Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении потребительского выбора, как основа поведения потребителей на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить модели поведения потребителей;
- ознакомиться с предельной полезностью блага;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты потребительского поведения…………………
1.1 Модели поведения потребителей…………………………………
1.2 Особенности потребительского спроса…………………………..
1.3 Условия равновесия потребителя…………………………………
2. Способы максимизации полезности……………………………………..
2.1 Полезность как основная категория выбора потребителя………
2.2 Способы максимизации полезности………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Тольяттинский государственный университет
Кафедра " Экономики, финансов и бухгалтерского учета "
Курсовая работа
по дисциплине "Микроэкономика"
на тему: "Проблемы потребительского выбора и способы максимизации прибыли"
Подготовил:
студент группы Экбз-101
Каляева И.Г.
Проверил:
Мингалев Н.В.
Тольятти, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время все
большее значение уделяется изучению
такой категории как «
Для более четкого изложения проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности необходимо выделить некоторые ключевые моменты, входящие в понятие и оказывающие огромное влияние на предпочтения потребителя: модель поведения потребителя, особенности потребительского спроса, условия равновесия потребителя, способ максимизации полезности; полезность как основа выбора потребителя.
Поведение потребителя действительно выступает решающим фактором экономического развития. Изучение основных моментов беспрекословно связанных с потребительским выбором и распределением его желаний и потребностей помогает глубже раскрыть данную тему. Данные факторы определяют актуальность выбранной нами темы курсовой работы.
Цель работы состоит в изучении потребительского выбора, как основа поведения потребителей на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить модели поведения потребителей;
- ознакомиться с предельной полезностью блага;
Объектом исследования является человек, но не в общем, а только поведение на рынке благ и услуг.
Для изучения поведения потребителей на рынке, прежде всего, необходимо разобрать основные модели поведения, определить характерные черты присущие им.
Рассмотрение моделей поведения потребителей целесообразно проводить с точки зрения процесса принятия решения о покупке. Данный процесс описан автором посредством разработанной структурной модели [3], которая во взаимосвязи отражает факторы, влияющие на приобретение товаров повседневного спроса. Выделенные критерии покупательского выбора могут стать основанием для классификации моделей поведения потребителей, расширяющей возможности их применения в различных сферах экономики.
Модели экономного потребителя базируются на предпосылках неоклассической экономической теории о максимизации полезности от потребления с учетом текущих цен и ограниченности бюджета. Поскольку предпочтения – ненаблюдаемая величина, не поддающаяся объективной оценке, непосредственное определение модели полезности затруднено и требует введения дополнительных предположений. Например, поведенческо-типологический способ построения [4] функций предпочтения основан на гипотезе о стратификационной природе потребления. Его использование позволяет оценить эластичность спроса по доходу и ценам для выделенных типов домохозяйств.
Модели потребителя, учитывающего неопределенность, основанные на предположениях теории ожидаемой полезности [8], используются при измерении отношений и когнитивного диссонанса [1]. Однако противоречие этих предпосылок практике принятия решения в условиях неопределенности привело к разработке альтернативной теории перспектив [9]. Эта теория учитывает, что восприятие потребителем риска зависит от факторов, воздействующих на него при принятии решения. Оценить степень влияния данных факторов можно с помощью моделей дискретного выбора. Например, модель среднего выбора позволяет прогнозировать изменение количества постоянных покупателей под воздействием маркетинговых стимулов [10].
Модели привычного поведения
описывают покупку товаров
Стохастические модели процесса покупки [1] учитывают сложившиеся у потребителей привычки, считая их выбор в разные моменты времени зависимыми случайными величинами с заданными распределениями. Для построения данных моделей применяются методы теории вероятностей, методы идентификации распределений. Однако предпосылки, лежащие в основе этого подхода, часто не согласуются с реальностью, что ставит под вопрос пригодность моделей для дальнейшего использования. Тем не менее существуют примеры эффективного использования байесовских сетей для имитации работы реальных супермаркетов и поведения посещающих их покупателей [12].
Другой подход к моделированию потребительского выбора основан на предположении, что в силу привычки домохозяйства стремятся в наименьшей степени отклоняться от выбранного ранее продуктового набора. Этот подход требует решения оптимизационных задач. Его практическое использование дает возможность отразить динамику объема потребления малообеспеченного населения при изменении цен на социально значимые товары [7].
Модели «спешащего»
Модели стремящегося к комфорту потребителя усматривают природу нерациональности человека в следовании своим инстинктам в противоположность стремлению к удовольствию, требующему дисциплины, искушенности и предусмотрительности [8]. Такое представление соотносится с двумя базовыми аспектами ценности – гедонистической и утилитарной.
Исследование в данном направлении позволило бы выявить возможности использования моделей стремящегося к комфорту потребителя для прогнозирования продаж.
Модели стремящегося к разнообразию потребителя учитывают, что он получает полезность не столько от объема приобретенных благ, сколько от их качественных составляющих, которые позволяют удовлетворить потребность.
Важным преимуществом модели характеристик является возможность определения будущего спроса на новые модификации товаров только на основе данных о полезности их атрибутов.
Стремление к разнообразию побуждает покупателя переключаться с привычных продуктов на товары-новинки. На предположении о неоднородности потребителей по скорости освоения инноваций построены модели диффузии.
Впервые математическая модель такого рода предложена Ф.М. Бассом в 1969 г. [2]. Однако она основана на большом числе предпосылок, не позволяющих учесть все аспекты распространения новых товаров: влияние маркетинговых стимулов, действий конкурентов, демографических и сезонных факторов, повторных покупок и др.
Результаты сравнения
вышеперечисленных моделей
Таблица 1.
Классификация моделей поведения потребителей.
Направленность взаимодействия маркетинговых стимулов | |||||
Ценовые примущества |
Позициони-рование |
Осведом-ленность |
Удобство расположения |
Высокий уровень сервиса |
Дифферен-циация |
Критерии потребительского выбора | |||||
экономичность |
Стремление к стабильности |
Привычки |
Отношение ко времени |
Стремление к комфорту |
Стремление к разнообразию |
Концепции поведения потребителя | |||||
экономного |
Учитывающего неопределенность |
Привычного поведения |
«спящего» |
Стремящегося к комфорту |
Стремящегося к разнообразию |
Модели | |||||
Рационального потребления спроса максимизации полезности |
Отношения когнитивного диссонанса атрибутов дискретного выбора |
Ритмов покупок минимизации отклонении процесса покупки |
Пространственной конкуренции |
Ценности удовлетворенности |
Характеристик распространения новых товаров |
Классификация на основании особенностей принятия решения о покупке, позволяет осуществлять обоснованный выбор модели для прогнозирования спроса. Тем не менее, модели поведения потребителя является очень полезными, многое объясняет в поведении покупателей на рынке, в том числе и то, от чего зависит спрос на товары.
Потребительский спрос можно
разделить на две большие группы:
функциональный и нефункциональный,
такое разделение предложил американский
экономист Х.лейбенстайн.(
Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).
Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.
Рисунок 1
Классификация потребительского спроса.
В нефункциональном спросе с известной долей условности могут быть выделены социальный, спекулятивный и нерациональный факторы.
Первый связан с отношением
покупателей к товару. Одни стремятся
выдержать общий стиль и
а) Эффект присоединения к большинству. Потребитель, стремясь не отставать от других людей, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
Большая доля этого эффекта присоединения к большинству вызывается таким социальным явлением, как мода. Например, к зиме выпускают новую модель верхней одежды, модные журналы обязательно рекомендуют приобрести этот товар. И люди стремятся купить одежду, которые в данное время года приобретает большинство покупателей, чтобы чувствовать себя равными им, выдерживать общий стиль.
Примером спекулятивного спроса, может быть, спрос на соль, возникший в этом году из-за того, что один из дилеров основного поставщика соли в данном регионе дал сбой в работе, там образовался дефицит, люди бросились скупать соль.
Информация о работе Проблемы потребительского выбора и способы максимизации прибыли