Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:06, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении потребительского выбора, как основа поведения потребителей на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить модели поведения потребителей;
- ознакомиться с предельной полезностью блага;
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты потребительского поведения…………………
1.1 Модели поведения потребителей…………………………………
1.2 Особенности потребительского спроса…………………………..
1.3 Условия равновесия потребителя…………………………………
2. Способы максимизации полезности……………………………………..
2.1 Полезность как основная категория выбора потребителя………
2.2 Способы максимизации полезности………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………
Данные вопросы, – подчеркивают В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева, – служат лишь основой для получения первичной информации о поведении потребителя. А ответ на ключевую проблему: что влияет на его итоговый выбор — требует глубокого анализа внутренних побудительных мотивов.
Зарубежные же специалисты особо не балуют россиян открытием эффективных методов изучения поведения потребителей по разным причинам. Основная из них, очевидно, связана со стремлением самим освоить непаханое маркетологами пространство отечественных рынков.
Специалисты обращают внимание на тот факт, что через научные исследования можно понять мотивацию и поведение потребителей. Несмотря на то, что абсолютные прогнозы невозможны, стратегические позиции заметно улучшаются при квалифицированном подходе применения результатов исследования. Моделирование поведения потребителя – одна из ключевых проблем как теоретиков, так и практиков. С помощью модели специалисты стремятся ответить на основные вопросы: почему покупатель ведет себя в этой ситуации так, а в другой – по иному?; какие факторы доминируют в механизме принятия решения о первой и повторных покупках или отказе от них?
Они подчеркивают, что “понимание
мотивации и поведения
Современный период продолжает
характеризоваться высокой
Большую роль в процессе продажи товаров и услуг играют имидж и корпоративная культура фирмы. Исследование, проведенное компанией Schechter Grooup, показывает, что мнение о производителе и продавце может быть испорчено неудачным логотипом. Из сорока восьми ответов – 8 принижали имидж фирм, 19 улучшали и 21 оказались нейтральным. Анализ новейших публикаций зарубежных авторов свидетельствует о том, что ими используется в основном условная модель процесса принятия решения покупателем, предложенная Ф. Котлером. Попытка дать лаконичный ответ на вопрос практиков: “Чего же ждут сегодня потребители?” предпринята В.Е. Хруцким и И.В. Корнеевой:
Стремление к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицей одноименного товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, именуемую предельной полезностью.
Предельная полезность есть полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги.
Нехитрый житейский опыт подсказывает, что по мере увеличения количества потребляемого в заданное время одноименного продукта предельная полезность каждой последующей его единицы будет снижаться. Другими словами, чем больше булочек вы съедаете за один присест, тем меньше хочется съесть еще одно, тем меньше удовольствия оно вам принесет. Этот феномен, известный нам по басне И.А, Крылова «Демьянова уха», был охарактеризован известным английским экономистом А. Машаллом как закон убивающей предельной полезности.
Можно заметить, что совокупная полезность растет по мере увеличения единиц потребляемого продукта, но растет все медленнее и медленнее, поскольку предельная полезность неуклонно сокращается. Когда предельная полезность становится равной нулю, совокупная полезность достигает своего максимума. Если продолжить потребление далее этой точки, предельная полезность станет отрицательной величиной, а совокупная полезность начнет уменьшаться (Рисунок 2).
Рисунок 2.
Соотношение предельной (MU) и совокупной (TU) полезностей
Прослеживается и такая
Функция полезности – функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества:
MU = dTU/dQ
До сих пор стремление
потребителя максимизировать
Критики теории полезности сформулировали еще в XVIII в. Парадоксе воды и алмаза. Вода, которая жизненно необходима для всех, должна была, полагали они, обладать максимальной полезностью, а алмазы — минимальной. Соответственно цены на воду должны быть максимальны, а на алмазы — минимальны, тогда как на практике — наоборот. Ответ на этот вопрос был найден в начале XX вв. в разграничении общей и предельной полезности. Дело в том, что величина запасов воды и алмазов различна. Вода имеется в изобилии, тогда как алмазы встречаются довольно редко. Следовательно, в первом случае количество (О1) велико, а цена (Р1)низка; во втором — наоборот: количество (О2) мало, цена (Р2) высока (Рисунок 3).
Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная — маленькая; у алмазов — наоборот, общая полезность мала, а предельная -- велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью. Таким образом, парадокс воды и алмаза не опровергает функцию полезности. Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
Рисунок 3
Парадокс воды и алмаза (слева вода, справа – алмаз)
В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1.Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
Предельными издержками потребителя будут затраты на приобретение дополнительной единицы товара. При совершенной конкуренции предельные издержки равны цене этого товара. Покупка и приобретение очередной единицы одноименного товара имеет смысл только в том случае, если предельная полезность будет больше, чем предельные издержки. Положительная разница между предельной полезностью и предельными издержками (ценой товара) составляет предельный выигрыш потребителя. Этот показатель означает, что потребитель оценивает данную единицу товара выше уровня рыночной цены. Потребитель был готов заплатить в соответствии со своей субъективной оценкой предельной полезности продукта. Однако рыночная цена оказалась ниже, и покупатель остался в выигрыше.
Введение в оборот категории
«выигрыш потребителя» позволяет конкретизировать
понятие рационального
В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потребительский набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребительский набор приносит покупателю наибольшую полезность.
Рассмотрим вариант, когда студенту Н.Н. известны величины полезности при покупке разного количества беляшей и книг. Эти величины полезности измеряются в особых единицах - ютилях. Все данные о полезности разного количества беляшей и книг представлены в Таблица 2.
Таблица 2
Совокупная и предельная полезность
Полезность беляшей |
Полезность книг | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
колво |
совокупная полезность (ютили-U) |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. |
колво |
совокупная полезность |
предельная полезность |
предельная полезность на 1 руб. |
Qy |
TUy |
MUy |
MUy / Py |
Qx |
TUx |
MUx |
MUx / Px |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
0 14 26 36 44 51 57 62 66 |
14 12 10 8 7 6 5 4 |
1,4 1,2 1,0 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 |
0 30 50 68 84 98 111 123 134 |
30 20 18 16 14 13 12 11 |
1,50 1,00 0,90 0,80 0,70 0,65 0,60 0,55 |
В колонках 1 и 5 приведены различные количества беляшей и книг (Q), которые подлежат покупке. В колонках 2 и 6 даны оценки величины совокупной полезности (TU) от потребления разного количества того или иного товара. Например, совокупная полезность 2 беляшей оценивается студентом Н.Н. в 26 ютилей, а совокупная полезность 2 книг оценивается в 50 ютилей.
Совокупная полезность - это общая полезность всех единиц данного блага, кроме этого, совокупная полезность - это общая полезность всего потребительского набора.
В колонках 3 и 7 приведены оценки предельной полезности (MU) беляшей и книг. Предельная полезность дополнительной единицы товара представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы. Она рассчитывается как разница между совокупной полезностью определенного количества благ и совокупной полезностью меньшего количества благ (меньшего на единицу). Например, предельная полезность 5-го беляша равна 7 ютилям. Мы ее получили, вычтя совокупную полезность 4 беляшей (44 ютиля) из совокупной полезности 5 беляшей (51 ютиль). В колонках 4 и 8 дан расчет предельной полезности на один затраченный рубль (MU/P). Этот расчет производится путем деления предельной полезности на цену товара. Предположим, что мы покупаем 3 книги. При этом предельная полезность на 1 руб. составит 0,9 ютиля. Мы 18 ютилей разделили на цену книги, составляющую 20 руб.
Информация о работе Проблемы потребительского выбора и способы максимизации прибыли