Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, для оценки возможности решить проблему занятости недостаточно просто сравнить количество вакантных рабочих мест и численность незанятого населения (или безработных). Необходимо знать, что это за рабочие места и что представляют собой лица, являющиеся безработными (например, какую профессиональную подготовку они имеют).

Во-вторых, детальный анализ положения на отраслевых и профессиональных рынках труда позволяет вскрыть природу возможного несоответствия между спросом и предложением рабочей силы и максимально конкретизировать мероприятия по изменению ситуации на них в нужном направлении. Согласование спроса и предложения всегда требует увязки рабочего места с определенной отраслью, профессией, а последняя определяет требования к профессиональной подготовке работника.

К первичному рынку труда относятся рабочие места, обеспечивающие работнику высокую заработную плату, хорошие условия труда, стабильную занятость, шансы на продвижение и т.д. и предназначенные для так называемого "ядра" рабочей силы предприятия, как наиболее квалифицированной, ценной и нужной ему.

Вторичный же рынок формирует рабочие места с низкой заработной платой и соответствующими льготами, плохими условиями труда, с более высокой текучестью, с меньшими шансами на продвижение. Участники вторичного рынка труда - это, как правило, менее значимые для предприятия работники или работники таких профессий, которые в избытке имеет территориальный рынок труда.

Перемещение рабочей силы между первичным и вторичным рынком предприятие осуществляет с учетом результатов труда претендентов, их отношения к труду и своему предприятию и обязательно через профессиональное образование или повышение квалификации. [13; с. 116]

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют 5 групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции;

работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции;

работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами;

работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована;

контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.[8.С.54.]

1.2 Особенности современного рынка труда

 

Рынок труда — способы, общественные механизмы и организации, позволяющие людям найти работу по своим способностям и навыкам, а работодателям нанять работников, которые им необходимы для организации коммерческой деятельности или иной деятельности.

Этот рынок похож и не похож на остальные товарные рынки. Что же на этом рынке общего с другими рынками ресурсов производства?

Прежде всего, здесь тоже законы спроса и предложения и формируются равновесные цены здешнего товара — рабочей силы. Эти цены называются заработной платой.

Заработная плата — величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объем работ или выполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.

Чем выше плата, которую работники требуют за свой труд, тем меньше их число смогут нанять работодатели. И соответственно: чем ниже плата, которую работодатели готовы платить за выполнение определенного вида работ, тем меньше число людей готовы заниматься такой работой. На пересечении этих интересов и рождается равновесная цена рабочей силы — та заработная плата, при которой совпадает число людей, готовых заниматься определенной работой, и число рабочих мест, которое готовы предоставить работодатели. [8; с. 31]

Вся история человечества полна примеров ожесточенной борьбы двух экономических сил наемных работников и работодателей. Эта вражда принесла людям больше бед, чем стихийные бедствия и даже войны, которые длятся несколько лет, максимум десятилетий.

Только в XX веке стали вырисовываться контуры нового общества социальной рыночной экономики. [19; с.64]

Социальная рыночная экономика — общественное устройство, при котором государство активно поддерживает развитие свободной конкуренции, способствует ослаблению конфликтов между наемными работниками и работодателями, а также реализует обширные программы поддержки социально незащищенных групп граждан.

Рынок труда — это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг. В нем противостоят друг другу те, кто желает работать (занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров, услуг. Таким образом, рынок труда охватывает всю сферу наемного труда.

Как и на любом рынке, количество реализованного товара (уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако рынок труда существенно отличается от других рынков.

1. Неотделимость нрав собственности на товар: труда от его владельца. Во время сделки на обычном рынке покупатель платит установленную цену за приобретение права собственности на покупаемый товар. Поскольку рабочая сила неотделима от своего носителя (человека), в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения: на рынке труда покупатель, приобретая право собственности на использование трудовых услуг, одновременно вступает в контакт со свободным человеком, права которого он обязан соблюдать.

2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. На типичном рынке контакт между агентами сделки краток и носит обезличенный характер, в то время как сделки на рынке труда предполагают наличие длительных отношений между работником и работодателем. Кроме того, в отличие от других факторов производства, человек трудится с разной отдачей, сам контролирует качество своей работы, может демонстрировать большую или меньшую лояльность в отношении нанимателя.

3. Важность роли широкого круга вопросов сделки, носящих неденежный характер. В ряде случаев неденежные аспекты сделки могут быть более важны и являться определяющими по сравнению с размером заработка. Такими факторами могут быть:

• содержание и условия труда;

• взаимоотношения в коллективе;

• гарантии сохранения рабочего места;

• перспективы профессионального роста и продвижения по служебной лестнице.

4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода, регулирующих деятельность агентов на рынке труда, таких, как:

• система трудового законодательства (ТК РФ), регламентирующая условия найма, оплаты, увольнения, предоставления определенных прав и другие вопросы;

• государственные программы в области труда и занятости;

• различные учреждения регулирования занятости;

• профсоюзы и другие организации наемных работников.

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и предъявляет свои особые требования к претендентам.

6. Несовершенство информации. Несмотря на большое количество организационных структур, предоставляющих информацию о вакансиях и работниках, информация о работниках остается несовершенной, так как никакие формальные данные, дипломы, рекомендации не могут однозначно охарактеризовать потенциального работника, также и предлагаемую работу человек может оценить, только проработав какое-то время. [14; с.184]

 

1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда

 

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

В последние годы во многих странах мира органы государственного управления все активнее привлекают частный бизнес, его средства и организационные возможности к решению стратегически важных для страны и ее регионов задач посредством механизма так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). Россия не стала исключением.

Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).

Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере[24. C. 32].

Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.

Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:

1) удовлетворяет потребности  общественного сектора, используя  или заимствуя ресурсы частного сектора;

2) поддерживает государственные  полномочия и функции, при этом  предоставляя услуги совместно  с частным сектором;

3) состоит из двух или  более сторон, работающих ради  достижения совместных целей. Участниками  ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:

· разделяют полномочия и ответственность;

· функционируют на равных;

· совместно затрачивают время и ресурсы;

· разделяют инвестиции, риски и выгоды;

· поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;

· имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.

В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства[24. C. 33].

Формы частно-государственного партнёрства в сфере высшего образования должны учитывать специфику учебного процесса, а также профессиональную направленность подготовки специалистов с высшим образованием. Договор подготовки специалиста с высшим образованием на наш взгляд должен предусматривать реализацию широкого спектра профессиональных программ, что не должно противоречить законодательно-правовой базе предоставления услуг в сфере образования. Договор должен учитывать тот факт, что образовательная деятельность на базе частно-государственного партнёрства носит отчётливо выраженный прикладной характер, но это не исключает значимость воспитательных задач в процессе обучения и подчинения учебного процесса общей идеологии обучения и воспитания.

Договор должен отражать гибкие формы образовательного процесса, предусматривающие более широкий спектр практики и использование блочно-модульного принципа обучения.

Договор на подготовку специалистов с высшим образованием должен предусмотреть возможность заключения его с развитой сетью образовательных учреждений, но прошедших жёсткий отбор при аттестации высших учебных заведений и обеспечивающих высокое качество подготовки специалистов. Высокое качество подготовки специалистов в вузе зависит от внутреннего научного потенциала профессорско-преподавательского состава, прошедшего в свою очередь современные виды переподготовки и обеспечивающего необходимый уровень научных, методических, педагогических и профессиональных исследований[24. C. 32].

Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации