из них 3/5 не стояли на учете в службах занятости  и, следовательно, находились вне регулируемого  государством рынка труда и не получали никакого содействия в материальном обеспечении и трудоустройстве. В итоге это привело к снижению безработицы, повышению конкурентоспособности участников мероприятий по опережающему обучению, приостановлению массовых увольнений граждан, частичному сохранению доходов работников, находящихся под угрозой увольнения, расширению количества безработных граждан, организовавших собственное дело. В 2009-2010 годах численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, достигла 6,9 млн. человек (апрель 2009 года – 9,2%), а численность зарегистрированных безработных 2,3 млн. человек (март 2010 года), или 3,1% от экономически активного населения. В 2010 году численность зарегистрированных безработных граждан существенно снизилась (с 2,3 млн. в марте 2010 года до 1,5 млн. в начале декабря 2010 года), а уровень регистрируемой безработицы приблизился к докризисному (2,1%). Возросло число заявленных в органы службы занятости свободных вакансий (на 1 декабря 2010 года – 1081 тыс.), и в 1,5 раза по сравнению с максимальными значениями снизился коэффициент напряженности. На рынке труда (с 3,3 в январе 2010 года до 1,7 в декабре 2010 года)30

 

2. Динамика безработицы и меры борьбы с ней в России

2.1 Анализ занятости и  безработицы в сельском хозяйстве

 

Занятость - одна из важнейших социально-экономических проблем рыночной экономики. Ее статистическое отражение неоднократно обсуждалось на международных конференциях статистиков труда, проводимых Международным бюро труда - основным рабочим органом Международной организации труда (МОТ).

Перед статистикой занятости  и безработицы стоят следующие задачи:

  • сбор данных о численности занятых и безработных как составных частях рабочей силы;
  • измерение уровня занятости и безработицы с целью изучения состояния, тенденций на рынке труда;
  • изучение трудоустройства населения для оценки ситуации на рынке труда и ее прогнозирования;
  • изучение состава занятых и безработных с тем, чтобы разработать программу занятости;
  • измерение взаимосвязи между занятостью, доходом, содержанием и другими мотивациями труда с целью разработки программы занятости.

Выполнение этих задач  создает условия для измерения  предложения рабочей силы и ее фактического использования. Их решение  основывается на сочетании ряда источников информации.

Ситуация на рынке труда  оценивается не только через абсолютную численность занятых и безработных, но и через уровень безработицы  и уровень занятости, которые  определяются как удельный вес соответствующей  категории рабочей силы в численности  экономически активного населения на начало (конец) периода.

Количественно занятость  характеризуется показателем уровня занятости. Он может рассчитываться двумя способами.

1.     Доля занятых  в общей численности населения:

2. Доля занятых в экономически  активном населении:

Характеризуя состояние  сельского рынка труда, необходимо отметить, что данные официальной  статистики не отражают действительного  положения вещей: численность занятых  завышается, а численность безработных  занижается. Завышение численности  занятых обусловлено двумя факторами, вызывающими погрешности результатов  проводимых Росстатом выборочных обследований по проблемам занятости.

Первый фактор – это  включение в состав занятых тех, кто выполняет какую-либо работу хотя бы один час в неделю. С этим нельзя согласиться, поскольку занятость  должна обеспечивать доход в размере не ниже прожиточного минимума. А работа в течение одного часа в неделю, и особенно в сельской местности, не может быть достаточной для выживания.

Второй фактор действует  в основном в сельской местности. Он заключается в отнесении к  занятым экономической деятельностью  тех, кто производит продукцию в  домашнем хозяйстве и полностью  или частично ее реализует.

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, около 60% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины  реже обращаются в службы занятости  в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости  в феврале 2010г. составила 38%, среди  безработных женщин - 44%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более  половины безработных. (Смотри приложение, таблица 4) Напряженная ситуация на сельском рынке труда обусловливает массовые опасения потери работы, что дестабилизирует социальную ситуацию на селе. (Смотри приложение, таблица 5)

По сравнению с декабрем 2011г. численность занятого населения  уменьшилась на 965 тыс.человек, или  на 1,4%, численность безработных за этот период увеличилась на 268 тыс.человек, или на 5,8%. По сравнению с январем 2011г. численность занятого населения  выросла на 850 тыс.человек, или на 1,2%, численность безработных сократилась  на 904 тыс.человек, или на 15,5%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствие с критериями МОТ, в 3,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2012г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1298 тыс. человек.31 Показатель уровня безработицы определяется следующим образом: Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%. При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения.

Информация о работе Проблема сельской безработицы и пути её решения в России