Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель безработицы. К ним относятся число безработных на одну заявленную вакансию (коэффициент напряженности на рынке труда); средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.

Коэффициент напряженности на рынке труда рассчитывается как отношение численности зарегистрированных в органах службы занятости граждан, не занятых трудовой деятельностью, к заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках.

В большинстве регионов страны существуют, районы с очаговой безработицей. Она локализуется на определенных территориях и устранить ее без вмешательства извне практически невозможно. Этому способствуют различные факторы, например низкий уровень территориальной мобильности населения, которые сдерживают транспортные расходы и высокие цены на жилье.

В РФ актуальным явлением стала скрытая безработица. Существуют два наиболее характерных ее проявления — перевод работников на неполный рабочий день (неделю) или отправление их в отпуска (именуемые вынужденными или отпусками по инициативе администрации) без сохранения, с полным или частичным сохранением заработной платы. Крупнейший ареал распространения перевода работников на неполный рабочий день — это территории к востоку и юго-востоку от столицы, в особенности Волго-Вятский экономический район, Урал и Поволжье, обширные территории южной Сибири. Скрытой безработицы почти нет на Крайнем Севере и северо-востоке России, в регионах нового освоения и на Северном Кавказе, а наиболее сложная ситуация — в старопромышленных регионах Европейского Центра[19, с. 174].

В аграрных районах со слабой промышленностью и небольшими предприятиями скрытая безработица, очевидно, не регистрируется, тем более что у работников есть возможность хоть как-то себя обеспечить во время простоев предприятий личным подсобным хозяйством. На Севере же проявления скрытой безработицы сдерживаются высокой ценой содержания работников. Общая тенденция такова, что чем ниже уровень скрытой безработицы в данном регионе, тем дальше к северу, востоку или югу от центра он расположен. Практически нигде восточнее Урала уровни скрытой безработицы и вынужденных отпусков одновременно не превышают среднероссийской величины, относительно часто здесь практикуется лишь перевод работников на неполный рабочий день.

Если сравнивать уровень безработицы, сложившийся в России за 2013 год с уровнем безработицы, зафиксированным по итогам 2012 года, то можно сказать о ряде кардинальных изменений. Если по итогам 2012 года в отчетах фигурировали данные о том, что работу ищут всего 5,6%, так называемого, экономически активного (то есть в возрасте от 15 до 72 лет) населения страны (или 4,2 миллиона человек в абсолютном выражении, что могло бы означать наиболее низкий уровень безработицы за последние 10 лет). Однако, с началом 2013 года ситуация изменилась в неблагоприятную сторону. Численность безработных началась увеличиваться уже с первого месяца нового года.

Если мы обратимся к данным Росстата и посмотрим динамику численности безработных в России по состоянию на первое полугодие 2013 года, то увидим следующую картину:

Январь – 6,0% всего трудоспособного населения не заняты работой (или в абсолютном выражении 4,5 млн. при численности экономического населения в 75,2 млн. человек)

Февраль – 6,1% (соответственно, 4,6 млн. и 75,1 млн. человек). По другим источникам – 5,8%.

Март – уровень в 5,7%

Апрель –показатель в 5,6%

Май – снижение до 5,2% (при этом, чис-ть эконом. активного нас-я, находящегося в возрасте от 16 до 72 лет – 75,6 млн. ч-к или 53% числен-ти нас-я России)

Июнь  — рост до 5,4% (или в абсолютном выражении —  4,089 млн. россиян) [25].

Стоит, однако, заметить, что уровень зарегистрированной безработицы в России (то есть по данным служб занятости) в июне 2013 года оценивается всего в 1,0 млн. ч-к, из к-рых 0,8 миллионов человек получают пособия по безработице.

 

Таб.3 - Безработные по категориям и полу [25]

     

Тыс. человек

 

Всего

из них

Уровень безработицы, всего, в %

Уровень безработицы без студентов и пенсионеров, в %

студенты, учащиеся

пенсионеры

Всего

         

2012 январь

4751

181

324

6,3

5,7

2012 февраль

4658

145

354

6,2

5,6

2012 март

4699

156

321

6,3

5,7

2012 апрель

4205

176

338

5,6

4,9

2012 май

3993

149

336

5,2

4,6

2012 июнь

3981

269

293

5,2

4,5

2012 июль

3964

235

298

5,2

4,5

2012 август

3812

264

313

5,0

4,3

2012 сентябрь

3844

115

297

5,0

4,5

2012 октябрь

3888

129

315

5,1

4,6

2012 ноябрь

3949

165

316

5,2

4,6

2012 декабрь

3825

153

338

5,1

4,5

2013 январь

4477

140

355

6,0

5,3

2013 февраль

4337

146

348

5,8

5,1

2013 март

4252

161

381

5,7

5,0

2013 апрель

4181

202

409

5,6

4,8

2013 май

3904

173

352

5,2

4,5

2013 июнь

4089

234

344

5,4

4,7

2013 июль

4013

227

348

5,3

4,6

2013 август

3961

174

308

5,2

4,6

2013 сентябрь

3991

138

316

5,3

4,7

2013 октябрь

4143

170

436

5,5

4,7

2013 ноябрь

4112

150

369

5,4

4,8

2013 декабрь

4190

143

391

5,6

4,9

Мужчины

         

2012 январь

2574

82

137

6,7

6,2

2012 февраль

2592

89

181

6,8

6,1

2012 март

2647

83

159

6,9

6,3

2012 апрель

2264

93

153

5,9

5,3

2012 май

2196

75

132

5,6

5,1

2012 июнь

2118

147

137

5,4

4,7

2012 июль

2198

130

151

5,6

4,9

2012 август

2019

157

163

5,1

4,4

2012 сентябрь

2082

69

133

5,3

4,8

2012 октябрь

2135

67

151

5,5

5,0

2012 ноябрь

2117

92

173

5,5

4,8

2012 декабрь

2057

86

151

5,3

4,7

2013 январь

2455

87

180

6,4

5,7

2013 февраль

2369

58

144

6,1

5,6

2013 март

2281

90

183

5,9

5,3

2013 апрель

2251

90

214

5,8

5,1

2013 май

2147

85

175

5,5

4,9

2013 июнь

2228

118

151

5,8

5,1

2013 июль

2254

127

186

5,8

5,0

2013 август

2217

101

150

5,7

5,1

2013 сентябрь

2171

80

159

5,6

5,0

2013 октябрь

2148

93

190

5,5

4,8

2013 ноябрь

2174

74

165

5,6

5,0

2013 декабрь

2204

64

189

5,7

5,1

Женщины

         

2012 январь

2177

99

187

6,0

5,2

2012 февраль

2066

56

173

5,7

5,1

2012 март

2051

73

162

5,6

5,0

2012 апрель

1941

83

184

5,3

4,6

2012 май

1798

73

204

4,8

4,1

2012 июнь

1863

122

155

5,0

4,3

2012 июль

1766

105

147

4,7

4,1

2012 август

1793

107

150

4,8

4,1

2012 сентябрь

1762

46

164

4,7

4,2

2012 октябрь

1753

62

164

4,7

4,2

2012 ноябрь

1831

73

142

5,0

4,4

2012 декабрь

1768

67

186

4,8

4,1

2013 январь

2023

53

175

5,5

4,9

2013 февраль

1967

88

204

5,4

4,6

2013 март

1971

71

198

5,4

4,7

2013 апрель

1930

112

196

5,2

4,4

2013 май

1757

88

178

4,8

4,1

2013 июнь

1861

116

193

5,1

4,2

2013 июль

1759

100

162

4,8

4,1

2013 август

1744

73

158

4,7

4,1

2013 сентябрь

1819

58

157

4,9

4,4

2013 октябрь

1994

77

246

5,4

4,6

2013 ноябрь

1939

76

204

5,3

4,6

2013 декабрь

1986

79

202

5,4

4,7

В среднем за период

         

Всего

         

I квартал 2012

4702

161

333

6,3

5,7

II квартал 2012

4060

198

322

5,3

4,7

III квартал 2012

3873

205

303

5,1

4,4

IV квартал 2012

3887

149

323

5,1

4,6

I квартал 2013

4355

149

361

5,8

5,1

II квартал 2013

4058

203

369

5,4

4,7

III квартал 2013

3988

180

324

5,2

4,6

IV квартал 2013

4148

154

399

5,5

4,8

2012 год

4131

178

320

5,5

4,8

2013 год

4137

171

363

5,5

4,8

Мужчины

         

I квартал 2012

2604

84

159

6,8

6,2

II квартал 2012

2193

105

141

5,6

5,0

III квартал 2012

2100

119

149

5,4

4,7

IV квартал 2012

2103

81

158

5,4

4,8

I квартал 2013

2368

78

169

6,1

5,5

II квартал 2013

2209

97

180

5,7

5,0

III квартал 2013

2214

103

165

5,7

5,0

IV квартал 2013

2175

77

181

5,6

5,0

2012 год

2250

97

152

5,8

5,2

2013 год

2242

89

174

5,8

5,1

Женщины

         

I квартал 2012

2098

76

174

5,7

5,1

II квартал 2012

1867

93

181

5,0

4,3

III квартал 2012

1774

86

153

4,8

4,1

IV квартал 2012

1784

68

164

4,8

4,2

I квартал 2013

1987

71

192

5,4

4,7

II квартал 2013

1849

105

189

5,0

4,3

III квартал 2013

1774

77

159

4,8

4,2

IV квартал 2013

1973

77

217

5,4

4,6

2012 год

1881

81

168

5,1

4,4

2013 год

1896

83

189

5,2

4,4


 

 

2.2 Государственная политика  занятости населения в РФ

 

В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ «О занятости населения в РФ». В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 23 провозглашает право каждого на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 этого документа указывает на право каждого рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. 

Ряд конвенций и рекомендаций МОТ посвящен отдельным аспектам политики государств в сфере содействия занятости. В частности, Конвенция № 122 «О политике в области занятости» (1964 г.), Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983г.), Конвенция № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы»-не ратифицирована (1988г.) и др. Примечательно, что на своей первой сессии в 1919г. МОТ принял Конвенцию «О безработице», в которой отражены основные подходы к регулированию деятельности бесплатных государственных бюро занятости. При определении правового статуса негосударственных агентств по трудоустройству целесообразно учитывать положения Конвенции МОТ № 181 (1997 г.) «О частных агентствах занятости», согласно которой указанные агентства могут способствовать более эффективному функционированию рынка труда, одновременно указывая на необходимость создания гарантий социальной защиты граждан, ищущих работу при посредничестве данных агентств. [3; с.79]

В современных условиях особую актуальность приобретает анализ документов, принятых на уровне Совета Европы, в которых аспекты содействия занятости также остаются без внимания. В частности, Конвенция о защите прав человека и основных свобод запрещает принудительный труд (ст.4). Европейская социальная хартия  содержит указание на обязательства государств «обеспечить эффективную защиту права трудящихся зарабатывать себе на жизнь свободно избранным  трудом».

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

-развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита  национального рынка труда;

-обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

-создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

-поддержка трудовой и  предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в рамках  законности, содействие развитию  их способностей к производительному, творческому труду;

-осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

-поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места прежде  всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

-объединение усилий участников  рынка труда и согласованность  их действий при реализации  мероприятий по содействию занятости  населения;

-координация деятельности  государственных органов, профессиональных  союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

-международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая вопросы, связанные  с трудовой деятельностью граждан  Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм[3; с.81].

Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства.

В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида:

1) активную государственную  политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную  политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика государства должна быть направлена на развитие социального партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых  рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важным является участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. [5; с.89]

Вывод. Государственная политика   регулирования рынка  труда как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться.

Основные направления государственной политики занятости определены в ст.5 Закона «О занятости населения в РФ» (принят 19.04.1991г. с изменениями и дополнениями в 1996г., в редакции от 17.07.1999г.). К ним, в частности, относятся развитие трудовых ресурсов, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека, предупреждение массовой и сокращение длительной (более 1 года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Работодатели призваны содействовать проведению государственной политики занятости, осуществляя следующую деятельность: соблюдение условий договоров (контрактов), оказание помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке. Работодатели также должны контактировать с органами службы занятости и профсоюзами, предоставлять им информацию о возможных массовых увольнениях работников, наличии вакантных рабочих мест, выполнение квоты для приема на работу инвалидов

Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации