Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Частно-государственное партнёрство по подготовке специалистов с высшим образованием следует на наш взгляд осуществлять на базе вузов и партнёрство должно носить стабильный и долговременный характер. Долговременность функционирования частно-государственного партнёрства в сфере высшего образования может быть обеспечена как долговременностью реализации учебного проекта по подготовке специалистов, востребованных в сфере деятельности организации и фирм в частном секторе, а также создания механизма управления партнёрством. В будущем не маловажное значение будет играть и такой фактор развития  вузовского частно-государственного партнёрства как развитие партнёрского  взаимодействия вузов различных стран. Это будет в большей степени способствовать формированию как базовых, так и профессиональных компетенций специалистов-выпускников, отвечающих как современным, так и будущим потребностям общества в высококвалифицированных работниках.

Рынок образовательных услуг, призванный поставлять работников на рынок труда, переживает в настоящее время период коррекции, что связано с переходом на двухуровневую систему подготовки в вузах (бакалавр и магистр), утверждением новых образовательных стандартов, введением в действие нового Федерального закона «Об образовании»[1], направленного на коммерциализацию российского образования и т.д. В силу чего рынок образования слабо отвечает требованиям экономики, а его развитие происходит, преимущественно, за счёт роста платных образовательных услуг, которые предоставляются в зависимости от спроса на них только со стороны поступающих без учета потребностей рынка труда.

В результате происходит значительное отставание предложений по количеству и качеству подготавливаемых специалистов со стороны образовательных учреждений от спроса на них со стороны работодателей. Кроме того, образовательная сфера и рынок труда довольно слабо коррелируют между собой в рамках соответствия классификации профессий и образовательных стандартов по большому ряду специальностей[24. C. 33].

Не менее важная проблема - низкий уровень практической подготовки выпускников образовательных учреждений, в результате чего квалификация выпускаемых специалистов в большинстве своем не соответствует современным требованиям рынка труда. По оценкам работодателей, в подготовке выпускников системы профессионального образования имеются многочисленные дефекты в теоретической и практической подготовке, что порождает ситуацию, когда они не готовы работать по специальности сразу же после окончания техникума или вуза, поскольку им требуется либо переобучение на специальных курсах, либо наставничество опытных специалистов на местах. Это свидетельствует о наличии в практике подготовки кадров серьезного разрыва между потребностями работодателей в профессиональных компетенциях и реальным качеством подготовки специалистов.

Причины возникновения данных диспропорций кроются в том, что образовательные учреждения развиваются в отрыве от реального производства, что, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования процесса управления сферами труда и образования с позиции приведения их в соответствие с требованиями современного развития экономики.

Существующие направления совершенствования взаимодействия рассматриваемых рынков ориентированы, как правило, на улучшение условий функционирования каждого из них, причём в большинстве случаев, на основе усиления роли государства. Однако, на наш взгляд, привлечение только госструктур к решению вопросов сбалансированного, взаимообусловленного и скоординированного развития рассматриваемых рынков хотя и является необходимым условием, но, всё-таки, недостаточным, так как роль государства связана, в основном, с выполнением законодательной, регулирующей и правозащитной функций, обеспечивающих условия функционирования рынков труда и образовательных услуг. Проводником государственной политики выступает предпринимательский сектор, который формирует спрос на специалистов на рынке труда. В то время как эффективность развития рынка образования определяется, главным образом, согласованностью действий государства и предпринимательского сектора, где государство задает стандарты подготовки и параметры численности специалистов, а бизнес выступает потребителем.

Реализация задачи активного внедрения государственно-частного партнерства в сферу образования связано, прежде всего, с рядом изменений в деятельности образовательных учреждений, обеспечивающих более перспективные позиции на рынке образовательных услуг за счет следующих мероприятий:

изменения требований к формированию образовательных стандартов с учетом конкретных потребностей работодателей;

обязательное включение в процесс обучения учащихся в образовательных учреждениях производственных практик и стажировок на предприятиях по профилю обучения;

развитие системы маркетинга специальностей для подготовки специалистов на основе прогнозирования развития технологий [3, с. 152].

При формировании ГЧП в образовании решается ряд вопросов, усиливающих взаимодействие рынка образования и рынка труда. В первую очередь выстраивается механизм заказа, т.е. происходит четкое формулирование требований работодателей по количеству и качеству специалистов, что способствует регулированию того сегмента рынка труда, в рамках которого был создан совместный образовательный проект.

Наличие четких ориентиров, задаваемых в рамках партнерства образования и бизнеса, должно быть оформлено законодательно, что значительно повысит качественный уровень развития отношений между образовательными учреждениями и представителями бизнес- сообщества. Законодательство должно учитывать несколько основных факторов развития сферы высшего образования, в том числе: введение новых образовательных технологий; усиление прикладной исследовательской направленности обучения; более тесную связь с производственным сектором.

Кроме того, требуется установление законодательно определенных форм взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур, где учебные заведения должны получить право самостоятельно выступать учредителем новых организационных структур совместно с бизнесом. Это позволит осуществить привлечение предпринимателей бизнеса не только к формированию профессиональных стандартов в сфере образования, но и к участию в контроле и регулировании качества профессионального обучения.

 

2 Проблемы развития рынка  труда в Российской Федерации

2.1 Основные показатели  рынка труда в РФ

 

Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке — после длительного периода командно-административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода.

На состояние российского рынка труда влияют социально-экономические процессы, происходящие в стране в последнее десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки в возрасте от 14 лет[2, с. 115].

Таб.1. - Занятое население по возрасту

                     

Тыс. человек

 

Всего

в том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

15-19

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего

                       

2012 январь

70124

417

5818

10021

9484

8921

8244

8678

9364

6098

3079

40,2

2012 февраль

70099

418

5929

10059

9329

8991

8226

8678

9244

6125

3099

40,2

2012 март

70005

490

5702

9988

9261

9002

8180

8713

9481

6134

3055

40,3

2012 апрель

71021

426

5733

10192

9497

9200

8307

8774

9523

6196

3173

40,3

2012 май

72361

485

5890

10236

9563

9186

8442

8825

9693

6445

3596

40,5

2012 июнь

72441

483

5817

10434

9599

9190

8372

8848

9662

6582

3453

40,4

2012 июль

72476

801

6088

10315

9559

9052

8358

8875

9534

6425

3470

40,2

2012 август

72757

658

6386

10292

9538

9155

8406

8810

9635

6401

3477

40,2

2012 сентябрь

72385

577

6233

10341

9482

9148

8347

8781

9627

6370

3479

40,3

2012 октябрь

71697

513

6047

10143

9526

8990

8412

8877

9688

6251

3251

40,3

2012 ноябрь

71639

435

6064

10164

9600

9196

8328

8876

9608

6211

3156

40,2

2012 декабрь

71540

408

5939

10247

9570

9214

8375

8863

9644

6146

3134

40,2

2013 январь

70730

477

6022

10062

9485

9042

8248

8714

9303

6161

3214

40,2

2013 февраль

71001

421

5980

10090

9390

9066

8240

8720

9550

6251

3294

40,4

2013 март

70967

443

5912

10189

9498

9047

8254

8826

9452

6195

3151

40,3

2013 апрель

71121

484

5822

10174

9416

9105

8317

8769

9476

6246

3312

40,3

2013 май

71652

472

5897

10162

9540

9180

8320

8834

9471

6354

3423

40,4

2013 июнь

71427

574

6119

10116

9383

9004

8261

8788

9410

6306

3465

40,3

2013 июль

71816

640

6201

10076

9279

9032

8252

8846

9482

6444

3565

40,4

2013 август

72399

652

6351

10120

9507

9163

8266

8854

9661

6346

3479

40,2

2013 сентябрь

71761

458

6112

10122

9415

9097

8351

8842

9403

6389

3572

40,4

2013 октябрь

71544

590

6281

10083

9300

9019

8292

8804

9556

6228

3392

40,2

2013 ноябрь

71370

465

6261

10113

9541

9138

8285

8723

9397

6291

3156

40,2

2013 декабрь

70908

416

6134

10133

9306

9073

8184

8783

9461

6227

3193

40,2

Мужчины

                       

2012 январь

35811

272

3255

5385

4973

4500

4089

4148

4387

3245

1556

39,8

2012 февраль

35647

234

3336

5413

4858

4508

4032

4129

4362

3200

1576

39,8

2012 март

35590

322

3217

5372

4850

4464

4006

4133

4419

3255

1551

39,8

2012 апрель

36374

284

3234

5542

5010

4608

4091

4172

4485

3291

1658

39,9

2012 май

36668

301

3313

5485

4942

4609

4130

4184

4565

3333

1807

40,0

2012 июнь

36865

281

3244

5606

4998

4615

4150

4208

4529

3411

1823

40,0

2012 июль

36868

476

3421

5585

5048

4535

4102

4223

4489

3269

1720

39,7

2012 август

37235

405

3552

5580

5050

4621

4130

4243

4504

3401

1750

39,7

2012 сентябрь

36889

370

3558

5552

4954

4570

4131

4156

4522

3326

1749

39,8

2012 октябрь

36530

321

3361

5521

5011

4497

4135

4213

4519

3285

1666

39,8

2012 ноябрь

36658

257

3405

5561

5008

4602

4087

4248

4531

3320

1639

39,8

2012 декабрь

36512

275

3370

5555

5000

4635

4122

4236

4508

3255

1557

39,7

2013 январь

36045

296

3359

5493

4934

4526

4110

4121

4374

3228

1604

39,7

2013 февраль

36249

287

3374

5483

4944

4584

4065

4156

4462

3251

1644

39,8

2013 март

36233

281

3312

5487

4964

4545

4058

4204

4434

3285

1664

39,9

2013 апрель

36258

286

3301

5518

4970

4573

4108

4157

4418

3218

1709

39,8

2013 май

36603

313

3333

5510

5037

4598

4109

4247

4441

3303

1711

39,9

2013 июнь

36462

358

3403

5552

4984

4576

4040

4160

4405

3255

1728

39,7

2013 июль

36652

373

3456

5485

4969

4557

4086

4226

4440

3365

1694

39,8

2013 август

36931

389

3557

5513

5006

4582

4036

4242

4546

3343

1718

39,7

2013 сентябрь

36553

261

3419

5603

4984

4593

4088

4216

4372

3296

1721

39,8

2013 октябрь

36832

334

3595

5557

5008

4567

4118

4171

4527

3259

1698

39,7

2013 ноябрь

36643

290

3618

5556

5060

4592

4074

4150

4411

3266

1626

39,6

2013 декабрь

36278

245

3459

5489

4881

4555

4032

4234

4462

3261

1660

39,8

Женщины

                       

2012 январь

34313

145

2563

4635

4511

4421

4155

4530

4977

2853

1523

40,7

2012 февраль

34452

184

2593

4646

4471

4484

4194

4549

4882

2926

1524

40,7

2012 март

34415

168

2485

4616

4410

4538

4174

4580

5061

2878

1504

40,8

2012 апрель

34647

142

2499

4650

4487

4592

4216

4602

5039

2905

1515

40,8

2012 май

35693

184

2577

4751

4621

4576

4312

4642

5128

3112

1790

41,0

2012 июнь

35576

202

2573

4828

4601

4575

4223

4639

5134

3171

1630

40,9

2012 июль

35609

325

2667

4730

4512

4517

4255

4652

5045

3156

1750

40,8

2012 август

35522

254

2834

4712

4488

4534

4276

4567

5130

3000

1727

40,7

2012 сентябрь

35497

207

2675

4789

4528

4578

4216

4625

5105

3044

1730

40,8

2012 октябрь

35168

192

2686

4622

4515

4493

4277

4663

5169

2965

1585

40,8

2012 ноябрь

34981

178

2659

4603

4592

4594

4241

4628

5077

2891

1517

40,7

2012 декабрь

35028

133

2570

4692

4569

4579

4253

4627

5136

2891

1577

40,8

2013 январь

34685

181

2663

4569

4551

4516

4139

4594

4929

2933

1610

40,7

2013 февраль

34752

134

2606

4607

4446

4481

4175

4564

5088

3000

1650

40,9

2013 март

34734

162

2600

4703

4534

4502

4197

4622

5018

2910

1487

40,7

2013 апрель

34863

198

2521

4656

4447

4532

4210

4613

5058

3028

1602

40,9

2013 май

35049

159

2564

4652

4502

4582

4212

4587

5029

3051

1712

40,9

2013 июнь

34965

216

2716

4563

4398

4428

4221

4628

5005

3051

1737

40,9

2013 июль

35165

267

2744

4591

4310

4474

4166

4620

5042

3079

1871

41,0

2013 август

35468

263

2794

4607

4501

4582

4230

4613

5115

3003

1761

40,8

2013 сентябрь

35208

197

2693

4519

4431

4504

4263

4626

5031

3093

1851

41,0

2013 октябрь

34712

256

2686

4526

4291

4452

4174

4633

5029

2969

1694

40,9

2013 ноябрь

34728

175

2643

4557

4481

4546

4211

4573

4986

3025

1531

40,8

2013 декабрь

34630

171

2675

4644

4425

4518

4152

4548

4998

2966

1532

40,7

В среднем за период

                 

Всего

                       

I квартал 2012

70076

441

5816

10023

9358

8972

8217

8690

9363

6119

3077

40,3

II квартал 2012

71941

465

5813

10287

9553

9192

8374

8816

9626

6408

3408

40,4

III квартал 2012

72540

679

6236

10316

9526

9118

8370

8822

9599

6399

3475

40,3

IV квартал 2012

71625

452

6017

10185

9565

9134

8372

8872

9646

6203

3180

40,3

I квартал 2013

70899

447

5971

10114

9458

9052

8247

8754

9435

6202

3220

40,3

II квартал 2013

71400

510

5946

10151

9446

9096

8300

8797

9452

6302

3400

40,3

III квартал 2013

71992

584

6221

10106

9400

9097

8290

8847

9515

6393

3539

40,3

IV квартал 2013

71274

490

6225

10110

9382

9077

8254

8770

9471

6248

3247

40,2

2012 год

71545

509

5971

10203

9501

9104

8333

8800

9559

6282

3285

40,3

2013 год

71391

508

6091

10120

9422

9081

8273

8792

9468

6286

3351

40,3

Мужчины

                       

I квартал 2012

35683

276

3269

5390

4894

4491

4043

4137

4390

3234

1561

39,8

II квартал 2012

36636

289

3263

5544

4983

4611

4124

4188

4526

3345

1763

40,0

III квартал 2012

36997

417

3510

5572

5017

4576

4121

4207

4505

3332

1740

39,7

IV квартал 2012

36566

284

3379

5546

5006

4578

4115

4232

4519

3287

1621

39,8

I квартал 2013

36176

288

3348

5487

4948

4552

4077

4160

4423

3255

1637

39,8

II квартал 2013

36441

319

3346

5527

4997

4582

4086

4188

4421

3259

1716

39,8

III квартал 2013

36712

341

3477

5534

4986

4577

4070

4228

4453

3335

1711

39,7

IV квартал 2013

36584

290

3557

5534

4983

4571

4074

4185

4467

3262

1661

39,7

2012 год

36470

316

3355

5513

4975

4564

4101

4191

4485

3299

1671

39,8

2013 год

36478

309

3432

5520

4979

4571

4077

4190

4441

3277

1681

39,8

Женщины

                       

I квартал 2012

34393

166

2547

4632

4464

4481

4174

4553

4974

2886

1517

40,7

II квартал 2012

35305

176

2550

4743

4570

4581

4250

4628

5100

3063

1645

40,9

III квартал 2012

35542

262

2725

4743

4509

4543

4249

4615

5093

3067

1736

40,8

IV квартал 2012

35059

168

2638

4639

4559

4555

4257

4640

5127

2916

1560

40,8

I квартал 2013

34724

159

2623

4626

4510

4500

4170

4593

5012

2947

1582

40,8

II квартал 2013

34959

191

2600

4624

4449

4514

4214

4609

5031

3043

1684

40,9

III квартал 2013

35280

242

2744

4572

4414

4520

4220

4619

5063

3058

1828

40,9

IV квартал 2013

34690

200

2668

4576

4399

4506

4179

4585

5004

2987

1586

40,8

2012 год

35075

193

2615

4690

4525

4540

4233

4609

5074

2983

1614

40,8

2013 год

34913

198

2659

4600

4443

4510

4196

4602

5027

3009

1670

40,8


 

Доля трудоспособного населения зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста.

Анализ региональной структуры населения по возрастным труппам показывает, что в среднем по РФ доля старших возрастов превышает долю молодых возрастов, однако в шести районах (Северном, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) доля населения моложе трудоспособного возраста сохраняется высокой по сравнению с долей населения старших возрастов. Противоположный процесс характерен для пяти экономических районов (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Поволжский) и Калининградской обл.

Самая высокая доля трудоспособного населения (64,1%) на Дальнем Востоке, а самая низкая (56,6%) в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах. Самая высокая доля молодых возрастов в Восточной Сибири (29,9%) и на Северном Кавказе (29,8%).

Лидеры по доле лиц старших возрастов также два района — Центрально-черноземный (24,8%) и Центральный (24,3%). Таким образом, определенный резерв пополнения трудовых ресурсов в России имеется, их формирование будет зависеть от проводимой социально-экономической политики и будущих законодательных решений[2, с. 115].

Для того чтобы оценить современное состояние российского рынка труда, следует рассмотреть его основную категорию — экономически активное население. Это часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.

Характеристику рынка труда дополняют производные показатели экономически активного населения: уровень его активности и уровень занятости населения.

Уровень экономической активности населения в определенных возрастных группах представляет собой отношение численности экономически активного населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы

Анализ изменений на российском рынке труда опирается на оценку перемещения населения между тремя альтернативными состояниями рынка труда (или категориями занятости): занятости, безработицы и экономической неактивности[26]

К категории занятых относится трудоспособное население в возрасте от 16 лет и старше, которые имеют работу, находятся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, включая работающих студентов и пенсионеров.

Уровень занятости населения в определенных возрастных группах — это отношение численности занятого населения к общей численности населения ответствующей возрастной группы.

К категории безработных относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:

• не имели работы (доходного занятия);

• занимались поискам работы, т. е, обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались, к администрации предприятий или работодателю, использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

• были готовы приступить к работе;

• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней[26].

К категории экономически неактивного населения относится все остальное население в возрасте 16 лет и старше.

К числу основных показателей рынка труда относится уровень безработицы, который определяется в соответствующих возрастных группах как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.

Возраст оказывает существенное влияние на динамику и интенсивность движения населения по секторам экономики и категориям занятости. Для представителей старших возрастных групп характерна наиболее низкая вероятность потери работы по всем формам занятости. Однако им присущи не только относительно стабильная занятость, но и довольно длительные периоды безработицы. После потери работы такими лицами шансы ее найти у них значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения.

Еще один важный фактор, оказывающий влияние на динамику российского рынка труда — уровень образования. С одной стороны, по всем секторам экономики с повышением уровня образования снижается риск потери работы, с другой — в случае ее потери образование может как помощь индивиду найти работу, так и препятствовать быстрому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают требования работников к условиям труда и его оплаты, более высоко оценивается духовный уровень отдачи затраченного труда и в результате период поиска подходящей работы становится более продолжительным[26].

Уровень занятых умственным трудом — это важный показатель качества трудовых ресурсов страны: специалисты с высшим образованием, администраторы и управляющие, административно-вспомогательный персонал, торговые работники.

Таб.2. - Занятое население по уровню образования и возрасту [25]

         

Тыс. человек

 

Всего

в том числе имеют образование

высшее профессио-нальное1)

среднее профессио-нальное

начальное профессио-нальное

среднее (полное) общее

основное общее

не имеют основного общего

2013 год

             

Всего

71391

22616

18400

13237

14446

2511

181

от 15 до 19 лет

508

41

63

263

121

20

от 20 до 24 лет

6091

1502

1583

1150

1597

242

17

от 25 до 29 лет

10120

4137

2194

1662

1789

314

24

от 30 до 34 лет

9422

3568

2110

1648

1727

347

22

от 35 до 39 лет

9081

3023

2201

1719

1785

334

19

от 40 до 44 лет

8273

2582

2306

1619

1530

224

13

от 45 до 49 лет

8792

2559

2496

1774

1741

206

15

от 50 до 54 лет

9468

2536

2740

1903

2016

258

15

от 55 до 59 лет

6286

1680

1793

1220

1339

241

14

от 60 до 64 лет

2513

752

722

384

510

137

8

от 65 до 72 лет

838

278

214

96

150

87

14

Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации