Проблемы потребительского выбора и способы максимизации прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении потребительского выбора, как основа поведения потребителей на рынке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить модели поведения потребителей;
- ознакомиться с предельной полезностью блага;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты потребительского поведения…………………
1.1 Модели поведения потребителей…………………………………
1.2 Особенности потребительского спроса…………………………..
1.3 Условия равновесия потребителя…………………………………
2. Способы максимизации полезности……………………………………..
2.1 Полезность как основная категория выбора потребителя………
2.2 Способы максимизации полезности………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

Проблемы потребительского выбора и способы максимизации полезности.docx

— 180.66 Кб (Скачать файл)

б) Эффект сноба. В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель - сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

"Эффект сноба" играет  определяющее значение, например  автомобиль покупается за счет  экономического перенапряжения, сокращения  других, более важных расходов - отдыха, здоровья, туризма. Наш потребитель  на средства, вырученные от продажи  собственности, скорее приобретет  эксклюзивную марку машины и  выделится, чем, сэкономив, поедет  посмотреть на зарубежные достопримечательности.

в) Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857—1929) X. Лейбенстайн называет престижное или демонстративное потребление, ярко описанное в "Теории праздного класса" (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: реальной и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены. Если доминирует эффект Веблена, то кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

В наше время и молодежь весьма подвержены эффекту Веблена. К примеру, покупка фирменной одежды за «заоблачные» цены в бутике, хотя на вьетнамском рынке продается то же самое намного дешевле.

Наряду с социальными  эффектами, связанными с внешними воздействиями на полезность со стороны отдельных индивидов и групп, X. Лейбенстайн выделяет спекулятивный и нерациональный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Спекулятивный спрос активно  используется в рекламе. Например, когда  продавцы заявляют: «Только в этом месяце в нашем магазине 20% скидки на все товары, а дальше будет повышение цен», то это попытка сформировать спекулятивный потребительский спрос. Или, к примеру, скачок цен на нефть может уменьшить негативный эффект от снижения американского рынка и способствовать росту спекулятивного спроса на акции российских нефтяных компаний.

Нерациональный  спрос — это незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Следует, однако, заметить, что многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

Примером нерационального  спроса может послужить спрос  на продукты, вредные для здоровья или нерациональные с общественной точки зрения (наркотики, порнография, сигареты).

Рассмотрев особенности  некоторых видов спроса можно  сделать вывод, что потребительский  спрос является основной категорией, которая и формирует поведение  потребителя на рынке товаров  и услуг. Таким образов поведение  потребителя - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом различных критериев (цена, качество, полезность, мода, вкус, привычки, традиции), другими словами с учетом наших предпочтений.

В экономической  теории предполагается, что потребитель  блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления  блага, а, зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных  благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим  с его точки зрения, то есть приносить  ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке.

- выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

- поведение потребителя  является рациональным, в частности  он выдвигает определенные цели  и руководствуется личным интересом,  то есть действует в рамках  разумного эгоизма; 

- потребитель  стремится максимизировать совокупную  полезность, другими словами, стремится  выбрать такой набор благ, который  приносит ему наибольшую общую  величину полезности;

- при выборе  благ возможности потребителя  ограничены ценами благ и его  доходом; данное ограничение называется  бюджетным ограничением.

 

 

 

 

1.3 Условия равновесия  потребителя

 

Рассмотрим вариант, когда потребителя удовлетворяют всего три потребности – А, В и С.

Допустим, что предельная полезность (МU) блага А равна 100, а его цена (Р) – 10 рублей; предельная полезность блага В – 80, а его цена – 4 рубля; предельная полезность блага С – 45, а его цена – 3 рубля (таблица 2).

Таблица 2.

Предельная полезность и  цена благ

Блага

 

 

 

Предельная полезность

 

Цена, доллары

 

 

Взвешенная предельная полезность

(MU)

(P)

(MU/P)

A

B

C

100

80

45

10

4

3

10

20

15




 

Если мы разделим предельную полезность на цену, то обнаружим, что  взвешенные предельные полезности (МП/Р) у этих продуктов не равны. У блага А предельная полезность равна 10, у блага В — 20, у С —15. Очевидно, что распределение наших денежных средств не оптимально, так как благо В приносит нам наибольшую полезность. Поэтому мы можем перераспределить наш бюджет таким образом, чтобы получать блага В больше, а блага А — меньше.

В нашем случае следует  отказаться от последнего экземпляра блага А. Таким образом, мы сэкономим 10 рублей. На них можно купить две с половиной части блага В, что принесет нам удовлетворение величиной в 200 (от блага В) минус 100 (от уменьшения потребления блага А), итого — 100. Такое перераспределение приведет к тому, что предельная полезность блага А будет повышаться, а предельная полезность блага В — понижаться. Перераспределяя наш доход, таким образом, мы постараемся достичь ситуации, при которой наши взвешенные предельные полезности будут равны, например, как в таблице 3. В этой точке потребитель достигает положения равновесия.

Таблица 3

Положение равновесия потребителя.

Благо

MU

P

MP/P

A

B

C

150

60

45

10

4

3

15

15

15


 

Подведем итоги. Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первая съеденная нами булочка в столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, вторая булочка приносит меньшее удовлетворение, третья еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ.

 

1.4 Моделирование потребительского поведения.

 

В настоящее время экономистами продолжается фундаментальное изучение теоретико-методологических основ поведения потребителей, и фокусирование внимания на данной проблеме будет осуществляться и в перспективе развития человеческой цивилизации.

“Сколько существует человечество, столько существуют и его потребности. По мере развития человечества происходит увеличение набора и качества его  потребностей, что, в свою очередь, в не малой, если не решающей, степени предопределяет и требования к товарам и услугам, которые имеют место или необходимы обществу и каждому индивиду”. [4].

Проблема поведения потребителя  на рынке является ключевой. По сути, маркетинг – это разработка технологий реакции фирмы на потребительское  поведение. По мнению В.И. Ильина, курс маркетинга представляет собой вводный  курс, а поведение потребителей –  это развитие, углубление одного из разделов вводного курса (так же, как  и целый ряд специальных дисциплин, разворачивающих одну или несколько  глав общего курса маркетинга)” [3]. В связи с выделением направления  “Поведение потребителей” в самостоятельную  науку возникает закономерный вопрос: “Что из себя представляет предмет?” В.И. Ильин в одной из своих электронных публикаций дает лаконичный ответ. Объектом “Поведения потребителей” в индивидуалистической традиции является человек. В социологической – одна из сфер общественной жизни – процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Но предметом выступает не весь человек, а лишь его поведение, и не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя [3].

В зарубежной и отечественной  литературе авторами предлагается несколько  вариантов хронологических рамок  развития наук о поведении. Энджел Д.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. за основу периодизации приняли факторы глобальных перемен, которые переживала система менеджмента и экономики в целом. Для удобства они разбили время воздействия этих факторов на три периода: 1) до второй мировой войны; 2) послевоенное время до конца 1980-х гг. и 3) современный (1990-е гг.) До второй мировой войны развитие наук о поведении относительно невелико. Научные исследования по сути являлись скорее теоретическими, нежели практическими. Однако они стали развиваться к концу этого периода. В послевоенное время возможности производства опережали спрос, и “у продавцов не оказалось иного выбора, как принять концепцию маркетинга”. Все большее значение начинают приобретать различные науки о поведении. Во второй половине 50-х годов в группе бихевиоральных наук родилось новое направление – поведение потребителей.

1990-е гг. “перевернули  все представления о том, что  нужно для успеха”. Снижение  темпов экономического роста,  сокращение крупных промышленных  рынков изменили образ жизни  потребителя и вынудили его сократить потребление. Эти факторы обуславливают изменение содержания маркетинга и выдвигают доминирующую концепцию взаимодействия, предложенную шведскими учеными в 80-е годы [7]. Появление “Поведения потребителя” как отдельной учебной дисциплины В.И. Ильин также ассоциирует с 1950-ми годами и с деятельностью кафедр маркетинга коммерческих колледжей и школ бизнеса США. При этом он отмечает, что исследования потребительского поведения проводились уже в конце 1920-х – начале 1930-х гг. в Северной Америке и Европе, когда П. Лазарсфельд и его коллеги с помощью опросов потребителей изучали рынок товаров повседневного спроса.

Первоначально для маркетинговых  исследований потребительского поведения до ведения было характерно фокусирование внимания на отдельном индивиде-потребителе. “При таком подходе потребности потребителя рассматриваются как врожденные, а не сформированные обществом или рынком, по этому фирмы стремятся поймать потребителя “на крючок”, предлагая товары или услуги, удовлетворяющие эти потребности лучше, чем то, что предлагают конкуренты”. В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемую, “мотивационные исследования”, строившиеся на глубоких интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от 3. Фрейда. В дальнейшем интерес к ним спал. В 1960-е гг. в основу исследований потребительского поведения было положено понимание потребителя как информационного процесса. Потребитель воспринимался как бы компьютером, получающим и перерабатывающим информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги (так называемый “черный ящик”).

Заметные подвижки произошли  в 1980-е гг. Проблема потребления по степенно стала входить в круг интересов широкого круга обществоведов – историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков и др., которые пришли работать на кафедры маркетинга. Таким образом, расширился взгляд на потребительское поведение и изнутри кафедр маркетинга, началась критика традиционного подхода. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название “новое”.

К 1990- м годам его право  на существование было признано наряду с традиционной школой. Основная его  черта – фокусирование внимания на культуру и социальные проблемы. Причем традиционный взгляд на потребительское по ведение количественно доминирует. Современные учебники по курсу “Поведение потребителей” в основном написаны и изданы в США и несут на себе четкую печать американских традиций с характерной чертой культуры этой страны – индивидуализмом. Другая их особенность – подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг преимущественно с точки зрения психологической науки. Через массовое издание учебников и журналов американская теория и практика дублируются и во многих странах Западной Европы, не имеющих своих учебников по курсу потребительского поведения. В.И. Ильин обращает внимание на тот факт, что в Западной Европе теоретический анализ поведения потребителей пошел совершенно иным путем, нежели в Америке (правда, не раскрыв, каким). “Если и можно говорить, что маркетинг-это искусство, то прежде всего, – применительно к его элементу – анализу потребителей”. Под анализом потребителя они и другие исследователи понимают “систему методов изучения существующих и прогнозирования будущих нужд, запросов и предпочтений потенциальных потребителей, выявление факторов, влияющих на изменения запросов и предпочтений, на поведение потребителей на рынке в целом, выявление причин возникновения неудовлетворенных потребностей” [6]. Изучение потребителя стало важнейшей задачей в деятельности известных фирм. Когда оно выполняется грамотно, профессионально, то приносит реальную пользу. Том Питере рекомендует специалистам по маркетингу изучать своего потребителя и прислушиваться к нему, отводя на это не менее 25% своего времени. Проницательные предприниматели давно уже свыклись с мыслью, что прибыль можно получить тогда, когда знаешь своего потребителя и удовлетворяешь его потребности [7]. Анализ потребителя базируется на концепции “7 Оs” (по начальным и конечным буквам английских терминов) и складывается из изучения следующих элементов:

Информация о работе Проблемы потребительского выбора и способы максимизации прибыли