Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 16:46, курсовая работа

Описание работы

Адаптация общества к рыночной экономике встречается с большими проблемами в сфере занятости: сокращением численности занятых, ростом негативных явлений, связанных с безработицей, падением реальной заработной платы, уходом людей в теневую экономику, усилением социальной напряженности. Происходящие перемены требуют переосмысления целого ряда положений теории занятости, анализа новых явлений, обобщения и выработки эффективных методов регулирования трудовых отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
1 Рынок труда и его особенности…………………………………………..5
1.1 Структура и сущность рынка труда………………………………….5
1.2 Особенности современного рынка труда…………………………..12
1.3 Частно – государственное партнерство на рынке труда………….14
2 Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации…………..21
2.1 Основные показатели рынка труда в РФ…………………………..21
2.2 Государственная политика занятости населения в РФ……………31
2.3 Оценка занятости населения развитых стран……………………...36
Заключения…………………………………………………………………40
Список использованных источников ……………………………………..42

Файлы: 1 файл

рынок труда.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

2.3 Оценка занятости населения  развитых стран

 

В развитых странах доля населения, занятого в индустриальных отраслях хозяйства, колеблется от 35 до 40%, а доля работающих в сельском хозяйстве и смежных отраслях постоянно уменьшается (5-20%). В то же время число занятых в непроизводственной сфере, особенно в торгово-финансовой, банковской и управленческой деятельности достигает 50%, а в странах большой семерки - 70%.

В богатых странах-нефтеэкспортерах, зажиточных курортных островных государствах и новых индустриальных странах структура занятости подобна структуре занятости в высокоразвитых странах (до 70% работающих занято в сфере услуг).

Уровень безработицы в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 2 до 12%. Безработица здесь, как правило, временное явление, связанное с поиском работы по желаемой специальности или в связи с переквалификацией. Хорошо развитая система социальной защиты и переквалификации позволяет безработному довольно быстро найти работу

В странах переходной экономики уровень безработицы изменяется от 4% (Чехия, Венгрия) и до 9% (страны СНГ). С переходом к рыночной экономике эти страны также начали интенсивно внедрять у себя службы занятости с целью создания цивилизованного рынка труда и уменьшения социального напряжения [19, с. 301].

Государство воздействует на деятельность предприятий посредством системы экономических, административных, законодательных организационных мер.

Направления:

• Социальная поддержка

• Развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение

• Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров

• Преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест и т.п.

Экономические меры:

― предоставление кредитов и субсидий для сокращения издержек производства, неизбежных при найме и подготовке лиц, длительное время находящихся без работы;

― снижение минимальных ставок часовой заработной платы для стимулирования найма молодёжи в каникулярное время;

― привлечение капитала в крупные районы предоставлением гарантированных займов;

― оплата отдельных долговых счетов, создание разветвлённой инфраструктуры;

― постановка на учет лиц на биржу труда, имеющих работу, но не работающих по диплому (США);

― предоставление льгот безработным в зависимости от имеющихся несовершеннолетних детей и семейного статуса (США);

― предоставление налоговых льгот предприятиям, принимающим на работу работников с «цветной кожей» и ограниченно-трудоспособных (США).

Активная политика на рынке труда является одним из традиционных инструментов регулирования. Она включает в себя все формы государственного воздействия на спрос и предложение рабочей силы. Лидерами здесь являются Бельгия и Швеция.

Фактически во всех странах повышается качество рабочей силы и этим сказывается долговременное воздействие на рынок труда. Правительства государств разрабатывают программы общественных работ. Общественные работы имеют один недостаток – не гарантируется последующее трудоустройство работника. Этого недостатка лишены программы прямого создания рабочих мест [19, с. 302].

Субсидирование занятости представляет собой процесс стимулирования частного сектора. Суть его заключается в том, что за приём на работу дополнительной рабочей силы государство полностью или частично компенсирует фирмам издержки по её найму или подготовке. Предоставление субсидий является наименее дорогостоящей формой активной политики на рынке труда. В таких странах как Германия, Бельгия Франция, Италия субсидии даются только за приём на работу определённых безработных. Это обычно молодёжь и хронические безработные. 
Важным элементом активной политики на рынке труда является программы по ограничению предложения рабочей силы. К снижению пенсионного возраста обратились Австрия Германия, Франция и др.  
Ряд стран пошёл по пути сокращения рабочей недели. В Бельгии и Германии её сокращение в рамках коллективных договоров, а во Франции в 1981 году был осуществлён общенациональный подход – от 40-часовой рабочей недели к 39-часовой. Переход к 39-часовой рабочей неделе во Франции был эквивалентен освобождению 300 тысяч рабочих мест.

В качестве комплексных моделей рынка труда обычно выделяют: модель США, японскую модель, шведскую модель.

Модель США характеризуется ориентированностью на внешний и профессиональный рынок труда; территориальной мобильностью рабочей силы; слабой внутрифирменной подготовкой персонала; продвижение по службе идет, как правило, по линии перевода на более высокооплачиваемую должность; стаж работы не стимулируется; уровень безработицы – 5–8%, страхование распределено между государством, фирмой и работником. Все это ведет к повышению эффективности производства, высокому уровню оплаты труда и значительной территориальной и межфирменной мобильности работников. Разрыв в оплате труда весьма высок [19, с. 303].

Японская модель ориентируется на внутренний, внутрифирменный рынок труда. Оплата труда сильно зависит от стажа работы на данном предприятии, семейного положения, количества детей в семье, разница в оплате труда не столь значительна. Повышение квалификации, как и продвижение по службе носит внутрифирменный характер, территориальная мобильность рабочей силы низкая. Уровень безработицы достаточно низкий, проводится политика повышения престижа фирмы, воспитания у ее работников чувства гордости за ее успех. Профсоюзы имеют отношение к определенному предприятию, а не к отрасли.

Шведская модель отличается большой социальной направленностью, высокоразвитым рынком труда, организованным предпринимательством, высокой организованностью трудовых отношений, социальным партнерством между работниками, предпринимателями, профсоюзами и государством. Проводится активная политика в области повышения занятости населения, выравнивания доходов населения, поддержки незащищенных работников, поддержки занятости во всех секторах и отраслях экономики [19, с. 304].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключения

Таким образом, рынок труда - это специфический рынок, на котором в качестве товара выступает рабочая сила (поскольку сам по себе труд не является товаром и объектом рыночных отношений быть не может).

На рынке рабочей силы формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу. Субъектами экономических отношений на рынке рабочей силы выступают, с одной стороны, предприниматели и государство, с другой отдельные работники или их ассоциации.

Спрос на труд - это потребность в рабочей силе. В денежном выражении спрос представляет собой ожидаемые совокупные затраты, связанные с вовлечением в народное хозяйство дополнительной рабочей силы.

Предложение труда – это число рабочих, выдвигаемых на рынок труда; потребность в денежных средствах, необходимых для создания новых рабочих мест и содержания рабочей силы.

Рынок труда может быть национальным и местным. Когда отношения в сфере найма строятся внутри предприятия, фирмы, такой рынок принято считать внутренним рынком труда. В узком смысле рынок труда - это текущий рынок, составляющий часть совокупного. Текущий рынок труда можно подразделить на открытый и скрытый.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие.

Представляется, что рассматриваемые концепции, дополняя друг друга, дают общую картину функционирования рынка труда.

Этот рынок, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

Политика регулирования рынка труда предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто ее ищет.

 Государственная политика   регулирования рынка  труда как отражение стратегии занятости – это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списка использованных источников

 

  1. Винокуров Г. А. За цивилизационный рынок труда // ЭКО.-2013.-№2.-С.109-111.
  2. Гринченко В. С. Что с тобой делать, рабочая сила? // ЭКО.-2014.-№2.-С.115-116.
  3. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-2012.-№1.-С.76-81.
  4. Дунаева Н. А. Молодежь на рынке труда // Вопросы экономики.-2012<span class="das

Информация о работе Проблемы развития рынка труда в Российской Федерации