Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа
Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42
Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).
Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.
К первичному рынку труда относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение и т.д. и предназначенные для так называемого "ядра" рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.
Вторичный же рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда - это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда.
Перемещение рабочей силы между первичным и вторичным рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации. [13; с. 116]
Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:
высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции;
работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции;
работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;
работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;
контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.[8.С.54.]
1.2 Особенности современного рынка труда
Рынок труда — способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой деятельности или иной деятельности.
Этот рынок похож и не похож на остальные товарные рынки. Что же на этом рынке общего с другими рынками ресурсов производства?
Прежде всего, здесь тоже законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара — рабочей силы. Эти цены называются заработной платой.
Заработная плата — величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объем работ или выполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.
Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньше их число смогут нанять работодатели. И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой. На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы — та заработная плата, при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели. [8; с. 31]
Вся история человечества полна примеров ожесточенной борьбы двух экономических сил наемных работников и работодателей. Эта вражда принесла людям больше бед, чем стихийные бедствия и даже войны, которые длятся несколько лет, максимум десятилетий.
Только в XX веке стали вырисовываться контуры нового общества социальной рыночной экономики. [19; с.64]
Социальная рыночная экономика — общественное устройство, при котором государство активно поддерживает развитие свободной конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, а также реализует обширные программы поддержки социально незащищенных групп граждан.
Рынок труда — это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг. В нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров, услуг. Таким образом, рынок труда охватывает всю сферу наемного труда.
Как и на любом рынке, количество реализованного товара (уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако рынок труда существенно отличается от других рынков.
1. Неотделимость нрав собственности на товар: труда от его владельца. Во время сделки на обычном рынке покупатель платит установленную цену за приобретение права собственности на покупаемый товар. Поскольку рабочая сила неотделима от своего носителя (человека), в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения: на рынке труда покупатель, приобретая право собственности на использование трудовых услуг, одновременно вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать.
2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. На типичном рынке контакт между агентами сделки краток и носит обезличенный характер, в то время как сделки на рынке труда предполагают наличие длительных отношений между работником и работодателем. Кроме того, в отличие от других факторов производства, человек трудится с разной отдачей, сам контролирует качество своей работы, может демонстрировать большую или меньшую лояльность в отношении нанимателя.
3. Важность роли широкого круга вопросов сделки, носящих неденежный характер. В ряде случаев неденежные аспекты сделки могут быть более важны и являться определяющими по сравнению с размером заработка. Такими факторами могут быть:
• содержание и условия труда;
• взаимоотношения в коллективе;
• гарантии сохранения рабочего места;
• перспективы профессионального роста и продвижения по служебной лестнице.
4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:
• система трудового законодательства (ТК РФ), регламентирующая условия найма, оплаты, увольнения, предоставления определенных прав и другие вопросы;
• государственные программы в области труда и занятости;
• различные учреждения регулирования занятости;
• профсоюзы и другие организации наемных работников.
5. Высокая степень индивидуализации сделок. Каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и предъявляет свои особые требования к претендентам.
6. Несовершенство информации. Несмотря на большое количество организационных структур, предоставляющих информацию о вакансиях и работниках, информация о работниках остается несовершенной, так как никакие формальные данные, дипломы, рекомендации не могут однозначно охарактеризовать потенциального работника, также и предлагаемую работу человек может оценить, только проработав какое-то время. [14; с.184]
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере[24. C. 32].
Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:
1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;
2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;
3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:
· разделяют полномочия и ответственность;
· функционируют на равных;
· совместно затрачивают время и ресурсы;
· разделяют инвестиции, риски и выгоды;
· поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
· имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства[24. C. 33].
Формы частно-государственного партнёрства в сфере высшего образования должны учитывать специфику учебного процесса, а также профессиональную направленность подготовки специалистов с высшим образованием. Договор подготовки специалиста с высшим образованием на наш взгляд должен предусматривать реализацию широкого спектра профессиональных программ, что не должно противоречить законодательно-правовой базе предоставления услуг в сфере образования. Договор должен учитывать тот факт, что образовательная деятельность на базе частно-государственного партнёрства носит отчётливо выраженный прикладной характер, но это не исключает значимость воспитательных задач в процессе обучения и подчинения учебного процесса общей идеологии обучения и воспитания.
Договор должен отражать гибкие формы образовательного процесса, предусматривающие более широкий спектр практики и использование блочно-модульного принципа обучения.
Договор на подготовку специалистов
с высшим образованием должен предусмотреть
возможность заключения его с развитой
сетью образовательных учреждений, но
прошедших жёсткий отбор при аттестации
высших учебных заведений и обеспечивающих
высокое качество подготовки специалистов.
Высокое качество подготовки специалистов
в вузе зависит от внутреннего научного
потенциала профессорско-
Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации