Проблемы измерения уровня безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ _____5
1.1Понятие и сущность безработицы и занятости ______________5
1.2. Причины безработицы, ее виды и измерение _______________8
1.3. Проблемы измерения уровня безработицы______________13
ГЛАВА 2.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА ______________26
2.1.Анализ рынка труда основных городов и в целом по
России ____________________________________________26
2.2.Рынок труда в РФ и потребность российских
предприятий в иностранных работниках ________________31
2.3.Пути регулирования безработицы и занятости
в РФ ______________________________________________37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________42

Файлы: 1 файл

Проблемы измерения уровня безработицы.doc

— 373.50 Кб (Скачать файл)

Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства  двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия  текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий  использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих  к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном  регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления.

Эта поддержка  должна носить выборочный характер и  определяться приоритетами структурной  перестройки экономики на федеральном  и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.

Комплексная программа  мер по созданию и сохранению рабочих  мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация  Программы призвана обеспечить координацию  долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы  являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Гарантии государства  гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах.

 Первая - гарантия  стабильного источника дохода  на определенное законом и  социально-экономической  необходимостью  время. 

Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости.

  Принципиально  важно одно - имеет ли человек  право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

 Если да, то размер его пособия, продолжительность  и регулярность выплат не должны  зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью  и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру  заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

Сумма пособия  для каждого безработного может  быть постоянной в течение всего  законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна  зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

Важнейшим элементом  формирующейся рыночной экономики  должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании механизмов саморегуляции  и государственного регулирования,  обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.

Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении  системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства образования  РФ и Федеральной миграционной  службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования  Межведомственной комиссии при правительстве  РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.

 Аналогичные  межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти.

Особую актуальность приобретают в настоящее время  вопросы совершенствования государственной  статистики в области занятости  населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При правильной организации рынка труда и  его составных элементов затраты  мгновенно окупают соответствующие  издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро- и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения в области занятости  – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

В настоящее  время ситуация на рынке труда  стабилизировалась , безработица не стала такой острой проблемой  российской экономики , как это было всего несколько лет назад . Наблюдаемые  сегодня тенденции на рынке труда  говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

Произошедшее  снижение уровня заработных плат всех без исключения квалифицированных специалистов (в среднем зарплаты понизились на 30 - 40%) способствует активизации процессов найма высококвалифицированного персонала.

Со стороны  работодателей снова появился спрос  на квалифицированный персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении с докризисными временами изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п.

Еще лет пять назад большинство выпускников  технических вузов влачило жалкое существование - они либо работали по специальности за копейки, либо торговали на оптовых рынках.

Сегодня ситуация меняется. Спрос на высококвалифицированных "технарей" в самых перспективных  отраслях растет вместе с зарплатой.

Специалисты с  хорошим техническим образованием вновь стали представлять интерес на рынке труда.

Уровень развитости рынка труда, в том или ином регионе, на прямую зависит от степени  экономической и инвестиционной активности.

Позитивной  тенденцией стало движение интересов  крупных развитых компаний в сторону регионов.

Проблема нехватки или отсутствия профессионально  квалифицированных управленцев  высшего звена (топ - менеджмента), грамотных  специалистов по развитию производства, руководителей проектов, маркетологов решается путём привлечения необходимых кадров из более развитых регионов, чаще всего это Москва и Санкт - Петербург. Как правило, наём осуществляется на контрактной основе и носит временный характер. Высокая миграционная активность, как специалистов, так и работников с невысокой квалификацией является характерной чертой развитого рынка труда.

Информация о работе Проблемы измерения уровня безработицы