Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа
Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Земельная рента и ее формы, аграрно-промышленный комплекс…….5
1.1. Рента и арендная плата…………………………………………………...….5
1.2 Аграрно-промышленный комплекс………………………………………….8
1.3. Изъятие земельной ренты…………………………………………………..11
2. Анализ проблем земельного рынка в России и возможные методы их решения………………………………………………………………...………..16
2.1 Аграрный сектор и его регулирование……………………………………..16
2.2 Кредитование АПК…………………………………………………………21
3. Государственная поддержка АПК России …………………………...25
3.1. Основные направления аграрной политики на 2001-2010 годы…………25
3.2. Бюджетная эффективность инвестиционных процессов в АПК Омской области……........................................................………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы………………………………………………………….....40
По результатам работы агропромышленного
комплекса за 1992-2000 годы можно сделать
вывод, что бюджетные средства использовались
крайне неэффективно, объемы их не обеспечили
не только продовольственную
Восстановление
Для этого следует осуществить
полную инвентаризацию и реструктуризацию
кредиторской задолженности сельских
товаропроизводителей по платежам в
бюджет, государственные внебюджетные
фонды, поставщикам различной
Анализируя задолженность, следует
учесть, что значительные ее объемы
образовались по причинам, не зависящим
от сельхозтоваропроизводителей, и
вызваны определенными
Объективный анализ потерь, которые
понесло сельское хозяйство, дает право
сельхозтоваропроизводителям
По состоянию на 1.01. 2001 г. большая
часть объектов социальной сферы
на селе не передана местным органам
власти. Расходы на ее содержание продолжают
нести
По состоянию на 1.01. 2001 г. Минфином
России не был решен вопрос о погашении
кредиторской задолженности по разделу
"Сельское хозяйство и рыболовство"
в объеме 3,3 млрд. рублей, несмотря на
то, что Правительство Российской
Федерации распоряжением от 29.08.
2000 г. № 1193 утвердило указанную
Учитывая указанные причины, следствием
которых явилось значительное ухудшение
финансового положения
Отказ от государственного регулирования АПК является одной из главных причин деградации сельскохозяйственного производства и неэффективности аграрной реформы. Уровень государственной поддержки сельского хозяйства России несопоставим со странами с развитой рыночной экономикой.
Для решения задачи вывода АПК из кризиса нужна иная аграрная и бюджетная политика. Неуправляемое развитие рыночных отношений, как показала мировая практика и сегодняшнее положение АПК России, приводит к деградации сельского хозяйства.
Попытки построения систем государственного
регулирования АПК по западному
образцу оказались
Вследствие значительного
Вышеназванные обстоятельства также
диктуют необходимость признать
восстановление сельского хозяйства
приоритетным не только для АПК, но
и для всей экономики страны. Сельское
хозяйство как
3.2. Бюджетная эффективность инвестиционных процессов в АПК Омской области.
Государственная поддержка АПК
является обязательным условием его
устойчивого развития. В основном
она заключается в
-государственная поддержка
-мероприятия по улучшению
-федеральная целевая
-федеральная целевая
В рамках реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в качестве основных направлений выделены: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.
Таблица 2.- Финансовое обеспечение направлений реализации приоритетного национального проекта `Развитие АПК` в 2006-2007 гг.
Реализация проекта позволит в
первую очередь повысить инвестиционную
привлекательность сельского
Омская область является высокоразвитым сельскохозяйственным регионом, обладает крупнейшим на востоке страны агропромышленным комплексом. На территории Омской области различают четыре сельскохозяйственные зоны: степную, южную лесостепную, северную лесостепь и северную. Валовой региональный продукт за последние пять лет вырос до 102929,0 млн. руб., что по сравнению с 2000 г. больше на 36117,5 млн. руб. (рост составил 54%). Производство сельскохозяйственной продукции возросло, но незначительно, лишь на 12% за 2000-2004 гг., составив в 2004 г. 26660,0 млн. руб. Тем не менее, среди областей России и Сибирского федерального округа Омская область занимает одно из ведущих мест по производству сельскохозяйственной продукции.
Таблица 3.- Основные показатели производства продукции сельского хозяйства в 2000-2004 гг.
Омская область достигла наилучших
результатов по всем показателям
производства продукции среди 80 регионов
Российской Федерации и входит в
первую десятку крупнейших производителей
зерна, молока и мяса. По данному
рейтингу также можно судить о
том, что Омская область находится
в первой пятерке основных производителей
зерна и мяса, молока, яиц, овощей
и картофеля в Сибирском
Агропромышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в Омской области. В структуре валового регионального продукта в 2004 г. - это 16,6 % при инвестициях в данную отрасль 8,3 %.
По данным таблицы 3 видно, что количество
государственных и
Таблица 4.-Число хозяйствующих субъектов по организационно-правовым формам, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в Омской области.
Анализ годовых отчетов
В 2004 г. государственную поддержку получили 328 сельскохозяйственных организаций. По количеству предприятий получивших поддержку первое место занимает северная лесостепная зона (102 предприятия), степная зона (84 предприятия), южная лесостепная зона (83 предприятия) и северная зона (59 предприятия). По объемам финансирования первое место занимает степная зона (210,5 млн. руб).
Таблица 5 - Уровень бюджетной эффективности по природно-климатическим зонам Омской области в 2004-2005гг.
По данным таблицы 5 видно, что в целом за два последних года (2004-2005гг) налоговые отчисления, как в федеральный, так и в региональный бюджет превышают размер полученной государственной помощи на 141.312 и 9 664 тыс. руб. соответственно. Зависимость между данными величинами, безусловно, существует. Наиболее дотируемая южная лесостепная зона имеет самые высокие показатели бюджетной эффективности, исключение составляет 2005 г. в части кредиторской задолженности перед региональным бюджетом.
Применительно к оценке финансово-экономической окупаемости инвестиционных проектов в АПК так же обязательным условием является определение их бюджетной эффективности. Это обусловлено тем, что результаты реализации любых инвестиционных проектов естественным образом влияют на расходную и доходную части бюджета. Методика такой оценки проектов существует. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов утверждены в 1999 г. Изложенные в данной методике правила оценки формально похожи на оценку самого финансового эффекта. Используются те же показатели (NPV, IRR, PI, срок окупаемости). Отличием является содержание тех потоков и затрат, которые принимаются в расчет. В любом случае основным показателем оценки бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, определяемый для каждого периода осуществления проекта в виде разницы доходов и расходов соответствующего бюджета по его реализации.
С точки зрения государства, чем
выше бюджетная эффективность, тем
выше должна быть доля участия государства
в данном инвестиционном проекте. В
2006 г. с использованием российского
и зарубежного опыта (Ковалев
В.В, Бригхем, Гапенски, Шарп, и т.д.) были
разработаны специальные
В качестве одной из методик может быть предложена оценка бюджетной эффективности от инвестиционной деятельности как разница между налогами, перечисляемыми в областной бюджет с учетом и без учета инвестиционной деятельности и суммой процентов, возмещаемых по инвестиционным кредитам в пределах 2/3 ставки рефинансирования. Данная методика может быть опробована на примере крупных перерабатывающих предприятий АПК, которые в последнее время активно занимаются разработкой и реализаций инвестиционных проектов в Омской области, например, ОАО Птицефабрика `Сибирская` и др.
Оценка бюджетной