Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа
Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.
Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42
Частно-государственное партнёрство по подготовке специалистов с высшим образованием следует на наш взгляд осуществлять на базе вузов и партнёрство должно носить стабильный и долговременный характер. Долговременность функционирования частно-государственного партнёрства в сфере высшего образования может быть обеспечена как долговременностью реализации учебного проекта по подготовке специалистов, востребованных в сфере деятельности организации и фирм в частном секторе, а также создания механизма управления партнёрством. В будущем не маловажное значение будет играть и такой фактор развития вузовского частно-государственного партнёрства как развитие партнёрского взаимодействия вузов различных стран. Это будет в большей степени способствовать формированию как базовых, так и профессиональных компетенций специалистов-выпускников, отвечающих как современным, так и будущим потребностям общества в высококвалифицированных работниках.
Рынок образовательных услуг, призванный поставлять работников на рынок труда, переживает в настоящее время период коррекции, что связано с переходом на двухуровневую систему подготовки в вузах (бакалавр и магистр), утверждением новых образовательных стандартов, введением в действие нового Федерального закона «Об образовании»[1], направленного на коммерциализацию российского образования и т.д. В силу чего рынок образования слабо отвечает требованиям экономики, а его развитие происходит, преимущественно, за счёт роста платных образовательных услуг, которые предоставляются в зависимости от спроса на них только со стороны поступающих без учета потребностей рынка труда.
В результате происходит значительное отставание предложений по количеству и качеству подготавливаемых специалистов со стороны образовательных учреждений от спроса на них со стороны работодателей. Кроме того, образовательная сфера и рынок труда довольно слабо коррелируют между собой в рамках соответствия классификации профессий и образовательных стандартов по большому ряду специальностей[24. C. 33].
Не менее важная проблема - низкий уровень практической подготовки выпускников образовательных учреждений, в результате чего квалификация выпускаемых специалистов в большинстве своем не соответствует современным требованиям рынка труда. По оценкам работодателей, в подготовке выпускников системы профессионального образования имеются многочисленные дефекты в теоретической и практической подготовке, что порождает ситуацию, когда они не готовы работать по специальности сразу же после окончания техникума или вуза, поскольку им требуется либо переобучение на специальных курсах, либо наставничество опытных специалистов на местах. Это свидетельствует о наличии в практике подготовки кадров серьезного разрыва между потребностями работодателей в профессиональных компетенциях и реальным качеством подготовки специалистов.
Причины возникновения данных диспропорций кроются в том, что образовательные учреждения развиваются в отрыве от реального производства, что, в свою очередь, диктует необходимость совершенствования процесса управления сферами труда и образования с позиции приведения их в соответствие с требованиями современного развития экономики.
Существующие направления совершенствования взаимодействия рассматриваемых рынков ориентированы, как правило, на улучшение условий функционирования каждого из них, причём в большинстве случаев, на основе усиления роли государства. Однако, на наш взгляд, привлечение только госструктур к решению вопросов сбалансированного, взаимообусловленного и скоординированного развития рассматриваемых рынков хотя и является необходимым условием, но, всё-таки, недостаточным, так как роль государства связана, в основном, с выполнением законодательной, регулирующей и правозащитной функций, обеспечивающих условия функционирования рынков труда и образовательных услуг. Проводником государственной политики выступает предпринимательский сектор, который формирует спрос на специалистов на рынке труда. В то время как эффективность развития рынка образования определяется, главным образом, согласованностью действий государства и предпринимательского сектора, где государство задает стандарты подготовки и параметры численности специалистов, а бизнес выступает потребителем.
Реализация задачи активного внедрения государственно-частного партнерства в сферу образования связано, прежде всего, с рядом изменений в деятельности образовательных учреждений, обеспечивающих более перспективные позиции на рынке образовательных услуг за счет следующих мероприятий:
изменения требований к формированию образовательных стандартов с учетом конкретных потребностей работодателей;
обязательное включение в процесс обучения учащихся в образовательных учреждениях производственных практик и стажировок на предприятиях по профилю обучения;
развитие системы маркетинга специальностей для подготовки специалистов на основе прогнозирования развития технологий [3, с. 152].
При формировании ГЧП в образовании решается ряд вопросов, усиливающих взаимодействие рынка образования и рынка труда. В первую очередь выстраивается механизм заказа, т.е. происходит четкое формулирование требований работодателей по количеству и качеству специалистов, что способствует регулированию того сегмента рынка труда, в рамках которого был создан совместный образовательный проект.
Наличие четких ориентиров, задаваемых в рамках партнерства образования и бизнеса, должно быть оформлено законодательно, что значительно повысит качественный уровень развития отношений между образовательными учреждениями и представителями бизнес- сообщества. Законодательство должно учитывать несколько основных факторов развития сферы высшего образования, в том числе: введение новых образовательных технологий; усиление прикладной исследовательской направленности обучения; более тесную связь с производственным сектором.
Кроме того, требуется установление законодательно определенных форм взаимодействия образовательных учреждений и предпринимательских структур, где учебные заведения должны получить право самостоятельно выступать учредителем новых организационных структур совместно с бизнесом. Это позволит осуществить привлечение предпринимателей бизнеса не только к формированию профессиональных стандартов в сфере образования, но и к участию в контроле и регулировании качества профессионального обучения.
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ
Современный рынок труда в России формируется в беспрецедентно сложной обстановке — после длительного периода командно-административных методов в экономике и иждивенческого настроя общества, в условиях накапливающихся экономических проблем переходного периода.
На состояние российского рынка труда влияют социально-экономические процессы, происходящие в стране в последнее десятилетие. Просчеты в ходе экономических реформ необратимым образом отразились на демографической ситуации и трудовом потенциале страны. Одной из его составляющих является категория «трудовые ресурсы», к которой относится население страны, находящееся в трудоспособном возрасте, обладающее способностью к трудовой деятельности. В России в соответствии с законодательством к нему относятся мужчины 15-59 лет и женщины 15-54 лет, за исключением неработающих инвалидов детства, труда и войны. К трудовым ресурсам относятся также работающие пенсионеры и работающие подростки в возрасте от 14 лет[2, с. 115].
Таб.1. - Занятое население по возрасту | ||||||||||||
Тыс. человек | ||||||||||||
Всего |
в том числе в возрасте, лет |
Средний возраст, лет | ||||||||||
15-19 |
20-24 |
25-29 |
30-34 |
35-39 |
40-44 |
45-49 |
50-54 |
55-59 |
60-72 | |||
Всего |
||||||||||||
2012 январь |
70124 |
417 |
5818 |
10021 |
9484 |
8921 |
8244 |
8678 |
9364 |
6098 |
3079 |
40,2 |
2012 февраль |
70099 |
418 |
5929 |
10059 |
9329 |
8991 |
8226 |
8678 |
9244 |
6125 |
3099 |
40,2 |
2012 март |
70005 |
490 |
5702 |
9988 |
9261 |
9002 |
8180 |
8713 |
9481 |
6134 |
3055 |
40,3 |
2012 апрель |
71021 |
426 |
5733 |
10192 |
9497 |
9200 |
8307 |
8774 |
9523 |
6196 |
3173 |
40,3 |
2012 май |
72361 |
485 |
5890 |
10236 |
9563 |
9186 |
8442 |
8825 |
9693 |
6445 |
3596 |
40,5 |
2012 июнь |
72441 |
483 |
5817 |
10434 |
9599 |
9190 |
8372 |
8848 |
9662 |
6582 |
3453 |
40,4 |
2012 июль |
72476 |
801 |
6088 |
10315 |
9559 |
9052 |
8358 |
8875 |
9534 |
6425 |
3470 |
40,2 |
2012 август |
72757 |
658 |
6386 |
10292 |
9538 |
9155 |
8406 |
8810 |
9635 |
6401 |
3477 |
40,2 |
2012 сентябрь |
72385 |
577 |
6233 |
10341 |
9482 |
9148 |
8347 |
8781 |
9627 |
6370 |
3479 |
40,3 |
2012 октябрь |
71697 |
513 |
6047 |
10143 |
9526 |
8990 |
8412 |
8877 |
9688 |
6251 |
3251 |
40,3 |
2012 ноябрь |
71639 |
435 |
6064 |
10164 |
9600 |
9196 |
8328 |
8876 |
9608 |
6211 |
3156 |
40,2 |
2012 декабрь |
71540 |
408 |
5939 |
10247 |
9570 |
9214 |
8375 |
8863 |
9644 |
6146 |
3134 |
40,2 |
2013 январь |
70730 |
477 |
6022 |
10062 |
9485 |
9042 |
8248 |
8714 |
9303 |
6161 |
3214 |
40,2 |
2013 февраль |
71001 |
421 |
5980 |
10090 |
9390 |
9066 |
8240 |
8720 |
9550 |
6251 |
3294 |
40,4 |
2013 март |
70967 |
443 |
5912 |
10189 |
9498 |
9047 |
8254 |
8826 |
9452 |
6195 |
3151 |
40,3 |
2013 апрель |
71121 |
484 |
5822 |
10174 |
9416 |
9105 |
8317 |
8769 |
9476 |
6246 |
3312 |
40,3 |
2013 май |
71652 |
472 |
5897 |
10162 |
9540 |
9180 |
8320 |
8834 |
9471 |
6354 |
3423 |
40,4 |
2013 июнь |
71427 |
574 |
6119 |
10116 |
9383 |
9004 |
8261 |
8788 |
9410 |
6306 |
3465 |
40,3 |
2013 июль |
71816 |
640 |
6201 |
10076 |
9279 |
9032 |
8252 |
8846 |
9482 |
6444 |
3565 |
40,4 |
2013 август |
72399 |
652 |
6351 |
10120 |
9507 |
9163 |
8266 |
8854 |
9661 |
6346 |
3479 |
40,2 |
2013 сентябрь |
71761 |
458 |
6112 |
10122 |
9415 |
9097 |
8351 |
8842 |
9403 |
6389 |
3572 |
40,4 |
2013 октябрь |
71544 |
590 |
6281 |
10083 |
9300 |
9019 |
8292 |
8804 |
9556 |
6228 |
3392 |
40,2 |
2013 ноябрь |
71370 |
465 |
6261 |
10113 |
9541 |
9138 |
8285 |
8723 |
9397 |
6291 |
3156 |
40,2 |
2013 декабрь |
70908 |
416 |
6134 |
10133 |
9306 |
9073 |
8184 |
8783 |
9461 |
6227 |
3193 |
40,2 |
Мужчины |
||||||||||||
2012 январь |
35811 |
272 |
3255 |
5385 |
4973 |
4500 |
4089 |
4148 |
4387 |
3245 |
1556 |
39,8 |
2012 февраль |
35647 |
234 |
3336 |
5413 |
4858 |
4508 |
4032 |
4129 |
4362 |
3200 |
1576 |
39,8 |
2012 март |
35590 |
322 |
3217 |
5372 |
4850 |
4464 |
4006 |
4133 |
4419 |
3255 |
1551 |
39,8 |
2012 апрель |
36374 |
284 |
3234 |
5542 |
5010 |
4608 |
4091 |
4172 |
4485 |
3291 |
1658 |
39,9 |
2012 май |
36668 |
301 |
3313 |
5485 |
4942 |
4609 |
4130 |
4184 |
4565 |
3333 |
1807 |
40,0 |
2012 июнь |
36865 |
281 |
3244 |
5606 |
4998 |
4615 |
4150 |
4208 |
4529 |
3411 |
1823 |
40,0 |
2012 июль |
36868 |
476 |
3421 |
5585 |
5048 |
4535 |
4102 |
4223 |
4489 |
3269 |
1720 |
39,7 |
2012 август |
37235 |
405 |
3552 |
5580 |
5050 |
4621 |
4130 |
4243 |
4504 |
3401 |
1750 |
39,7 |
2012 сентябрь |
36889 |
370 |
3558 |
5552 |
4954 |
4570 |
4131 |
4156 |
4522 |
3326 |
1749 |
39,8 |
2012 октябрь |
36530 |
321 |
3361 |
5521 |
5011 |
4497 |
4135 |
4213 |
4519 |
3285 |
1666 |
39,8 |
2012 ноябрь |
36658 |
257 |
3405 |
5561 |
5008 |
4602 |
4087 |
4248 |
4531 |
3320 |
1639 |
39,8 |
2012 декабрь |
36512 |
275 |
3370 |
5555 |
5000 |
4635 |
4122 |
4236 |
4508 |
3255 |
1557 |
39,7 |
2013 январь |
36045 |
296 |
3359 |
5493 |
4934 |
4526 |
4110 |
4121 |
4374 |
3228 |
1604 |
39,7 |
2013 февраль |
36249 |
287 |
3374 |
5483 |
4944 |
4584 |
4065 |
4156 |
4462 |
3251 |
1644 |
39,8 |
2013 март |
36233 |
281 |
3312 |
5487 |
4964 |
4545 |
4058 |
4204 |
4434 |
3285 |
1664 |
39,9 |
2013 апрель |
36258 |
286 |
3301 |
5518 |
4970 |
4573 |
4108 |
4157 |
4418 |
3218 |
1709 |
39,8 |
2013 май |
36603 |
313 |
3333 |
5510 |
5037 |
4598 |
4109 |
4247 |
4441 |
3303 |
1711 |
39,9 |
2013 июнь |
36462 |
358 |
3403 |
5552 |
4984 |
4576 |
4040 |
4160 |
4405 |
3255 |
1728 |
39,7 |
2013 июль |
36652 |
373 |
3456 |
5485 |
4969 |
4557 |
4086 |
4226 |
4440 |
3365 |
1694 |
39,8 |
2013 август |
36931 |
389 |
3557 |
5513 |
5006 |
4582 |
4036 |
4242 |
4546 |
3343 |
1718 |
39,7 |
2013 сентябрь |
36553 |
261 |
3419 |
5603 |
4984 |
4593 |
4088 |
4216 |
4372 |
3296 |
1721 |
39,8 |
2013 октябрь |
36832 |
334 |
3595 |
5557 |
5008 |
4567 |
4118 |
4171 |
4527 |
3259 |
1698 |
39,7 |
2013 ноябрь |
36643 |
290 |
3618 |
5556 |
5060 |
4592 |
4074 |
4150 |
4411 |
3266 |
1626 |
39,6 |
2013 декабрь |
36278 |
245 |
3459 |
5489 |
4881 |
4555 |
4032 |
4234 |
4462 |
3261 |
1660 |
39,8 |
Женщины |
||||||||||||
2012 январь |
34313 |
145 |
2563 |
4635 |
4511 |
4421 |
4155 |
4530 |
4977 |
2853 |
1523 |
40,7 |
2012 февраль |
34452 |
184 |
2593 |
4646 |
4471 |
4484 |
4194 |
4549 |
4882 |
2926 |
1524 |
40,7 |
2012 март |
34415 |
168 |
2485 |
4616 |
4410 |
4538 |
4174 |
4580 |
5061 |
2878 |
1504 |
40,8 |
2012 апрель |
34647 |
142 |
2499 |
4650 |
4487 |
4592 |
4216 |
4602 |
5039 |
2905 |
1515 |
40,8 |
2012 май |
35693 |
184 |
2577 |
4751 |
4621 |
4576 |
4312 |
4642 |
5128 |
3112 |
1790 |
41,0 |
2012 июнь |
35576 |
202 |
2573 |
4828 |
4601 |
4575 |
4223 |
4639 |
5134 |
3171 |
1630 |
40,9 |
2012 июль |
35609 |
325 |
2667 |
4730 |
4512 |
4517 |
4255 |
4652 |
5045 |
3156 |
1750 |
40,8 |
2012 август |
35522 |
254 |
2834 |
4712 |
4488 |
4534 |
4276 |
4567 |
5130 |
3000 |
1727 |
40,7 |
2012 сентябрь |
35497 |
207 |
2675 |
4789 |
4528 |
4578 |
4216 |
4625 |
5105 |
3044 |
1730 |
40,8 |
2012 октябрь |
35168 |
192 |
2686 |
4622 |
4515 |
4493 |
4277 |
4663 |
5169 |
2965 |
1585 |
40,8 |
2012 ноябрь |
34981 |
178 |
2659 |
4603 |
4592 |
4594 |
4241 |
4628 |
5077 |
2891 |
1517 |
40,7 |
2012 декабрь |
35028 |
133 |
2570 |
4692 |
4569 |
4579 |
4253 |
4627 |
5136 |
2891 |
1577 |
40,8 |
2013 январь |
34685 |
181 |
2663 |
4569 |
4551 |
4516 |
4139 |
4594 |
4929 |
2933 |
1610 |
40,7 |
2013 февраль |
34752 |
134 |
2606 |
4607 |
4446 |
4481 |
4175 |
4564 |
5088 |
3000 |
1650 |
40,9 |
2013 март |
34734 |
162 |
2600 |
4703 |
4534 |
4502 |
4197 |
4622 |
5018 |
2910 |
1487 |
40,7 |
2013 апрель |
34863 |
198 |
2521 |
4656 |
4447 |
4532 |
4210 |
4613 |
5058 |
3028 |
1602 |
40,9 |
2013 май |
35049 |
159 |
2564 |
4652 |
4502 |
4582 |
4212 |
4587 |
5029 |
3051 |
1712 |
40,9 |
2013 июнь |
34965 |
216 |
2716 |
4563 |
4398 |
4428 |
4221 |
4628 |
5005 |
3051 |
1737 |
40,9 |
2013 июль |
35165 |
267 |
2744 |
4591 |
4310 |
4474 |
4166 |
4620 |
5042 |
3079 |
1871 |
41,0 |
2013 август |
35468 |
263 |
2794 |
4607 |
4501 |
4582 |
4230 |
4613 |
5115 |
3003 |
1761 |
40,8 |
2013 сентябрь |
35208 |
197 |
2693 |
4519 |
4431 |
4504 |
4263 |
4626 |
5031 |
3093 |
1851 |
41,0 |
2013 октябрь |
34712 |
256 |
2686 |
4526 |
4291 |
4452 |
4174 |
4633 |
5029 |
2969 |
1694 |
40,9 |
2013 ноябрь |
34728 |
175 |
2643 |
4557 |
4481 |
4546 |
4211 |
4573 |
4986 |
3025 |
1531 |
40,8 |
2013 декабрь |
34630 |
171 |
2675 |
4644 |
4425 |
4518 |
4152 |
4548 |
4998 |
2966 |
1532 |
40,7 |
В среднем за период |
||||||||||||
Всего |
||||||||||||
I квартал 2012 |
70076 |
441 |
5816 |
10023 |
9358 |
8972 |
8217 |
8690 |
9363 |
6119 |
3077 |
40,3 |
II квартал 2012 |
71941 |
465 |
5813 |
10287 |
9553 |
9192 |
8374 |
8816 |
9626 |
6408 |
3408 |
40,4 |
III квартал 2012 |
72540 |
679 |
6236 |
10316 |
9526 |
9118 |
8370 |
8822 |
9599 |
6399 |
3475 |
40,3 |
IV квартал 2012 |
71625 |
452 |
6017 |
10185 |
9565 |
9134 |
8372 |
8872 |
9646 |
6203 |
3180 |
40,3 |
I квартал 2013 |
70899 |
447 |
5971 |
10114 |
9458 |
9052 |
8247 |
8754 |
9435 |
6202 |
3220 |
40,3 |
II квартал 2013 |
71400 |
510 |
5946 |
10151 |
9446 |
9096 |
8300 |
8797 |
9452 |
6302 |
3400 |
40,3 |
III квартал 2013 |
71992 |
584 |
6221 |
10106 |
9400 |
9097 |
8290 |
8847 |
9515 |
6393 |
3539 |
40,3 |
IV квартал 2013 |
71274 |
490 |
6225 |
10110 |
9382 |
9077 |
8254 |
8770 |
9471 |
6248 |
3247 |
40,2 |
2012 год |
71545 |
509 |
5971 |
10203 |
9501 |
9104 |
8333 |
8800 |
9559 |
6282 |
3285 |
40,3 |
2013 год |
71391 |
508 |
6091 |
10120 |
9422 |
9081 |
8273 |
8792 |
9468 |
6286 |
3351 |
40,3 |
Мужчины |
||||||||||||
I квартал 2012 |
35683 |
276 |
3269 |
5390 |
4894 |
4491 |
4043 |
4137 |
4390 |
3234 |
1561 |
39,8 |
II квартал 2012 |
36636 |
289 |
3263 |
5544 |
4983 |
4611 |
4124 |
4188 |
4526 |
3345 |
1763 |
40,0 |
III квартал 2012 |
36997 |
417 |
3510 |
5572 |
5017 |
4576 |
4121 |
4207 |
4505 |
3332 |
1740 |
39,7 |
IV квартал 2012 |
36566 |
284 |
3379 |
5546 |
5006 |
4578 |
4115 |
4232 |
4519 |
3287 |
1621 |
39,8 |
I квартал 2013 |
36176 |
288 |
3348 |
5487 |
4948 |
4552 |
4077 |
4160 |
4423 |
3255 |
1637 |
39,8 |
II квартал 2013 |
36441 |
319 |
3346 |
5527 |
4997 |
4582 |
4086 |
4188 |
4421 |
3259 |
1716 |
39,8 |
III квартал 2013 |
36712 |
341 |
3477 |
5534 |
4986 |
4577 |
4070 |
4228 |
4453 |
3335 |
1711 |
39,7 |
IV квартал 2013 |
36584 |
290 |
3557 |
5534 |
4983 |
4571 |
4074 |
4185 |
4467 |
3262 |
1661 |
39,7 |
2012 год |
36470 |
316 |
3355 |
5513 |
4975 |
4564 |
4101 |
4191 |
4485 |
3299 |
1671 |
39,8 |
2013 год |
36478 |
309 |
3432 |
5520 |
4979 |
4571 |
4077 |
4190 |
4441 |
3277 |
1681 |
39,8 |
Женщины |
||||||||||||
I квартал 2012 |
34393 |
166 |
2547 |
4632 |
4464 |
4481 |
4174 |
4553 |
4974 |
2886 |
1517 |
40,7 |
II квартал 2012 |
35305 |
176 |
2550 |
4743 |
4570 |
4581 |
4250 |
4628 |
5100 |
3063 |
1645 |
40,9 |
III квартал 2012 |
35542 |
262 |
2725 |
4743 |
4509 |
4543 |
4249 |
4615 |
5093 |
3067 |
1736 |
40,8 |
IV квартал 2012 |
35059 |
168 |
2638 |
4639 |
4559 |
4555 |
4257 |
4640 |
5127 |
2916 |
1560 |
40,8 |
I квартал 2013 |
34724 |
159 |
2623 |
4626 |
4510 |
4500 |
4170 |
4593 |
5012 |
2947 |
1582 |
40,8 |
II квартал 2013 |
34959 |
191 |
2600 |
4624 |
4449 |
4514 |
4214 |
4609 |
5031 |
3043 |
1684 |
40,9 |
III квартал 2013 |
35280 |
242 |
2744 |
4572 |
4414 |
4520 |
4220 |
4619 |
5063 |
3058 |
1828 |
40,9 |
IV квартал 2013 |
34690 |
200 |
2668 |
4576 |
4399 |
4506 |
4179 |
4585 |
5004 |
2987 |
1586 |
40,8 |
2012 год |
35075 |
193 |
2615 |
4690 |
4525 |
4540 |
4233 |
4609 |
5074 |
2983 |
1614 |
40,8 |
2013 год |
34913 |
198 |
2659 |
4600 |
4443 |
4510 |
4196 |
4602 |
5027 |
3009 |
1670 |
40,8 |
Доля трудоспособного населения зависит от ее пополнения населением моложе трудоспособного возраста.
Анализ региональной структуры населения по возрастным труппам показывает, что в среднем по РФ доля старших возрастов превышает долю молодых возрастов, однако в шести районах (Северном, Северо-Кавказском, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном) доля населения моложе трудоспособного возраста сохраняется высокой по сравнению с долей населения старших возрастов. Противоположный процесс характерен для пяти экономических районов (Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный и Поволжский) и Калининградской обл.
Самая высокая доля трудоспособного населения (64,1%) на Дальнем Востоке, а самая низкая (56,6%) в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах. Самая высокая доля молодых возрастов в Восточной Сибири (29,9%) и на Северном Кавказе (29,8%).
Лидеры по доле лиц старших возрастов также два района — Центрально-черноземный (24,8%) и Центральный (24,3%). Таким образом, определенный резерв пополнения трудовых ресурсов в России имеется, их формирование будет зависеть от проводимой социально-экономической политики и будущих законодательных решений[2, с. 115].
Для того чтобы оценить современное состояние российского рынка труда, следует рассмотреть его основную категорию — экономически активное население. Это часть населения, включающая в себя занятых общественно-полезной деятельностью, приносящей доход, и безработных, активно ищущих работу и готовых приступить к ней.
Характеристику рынка труда дополняют производные показатели экономически активного населения: уровень его активности и уровень занятости населения.
Уровень экономической активности населения в определенных возрастных группах представляет собой отношение численности экономически активного населения к общей численности населения соответствующей возрастной группы
Анализ изменений на российском рынке труда опирается на оценку перемещения населения между тремя альтернативными состояниями рынка труда (или категориями занятости): занятости, безработицы и экономической неактивности[26]
К категории занятых относится трудоспособное население в возрасте от 16 лет и старше, которые имеют работу, находятся в оплачиваемом или неоплачиваемом отпуске, включая работающих студентов и пенсионеров.
Уровень занятости населения в определенных возрастных группах — это отношение численности занятого населения к общей численности населения ответствующей возрастной группы.
К категории безработных относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям:
• не имели работы (доходного занятия);
• занимались поискам работы, т. е, обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались, к администрации предприятий или работодателю, использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
• были готовы приступить к работе;
• учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней[26].
К категории экономически неактивного населения относится все остальное население в возрасте 16 лет и старше.
К числу основных показателей рынка труда относится уровень безработицы, который определяется в соответствующих возрастных группах как удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения.
Возраст оказывает существенное влияние на динамику и интенсивность движения населения по секторам экономики и категориям занятости. Для представителей старших возрастных групп характерна наиболее низкая вероятность потери работы по всем формам занятости. Однако им присущи не только относительно стабильная занятость, но и довольно длительные периоды безработицы. После потери работы такими лицами шансы ее найти у них значительно ниже, чем у представителей более молодого поколения.
Еще один важный фактор, оказывающий влияние на динамику российского рынка труда — уровень образования. С одной стороны, по всем секторам экономики с повышением уровня образования снижается риск потери работы, с другой — в случае ее потери образование может как помощь индивиду найти работу, так и препятствовать быстрому трудоустройству. С повышением уровня образования возрастают требования работников к условиям труда и его оплаты, более высоко оценивается духовный уровень отдачи затраченного труда и в результате период поиска подходящей работы становится более продолжительным[26].
Уровень занятых умственным
трудом — это важный показатель качества
трудовых ресурсов страны: специалисты
с высшим образованием, администраторы
и управляющие, административно-
Таб.2. - Занятое население по уровню образования и возрасту [25] | |||||||
Тыс. человек | |||||||
Всего |
в том числе имеют образование | ||||||
высшее профессио-нальное1) |
среднее профессио-нальное |
начальное профессио-нальное |
среднее (полное) общее |
основное общее |
не имеют основного общего | ||
2013 год |
|||||||
Всего |
71391 |
22616 |
18400 |
13237 |
14446 |
2511 |
181 |
от 15 до 19 лет |
508 |
… |
41 |
63 |
263 |
121 |
20 |
от 20 до 24 лет |
6091 |
1502 |
1583 |
1150 |
1597 |
242 |
17 |
от 25 до 29 лет |
10120 |
4137 |
2194 |
1662 |
1789 |
314 |
24 |
от 30 до 34 лет |
9422 |
3568 |
2110 |
1648 |
1727 |
347 |
22 |
от 35 до 39 лет |
9081 |
3023 |
2201 |
1719 |
1785 |
334 |
19 |
от 40 до 44 лет |
8273 |
2582 |
2306 |
1619 |
1530 |
224 |
13 |
от 45 до 49 лет |
8792 |
2559 |
2496 |
1774 |
1741 |
206 |
15 |
от 50 до 54 лет |
9468 |
2536 |
2740 |
1903 |
2016 |
258 |
15 |
от 55 до 59 лет |
6286 |
1680 |
1793 |
1220 |
1339 |
241 |
14 |
от 60 до 64 лет |
2513 |
752 |
722 |
384 |
510 |
137 |
8 |
от 65 до 72 лет |
838 |
278 |
214 |
96 |
150 |
87 |
14 |
Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации