Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ _____5
1.1Понятие и сущность безработицы и занятости ______________5
1.2. Причины безработицы, ее виды и измерение _______________8
1.3. Проблемы измерения уровня безработицы______________13
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА ______________26
2.1.Анализ рынка труда основных городов и в целом по
России ____________________________________________26
2.2.Рынок труда в РФ и потребность российских
предприятий в иностранных работниках ________________31
2.3.Пути регулирования безработицы и занятости
в РФ ______________________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________42
Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешним квазирынком достаточно скоро будет покончено.
В 1997 году на долю негосударственного сектора экономики уже приходился 61 % общей численности занятых. В обстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава и численности работников. В свою очередь, работники получат возможность поиска работы на наиболее выгодных условиях.
Все это, может быть реализовано только при создании подлинно конкурентной среды, при отмене регистрации препятствующей свободному передвижению рабочей силы, при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму.
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила, по оценке, 72,7 млн.человек, или около 49% от общей численности населения страны, в их числе 64,4 млн.человек, или 88,5% экономически активного населения заняты в экономике и 8,3 млн.человек (11,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4% экономически активного населения.9
Уровень безработицы в России достиг к концу 2002 года рекордно высокой отметки, составив 12,4% от численности экономически активного населения. В 2003 Госкомстат России оценивал уровень безработицы в стране в размере 11,8% от численности экономически активного населения (рабочей силы). В 2003 общая численность безработных, активно ищущих работу любыми способами (по объявлениям, через знакомых, через биржу труда) и готовых к ней приступить, составила в России 8 млн. 956 тыс. За год она выросла на 0,3% (против 8 млн. 930 тыс. человек). 10
Таблица 3 Динамика численности экономически активного населения приведена в таблице: на конец периода, млн. человек11
Экономически активное население |
В том числе | |||||||
млн. чел. |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
занятые |
безработные |
безработные, зарегистрированные в службах занятости | ||||
млн.человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
млн.человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года |
млн. человек |
в % к соответствующему периоду предыдущего года | |||
2002г. | ||||||||
январь |
72,6 |
99,7 |
65,3 |
98,6 |
7,3 |
109,8 |
2,5 |
104,0 |
февраль |
72,6 |
99,6 |
65,1 |
98,3 |
7,5 |
111,6 |
2,6 |
99,5 |
март |
72,7 |
99,7 |
65,1 |
98,3 |
7,6 |
113,2 |
2,5 |
95,3 |
апрель |
72,7 |
99,6 |
64,9 |
98,2 |
7,8 |
112,1 |
2,5 |
91,1 |
май |
72,7 |
99,6 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
113,0 |
2,4 |
89,5 |
июнь |
72,7 |
99,6 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
112,5 |
2,3 |
88,3 |
июль |
72,7 |
99,5 |
64,8 |
98,2 |
7,9 |
111,8 |
2,2 |
86,7 |
2003г. | ||||||||
январь |
72,7 |
100,1 |
64,5 |
98,8 |
8,2 |
112,5 |
2,0 |
78,3 |
февраль |
72,6 |
100,0 |
64,3 |
98,8 |
8,3 |
110,8 |
2,0 |
77,7 |
март |
72,6 |
99,9 |
64,3 |
98,8 |
8,3 |
109,2 |
2,0 |
76,9 |
апрель |
72,7 |
100,0 |
64,3 |
99,1 |
8,4 |
108,0 |
1,9 |
76,8 |
май |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,3 |
1,9 |
77,4 |
июнь |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,3 |
1,8 |
77,9 |
июль |
72,7 |
100,0 |
64,4 |
99,4 |
8,3 |
105,8 |
1,8 |
79,8 |
К началу 2004 года
численность безработных в
2.2 Рынок
труда в РФ и потребность
российских предприятий в
Одним из следствий социально - экономических и политическихпреобразований на территории бывшего СССР является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.
Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.12
Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности российских предприятий в рабочей силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.13
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.
Что касается территориального
распределения свободных
Серьезными различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.
Таким образом,
можно констатировать несоответствие
между потребностью населения
в трудоустройстве и
2.3. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Интенсивность
высвобождения и
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Процесс реформирования
экономики России показал, что наряду
со свойственными мировой
С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.
С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.
Речь идет
об увеличении скрытой
Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.
На сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.
Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения
разработана Государственная
В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения.
Законодательство
предусматривает обязанность
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.
Мне представляется,
что Правительственная