Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:26, курсовая работа
Цель работы: выявить сущность и типы безработицы, рассмотреть проблемы безработицы в России .
Задачи, которые следует решить для достижения данной цели:
1. Определить причины безработицы.
2. Рассмотреть типы безработицы.
3. Проанализировать статистические данные.
4. Рассмотреть факторы, способствующие безработице в России.
5. Выявить методы борьбы с безработицей.
Политика государства, направленная
на преодоление безработицы
При разработке федеральной
и региональной программой обеспечения
занятости населения необходимо
учитывать определенную специфику
России исходя при этом из неоднократно
проверенного факта: предотвратить безработицу
невозможно, но можно и нужно минимизировать
ее, одновременно смягчая социальные,
политические и нравственные последствия
неполного обеспечения трудоспособного
населения работой. И речь идет не только
о соблюдении интересов отдельного гражданина,
но и об интересах государства, поскольку
при безработице в 8-10% только на выплату
пособий безработным уйдет 2.5% валового
национального продукта.
В социально - трудовой политике первоначально
превалировали меры, направленные на выработку
и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности
и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими
из них были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях
спада производства и роста безработицы.
В русле демократизации общества было
модернизировано законодательство о труде
и занятости путем приведения его в соответствии
с международно признанными правилами:
сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены
гарантии занятости безработных, началось
реформирование социального страхования.
Регулирование социально - страховых отношений
способствовало их нормализации во время
приватизации экономики, установлению
перемирия между нынешними работниками
и их будущими хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне
стало целью социальной защиты населения,
пострадавшего от правительства « реформаторов».
Государство на время отказалось от прямой
регламентации в оплате труда (кроме его
минимума), перейдя к косвенному регулированию
через налоги. Понемногу росло реальное
наполнение средней заработной платы,
отставая, однако, от динамики потребительских
цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился
переход от жестоких социалистических
к более гибким видам найма (срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.).
При этом почти сошла на нет традиционная
роль органов труда как госнадзирателя
за использованием рабочего времени, дисциплины,
производительностью, условиями и оплаты
труда.
Вместе с тем увеличивалась вынужденная
безработица, порожденная новыми условиями
функционирования предприятий и формами
найма. Высвобожденные по экономическим
мотивам составили более половины официально
зарегистрированных безработных. Именно
для них, квалифицированных работников
со стажем и производственным опытом,
были особенно нужны реальные гарантии
занятости, альтернативные косметическим
мерам по трудоустройству социально незащищенных
маргиналов.
Неуклонный рост структурной безработицы
предопределял необходимость преобразования
фондов занятости в полноценную систему
социального страхования. Безработица
из негативного явления превращалась
в постоянно действующий фактор развития
рынка труда и обострения конкуренции
за рабочие места. Надо было считаться
с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики,
искать новые формы эффективной занятости.
Следуя правительственному курсу социальной
защиты, служба занятости трансформировалась
в организацию по борьбе с безработицей.
Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам
по растущему числу специально проводимых
мероприятий. Причем упор делался на выигрышные
в глазах общественности проекты в пользу
социально незащищенных. И наоборот, в
программах содействия занятости сознательно
принижалось значение трудового посредничества,
задач повышения мобильности высвобождаемой
рабочей силы и ее конкурентоспособности
на открытом рынке труда.
Курс на обеспечение возможно полной
занятости и предотвращение безработицы
не решал важнейшую задачу реформ - повышение
эффективности производства. Когда экономический
кризис усилился, обновленное к тому времени
правительство увидело выход из него в
достижении финансовой стабилизации,
фактически в ускоренном развитии финансово
- промышленного капитала путем мобилизации
ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки
инвестиций, что вполне естественно для
системного кризиса, активного вывоза
из страны капиталов и сокращения возможностей
инфляционного кредитования промышленности
источником стабилизации экономики становились
доходы населения. На смену социальным
приоритетам и монетаристским моделям
пришли узкопрагматические задачи перераспределения
национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате «народной»
приватизации.
Обеспечение занятости и массовая безработица
находятся под контролем государства.
Оказывается легче приостановить высвобождении
работающих без оплаты, чем наладить работу
предприятий в нормальном режиме, то есть
без долгов по зарплате, но и без излишнего
персонала. Недостаток трудовой мотивации
и доходов по основному месту работы замещается
государственными компенсациями: социальными
гарантиями на производстве, выплатами
и льготами неимущим по месту жительства.
То, что рабочие недополучили как трудящиеся,
им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется « исход » ранее
многочисленного слоя квалифицированных
работников с простаивающих предприятий,
бесперспективных производств. Вместе
с распадом наукоемких отраслей промышленности
растет депрофессионализация высококлассных
специалистов. Они вынуждены перебиваться
случайными заработками, искать относительно
доходные занятия в ущерб своей квалификации
и социально - профессиональному статусу.
Суть новой социально - трудовой политики
можно свести к следующему: окончательный
переход от полной занятости, заждавшейся
на низкоэффективном труде и социальных
гарантиях неработающим, к рыночной системе,
предполагающей полную свободу труда
и выбора занятий, экономически обоснованную
резервную армию труда и безработицу.
Особенно важной является социальная
либералиция наемного труда прежде всего
через радикальную реформу трудового
законодательства в полном соответствии
требованиями рыночной экономики.
Для обеспечения свободы
труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи
(прописки, спецучета кадров, административных
ограничений приема и произвольных увольнений
наемных работников). Затем желательно
отказаться от так называемой социальной
защиты трудящихся и ввести в действие
регуляторы свободного рынка труда. Среди
них принципиально важны справедливая
оплата, надежная охрана и достойные условия
труда, механизмы социального страхования
экономических рисков потери трудоспособности,
независимые институты непредвзятого
урегулирования трудовых конфликтов.
Причем необходимо выделить особенности
наемного труда в аграрном секторе, малом
предпринимательстве.
Необходимо заменить архаичные и неэффективные
формы законодательного регулирование
труда, например, единый для всех размер
минимальной заработной платы и ее индексации,
которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита,
превращаются в государственные нормы
фиксированного порога бедности трудящихся.
Взамен следует установить минимум оплаты
за единицу отработанного времени (час)
и заложить в основу тарифных систем.
Предстоит признать приоритет социального
партнерства по закону над государственным
управлением трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить
роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных
программ, попыток унифицировать нормы
и нормативы социальной и экономической
«защищенности» от безработицы. Для этого
необходимо создать независимую от правительства
и местной администрации систему активного
содействия безработным на основе страховых
взносов. Следует рассматривать безработицу
как неотъемлемый элемент рынка труда,
а под обеспечением занятости понимать
трудоустройство вынужденно безработных
и трудовую активизацию добровольно незанятых
с использованием преимущественно экономических
стимулов привлечение к труду.23
Государственные гарантии незанятому
населению должно заменить обязательное
страхование структурной и профессиональной
безработицы. Нужно очистить экономически
обусловленную безработицу от социальных
наслоений популистского толка: передать
безработных, лишь эмитирующих трудовую
активность, но зачастую неспособных к
профессиональному труду, в органы социальной
опеки для последующей трудовой реабилитации
путем приобщения к посильным для них
занятиям.
Необходимо форсировать структурную
безработицу в соответствии с реализацией
программ реструктуризации производства,
создавая на ее базе мобильный резерв
рабочей силы, используемый для интенсивного
развития экономики. Прежде всего, следует
стремиться к поддержанию взаимосвязи
занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном
соотношении, что является условием социально
- экономической сбалансированности. Только
так может быть обеспечена надежная экономическая
основа для создания новых рабочих мест,
расширяющих сферу эффективной занятости,
что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию»
безработицы, понижению ее уровня при
стабилизации развития. Именно тогда становится
возможным создание в обозримой перспективе
динамичной, адаптированной к глубинным
рыночным трансформациям в экономике
социально - трудовой сферы.
Государственная политика
Российской Федерации в области содействия
занятости населения направлена на:
•развитие людских ресурсов для труда;
•обеспечение равных возможностей всем
гражданам Российской Федерации независимо
от национальности, пола, возраста, социального
положения, политических убеждений и отношения
к религии в реализации права на добровольный
труд и свободный выбор занятости;
•создание условий, обеспечивающих достойную
жизнь и свободное развитие человека;
•поддержку трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, осуществляемой в
рамках законности, а также содействие
развитию их способностей к производительному,
творческому труду;
•обеспечение социальной защиты в области
занятости населения, проведение специальных
мероприятий, способствующих обеспечению
занятости граждан, особо нуждающихся
в социальной защите и испытывающих трудности
в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие
на содержании лиц, которым по заключению
уполномоченного на то органа необходимы
постоянный уход, помощь или надзор; лица,
освобожденные из мест лишения свободы;
молодежь в возрасте до 18 лет, впервые
ищущая работу; лица предпенсионного возраста
(за два года до наступления возраста,
дающего право выхода на пенсию); беженцы
и вынужденные переселенцы; граждане,
уволенные с военной службы, и члены их
семей; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов; семьи, в которых оба
родителя признаны безработными; граждане,
подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской и других радиационных
аварий и катастроф);
•поощрение работодателей, сохраняющих
действующие и создающих новые рабочие
места, прежде всего для граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы;
•сочетание самостоятельности органов
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления в обеспечении
занятости населения с согласованностью
их действий при реализации Федеральной
программы содействия занятости населения;
•координацию деятельности в области
занятости населения с деятельностью
по другим направлениям экономической
и социальной политики, включая инвестиционно-структурную
политику, социальное обеспечение, регулирование
роста и распределение доходов, предупреждение
инфляции;
•координацию деятельности государственных
органов, профессиональных союзов, иных
представительных органов работников
и работодателей в разработке и реализации
мер по обеспечению занятости населения
и контроля за ними;
•обеспечение занятости в местах проживания
коренных малочисленных народов и других
национальных меньшинств Российской Федерации
с учетом их национальных и культурных
традиций, а также исторически сложившихся
видов занятости;
•международное сотрудничество в решении
проблем занятости населения, включая
вопросы, связанные с трудовой деятельностью
граждан Российской Федерации за пределами
территории Российской Федерации и иностранных
граждан на территории Российской Федерации,
соблюдение международных трудовых норм.24
Заключение
Изучив литературу, исследуя
различные источники
Важным принципом с
позиций обеспечения занятости
населения при стабилизации экономики
является нахождение компромисса между
экономическими и социальными результатами.
На деле это означает, что все
варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться
по их влиянию на рынок труда и корректироваться,
если возникнетоовооэтомллнеобходимо
Одним из основных элементов формирования
политики эффективной занятости является
разработка и задействование механизма,
регулирующего динамичное равновесие
спроса и предложения рабочей силы на
рынке труда. В этой связи следует выделить
два блока проблем:
оживление экономической ситуации и инвестиционной
активности в стране, создание условий
для динамичного движения капитала, разработка
мер по развитию системы рабочих мест
и увеличению потребности предприятий
и организацийщвщрабочейщсиле; совершенствование системы оплаты
труда, расширение возможностей получения
населением дополнительных доходов (дивиденды
от ценных бумаг, проценты по вкладам и
т.д.), развитие системы социальных пособий,
дотаций и льгот, снижающих потребность
в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейсящмолодежищищпенсионеро
В реализации первого направления большое
значение приобретают методы воздействия
на занятость населения в условиях структурных
сдвигов в экономике и развития новых
форм собственности.
Начавшемуся под влиянием рыночных реформ
стихийному процессу реструктуризации
производства важно придать управляемый
характер. Другими словами, государство
должно стимулировать создание и преобразование
рабочих мест (естественно, на новых принципах
инвестирования) в жизнеобеспечивающих
производствах, а также в наиболее развитых
в технологическом отношении отраслях
экономики. Предстоит усилить роль собственных
источников финансирования инвестиций
предприятий, то есть стимулировать проток
децентрализованных средств (предпринимателей,
населения, западных инвесторов и т.д.).
Касаясь второго направления достижения
динамичного равновесия спроса и предложения
рабочей силы на рынке труда, следует отметить,
что предварительное рассмотрение демографических
факторов, определяющих формирование
экономически активного населения и их
возможное воздействие на рынок труда
в конце 90-х годов, показывает, что при
разработке и реализации мер по регулированию
занятости населения в условиях существенных
инвестиционных ограничений надо особое
внимание уделить вопросам снижения спроса
на рабочие места со стороны отдельных
социально-демографическихщгруп
Существенное влияние на ситуацию на
федеральном и региональном рынках труда
оказывает своевременное решение проблем
подготовки и переподготовки кадров. На
данном этапе перехода к рыночной экономике
следует акцентировать внимание на двух
взаимосвязанных вопросах: что изменится
в профессиональном образовании в новых
условиях и как защитить профессиональное
образование от влияния сиюминутных интересов.
Ведь возникает очередное противоречие
между формальным и реальным образованием.
Работодателя в первую очередь интересует
вопрос, не какой у нанимаемого работника
диплом, а что конкретно он умеет делать.
В настоящее время возникает необходимость
активизации деятельности федеральных
и региональных органов по прогнозированию,
постоянному учету и анализу в территориальном
и отраслевом разрезах потребностей предприятий,
учреждений и организаций в квалифицированных
рабочих и специалистах и созданию соответствующих
условий для их подготовки. Одновременно
следует шире развивать форму получения
образования, основанную на периодической
смене учебного процесса и производственной
практики, что позволит устранить определенные
противоречия между формальным образованием
и реальным содержанием учебного процесса
с учетом потребностей производства.
При решении вопросов регулирования занятости
населения важно учитывать специфические
черты российской модели рынка труда.
Предметом взаимной заботы федеральных
и региональных органов исполнительной
власти остаются проблемы регулирования
миграционного движения населения по
территории России с учетом ситуации,
складывающейся на региональных рынках
труда. Особенности обеспечения возвращения
русскоязычного населения из ближнего
зарубежья в Россию должны учитываться
при реализации мер, связанных с их расселением
и обустройством.
Список используемой литературы
1 Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.,2002.
2 Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич; 2 изд., перераб. и доп., под ред. Л.С. Тарасевича – СПб.- 2003.-С.192
3 Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика/А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича – М.: Дело и Сервис.- 2008.-С.205
4 Макроэкономика: учебник / В.М. Гальперин, П.И. Гребенников, А.И. Леусский, Л.С. Тарасевич; 2 изд., перераб. и доп., под ред. Л.С. Тарасевича – СПб.- 2003.-С.192