Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить сущность и типы безработицы, рассмотреть проблемы безработицы в России .
Задачи, которые следует решить для достижения данной цели:
1. Определить причины безработицы.
2. Рассмотреть типы безработицы.
3. Проанализировать статистические данные.
4. Рассмотреть факторы, способствующие безработице в России.
5. Выявить методы борьбы с безработицей.

Файлы: 1 файл

макро курсач.doc

— 288.50 Кб (Скачать файл)

  Показатели, характеризующие экономическую активность населения, имеют большую территориальную дифференциацию, обусловленную сложившейся структурой размещения производительных сил, историческими и природно-климатическими особенностями. По данным таблицы 2 можно увидеть, какой район РФ имеет наибольшее и наименьшее количество безработных граждан в период с 2000 по 2006 год.

В целом по Российской Федерации уровень безработицы  снижается в среднем на 0,7 %.Район  с наименьшим количеством безработных, это Центральный район, напротив же, с наибольшим количеством незанятых  граждан, Южный район. Самый низкий уровень безработицы в среднем во всех районах в 2006 году.

 

Таблица 2 Распределение численности безработный по экономическим                                        

районам РФ15

Российская Федерация

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Уровень безработицы

10,6

9,0

7,9

8,3

7,8

7,2

7,2

Центральный район

Уровень безработицы

7,8

6,0

5,1

5,1

4,6

4,3

4,1

Северо-Западный район

Уровень безработицы

9,6

7,6

6,3

7,0

6,0

5,5

5,0

Южный район

Уровень безработицы

15,4

13,9

12,2

13,3

12,8

11,6

13,7

Приволжский район

Уровень безработицы

9,8

8,4

7,7

7,6

7,8

7,3

6,5

Урал

Уровень безработицы

10,1

9,2

8,2

7,5

7,5

6,7

6,8

Сибирский район 

Уровень безработицы

12,8

11,3

10,1

11,7

10,1

9,4

9,0

Дальневосточный район

Уровень безработицы

12,6

10,2

8,7

8,5

8,8

7,9

7,5


  

  Безработные в России в среднем моложе занятого населения. Наибольшее количество безработных, в возрасте от20-24 лет, а наименьшее от 60-72. Средний возраст безработных 34,5 лет. Так же большое количество безработных в возрасте от25-34 и от 40-49 лет. Это можно увидеть на рис. 4, который характеризует количество безработных определённого возраста.

 

Рис. 4 Распределение численности безработных по возрастным группам16

 

  По данным Всероссийского опроса ВЦИОМ, проведенного 13−14 января 2007 года. Опрошены 1 600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России, можно сказать, что каждый второй россиянин — 54% — оценивает уровень безработицы в стране как высокий (в том числе 16% считают его «очень высоким»), показывает социологический опрос ВЦИОМа. Практически столько же опрошенных — 52% — полагают, что и в их регионе уровень безработицы высокий, причем в этом случае доля тех, кто говорит об «очень высоком» уровне, еще больше — 20%. Трети респондентов (34%) этот уровень представляется средним, как в стране в целом, так и в их регионе. Как низкий его оценивают 5−8% опрошенных. И лишь 1−2% полагают, что в стране и в их регионе безработицы нет.

 

Наиболее пессимистично  настроены жители малых городов  и сел, среди которых 59−60% считают высоким уровень безработицы в стране. Высоко они оценивают и распространенность безработицы в своем регионе — 55% и 67%. «Чемпион» по безработице — Южный федеральный округ, 68−71% его жителей считают высоким уровень безработицы в стране и в их регионе.

Россияне уверены — сложнее  всего трудоустроиться тем, у  кого нет опыта работы (полагают 28% опрошенных), людям старше 35 лет (24%), пенсионерам (17%), людям без высшего  образования и квалификации (13%); реже называют инвалидов (7%), женщин старше 30 лет, женщин с детьми, специалистов некоторых направлений (по 5%) и даже лентяев (4%).

Безработица — это  социальное зло, с которым нужно  бороться, считает большинство россиян  — 69%. Полагают, что она — естественное условие рыночных отношений, 25% опрошенных (от 15% в финансово неблагополучной группе респондентов до 39% в группе тех, кто себя относит к хорошо материально обеспеченным). Кроме того, большинство опрошенных — 63% — уверены, что ответственность за распространение безработицы несет на государство. Менее распространены мнения, что в безработице виноваты сами безработные (16%) либо работодатели (15%). Чем лучше респонденты оценивают свое материальное положение, тем более склонны винить безработных и работодателей и тем менее — государство. Так, возлагают ответственность на государство от 50% опрошенных в группе хорошо материально обеспеченных до 72% в группе плохо обеспеченных.

Обвиняя главным образом  государство в распространении  безработицы, россияне на него же возлагают  задачу решения этой проблемы. По мнению 34% респондентов, оно должно стимулировать предпринимателей к увеличению занятости. Особенно популярно это мнение среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга (47%). Реже к эффективным мерам решения проблемы безработицы опрошенные относят создание благоприятных условий для развития малого бизнеса (22%), повышение эффективности служб занятости (16%), распространение практики общественных работ (10%). Есть и те, кто считает, что спасение безработных — дело рук самих безработных (6%). 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности безработицы в современной экономике России

 

Факторы, способствующие безработице в России  

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. 
 В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов: 
·подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53); 
·частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 
·условная безработица (непостоянная работа); 
·временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 
·потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 
·безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 
·безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 
·вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 
·безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации; 
·безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии; 
·безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа; 
·безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий; 
·первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов); 
·безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию; 
·безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации; 
·безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;  
·безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы) 
·безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом; 
·безработица возвращающихся из мест лишения свободы; 
·безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу; 
·безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий); 
·безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. 
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными. 18 
                                             Из света в тень

Снижение регистрируемой безработицы  свидетельствует о росте теневой  занятости

На первый взгляд, на российском рынке труда наметились положительные тенденции. Сокращается число официально зарегистрированных безработных: всего за год — почти в 1,6 раза. Снижается напряжение на рынке труда. Если в июле прошлого года в расчете на одно свободное рабочее место приходилось в среднем 2,6 зарегистрированных безработных, то сейчас — всего 1,1. То есть число вакансий практически сравнялось с числом безработных. В действительности же все далеко не столь замечательно, как может показаться.

Постепенная «ликвидация  безработных как класса», конечно же, в определенной мере связана с экономическим ростом, обусловившим увеличение числа рабочих мест на предприятиях и в организациях. В качестве мест приложения своего труда россияне выбирают традиционно растущие сырьевые отрасли — прежде всего газовую промышленность, цветную и черную металлургию. Количество замещенных мест в этих отраслях за истекший год увеличилось, соответственно, на 4,9, 4,7 и 4,6 процента при среднероссийском значении этого показателя 0,8 процента.

Но не менее важную роль в тенденции сокращения численности зарегистрированных безработных сыграли и неудовлетворительная ситуация с выплатой пособий по безработице, и малая эффективность организованного поиска работы. Так, за последний год численность зарегистрированных безработных снизилась на 600 тысяч человек, однако занятость при этом возросла всего на 300 тысяч. То есть в общей численности снимаемых органами службы занятости с учета безработных доля трудоустроенных (нашедших доходное занятие), как правило, не превышает 50−55 процентов. Остальные снимаются с учета и уходят в «тень».

Кроме того, статистика последнего года показывает, что общее количество безработных в стране, которое определяется по методологии Международной организации труда, практически не уменьшается. Напомним, что в соответствии с этой методологией к безработным относятся лица не моложе 16 лет, которые, во-первых, не имеют работы, занимаются ее поиском и готовы приступить к работе. Если исключить из рассмотрения зарегистрированных безработных, то окажется, что за последний год численность неформальной безработицы увеличилась с 7,2 до 7,4 миллиона человек, составив более 11 процентов экономически активного населения. Таким образом, можно говорить о росте «теневой» составляющей рынка труда.

К сожалению, план действий правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2006−2007 годы содержит весьма спорные рецепты коррекции рынка труда. Касаясь вопросов трудовых отношений и занятости населения, этот документ, в частности, исходит того, что эффективнее финансировать выплату пособий по безработице из федерального бюджета, чем из фонда занятости, который формировался преимущественно на страховой основе. Одновременно с этим в число приоритетных задач вошла «делатентизация» (то есть выведение из «тени») процессов на рынке труда. Звучит красиво, но на деле эти два положения плана противоречат друг другу.

Действительно, новая  «бюджетная» модель финансирования выплат пособий по безработице, по-видимому, даст при прочих равных условиях дальнейший стимул для сокращения численности зарегистрированных безработных: само утверждение соответствующих расходов отдельной строкой федерального бюджета опосредованно (через алгоритм расчета пособий) устанавливает лимит этой численности.

В качестве стратегической альтернативы может быть предложен возврат к страховому принципу формирования средств на выплату пособий по безработице. Что касается так называемых активных программ занятости — создания и сохранения рабочих мест, профессиональной подготовки и других, то финансирование соответствующих расходов из федерального и местного бюджетов следует признать правильным. Разделение социальных и экономических расходов неизбежно и подтверждается опытом целого ряда стран, как развитых, так и с реформируемой экономикой.19

Кризис  на рынке труда

Число безработных  в  России в октябре 2008 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года выросло на 8,7 % и составило 4,6 млн. человек. Это 6,1 % от экономически активного  населения, сообщает Федеральная служба государственной статистики. По сравнению с сентябрём нынешнего года рост числа безработных составил 1,7 %, а вот в цело за 10 месяцев с января по октябрь количество безработных в сравнении с соответствующим показателем 2007 года незначительно снизилось – на 1%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в среднем по России, в конце октября 2008 года составила 6896 рублей 30 копеек в расчете на месяц.20

Объём задолженности  по заработной плате среди предприятий российского среднего у крупного бизнеса (соответственно без учета малого) к началу ноября 2008 года превысил 4 млрд. рублей. Только за октябрь величина задолженности выросла более чем на треть. Основная причина задержек заработной платы : отсутствие у предприятий собственных средств. При этом быстрее всего (более чем в 2 раза) росли долги перед работниками у компаний строительной и транспортной отрасли.                

При этом очевидно, что  задолженность по заработной плате  – всего лишь одна из проблем, возникших на рынке труда. Нарастают сокращения персонала на предприятиях из самых разных отраслей. Еще большей популярностью у работодателей пользуется практика урезания заработных плат. Во многих компаниях имеется совокупность всех трёх перечисленных неприятностей: увольнение персонала, одновременное сокращение заработных плат оставшимся сотрудникам, сопровождаемое задержками выплат. Стоит признать, что, в случае если развитие негативных тенденций в российской и мировой экономике приостановить не удастся, неприятности на рынке труда будут только нарастать.21 Но при этом увеличивается пособие по безработице для уволившихся по собственному желанию. Ранее сотрудник, уволившийся по собственной инициативе, мог рассчитывать лишь на 1275 рублей ежемесячно, выдаваемых в течение полугода. В Госдуму внесен законопроект, согласно которому все новые безработные с момента вступления закона в силу могут рассчитывать на годичное пособие в размере 75% от утерянного заработка, но не более 4900 рублей в месяц.22

Информация о работе Проблемы безработицы в России