Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования работы является получение знаний в области производственно-коммерческой деятельности предприятия.
В процессе выполнения работы необходимо решить следующие основные задачи:
· определить методы управления конкурентоспособностью организации в современных условиях;
· выявить конкретные факторы повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие как часть рыночной системы.

Содержание работы

Введение
1. Управление рыночным механизмом в современных условиях
1.1 Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях рыночной среды____________________________________________________4
1.2 Производственная программа предприятия как первостепенное условие его развития________________________________________________9
2. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
2.1 Факторы влияния внешней и внутренней среды на производственно-коммерческую деятельность предприятия______________________________14
2.2 Основные направления повышения эффективности деятельности предприятия_______________________________________________________22
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Содержание производственной и коммерческой деятельности предприятия (фирмы (2).docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 
1. Управление рыночным механизмом в современных условиях

1.1 Управление конкурентоспособностью  предприятия в условиях рыночной  среды____________________________________________________4

1.2 Производственная программа  предприятия как первостепенное  условие его развития________________________________________________9

2. Пути повышения эффективности  деятельности предприятия

2.1 Факторы влияния внешней  и внутренней среды на производственно-коммерческую  деятельность предприятия______________________________14

2.2 Основные направления  повышения эффективности деятельности  предприятия_______________________________________________________22

Заключение

Список использованной литературы

Приложение__________________________________________________28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

конкурентоспособность рыночный производственный эффективность

Актуальность темы исследования обусловлена следующим:

· развитие коммерческой деятельности в РФ;

· необходимость планирования производственно-коммерческой деятельности предприятий страны;

· повышение эффективности  в ее тесной связи с главной  целью коммерческой деятельности.

Целью исследования работы является получение знаний в области  производственно-коммерческой деятельности предприятия.

В процессе выполнения работы необходимо решить следующие основные задачи:

· определить методы управления конкурентоспособностью организации  в современных условиях;

· выявить конкретные факторы  повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Объектом исследования является предприятие как часть рыночной системы.

Мы будем рассматривать  предприятие на предмет его эффективности, влияния на него различных факторов внешней и внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление рыночным  механизмом в современных условиях

1.1 Управление  конкурентоспособностью предприятия в условиях рыночной среды

В настоящее время практически  ни одна структура в России не занимается решением проблем повышения конкурентоспособности. Стратегическое планирование развития страны (образования, научно-технического, экономического, социального и других направлений) утратило системность, планомерность, обоснованность и эффективность. Создается  впечатление, что властные структуры  и не пытаются бороться за возрождение  величия России. Богатый зарубежный опыт показывает, что переход на рыночные отношения на начальном  этапе возможен только на основе титанического  труда каждого сначала для  общества (потребителя), а потом для  себя, и, прежде всего, этому принципу должны следовать работники всех ветвей власти.

В условиях экономической  свободы хозяйственным субъектам  для выживания следует соблюдать  требования рынка: удовлетворять потребность  потребителей более качественно  и по более приемлемой для них  цене. Данное требование рынка предоставляет  стремление субъектов рыночного  хозяйства овладеть вниманием покупателей  и побудить их приобрести товары фирмы. Следовательно, при широком выборе различных товаров и услуг  на рынке неизбежна конкуренция  между хозяйственными субъектами.

В сфере производства конкуренция  между хозяйственными субъектами сводится к овладению наибольшей долей  рынка товаров широкого потребления. Конкуренция как неизбежный элемент  экономической свободы несет  в себе одновременно как позитивные, так и негативные последствия. К  примеру, конкуренция побуждает  предпринимателей снижать индивидуальные производственные затраты, совершенствовать технологию производства товаров, стимулирует  повышение качества товаров и  услуг, появление новых видов  продукции. В условиях конкуренции  побеждает тот, кто при том  же качестве товара имеет меньшие издержки или при тех же издержках производит продукцию более высокого качества.

Предметом конкуренции является товар или услуга, посредством  которых фирмы-соперники стремятся  завоевать признание и деньги потребителя. В широком смысле это, конечно, удовлетворение потребности. Объектом конкуренции является потребитель  и покупатель, и в этом качестве он имеет возможность сказать  свое последнее и решающее слово  на рынке. Конкуренция (соответственно - разнообразие и выбор) становиться  естественным союзником потребителя  и в значительной степени определяет технический прогресс. Каждая из фирм, выпускающих сравнимый вид продукции, вынуждена улучшать изделия, делать их технически совершенными, надежными  и доступными. Для этого надо повышать производительность труда, снижать  себестоимость за счет новых передовых  технологий, материалов, оборудования, улучшения квалификации работников. В совокупности это делает цены более  привлекательными, товары и услуги - более конкурентоспособными, а, в  конечном счете, достигается более  высокая прибыль для предприятия, добившегося желаемого состояния: высокое качество продукции и  невысокие цены на нее. В итоге  выигрывает потребитель.

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий. Достигается она или нет, - зависит  от конкурентоспособности товаров  и услуг фирмы, то есть от того, насколько  они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности  по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность  определяет способность выдерживать  конкуренцию в сравнении с  аналогичными объектами на данном рынке.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его  привлекательность в глазах потребителя. Все заблуждения начинаются именно здесь. Большинство новичков сосредотачивается на параметрах товара и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики такой оценки для разных конкурирующих товаров. Нередко эта оценка охватывает просто-напросто показатели качества, и тогда (нередкий случай) оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов. Практика же мирового рынка наглядно доказывает неверность такого подхода. Более того, исследования многих товарных рынков однозначно показывают, что конечное решение о покупке только на треть связано с показателями качества товара. А другие две трети? Они связаны со значительными и достаточно весомыми для потребителя условиями приобретения и будущего использования товара.

Конкурентоспособность объекта  определяется по отношению к конкурентному  рынку либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим  признакам сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность  является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в  этом направлении сделано явно недостаточно. Международные стандарты серии  ИСО 9000, а также Законы Украины "О  сертификации продукции и услуг", "О защите от недобросовестной конкуренции", "Об ограничении монополизма и  недопущении недобросовестной конкуренции  в предпринимательской деятельности", "О защите прав потребителей" и "О стандартизации" проблемы конкурентоспособности  затрагивают частично.

Чтобы сегодня создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто, модернизировать организацию  и управление, но четко знать, для  чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главное при этом - умение определить и быстро, эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества.

Все усилия в организации  и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех качеств  своего предприятия или реализуемой  им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или  реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать  все работники фирмы.

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, постоянный их поиск как внутри предприятия, так и вовне предопределяют весь набор функций, выполняемых аппаратом  управления предприятия, состав управленческих подразделений, их подходы к разработке хозяйственной стратегии.

Решая, в чем должны или  в чем могут состоять сравнительные  преимущества предприятия в конкурентной борьбе, на какие аспекты производства или хозяйственной деятельности надлежит обратить внимание в первую очередь, а именно, издержки обращения, цена, качество, гарантии, технический  уровень, уровень обслуживания, гибкость скидок и надбавок и т.п., - предстоит  наметить пути по улучшению позиции  предприятия, найти способы достижения преимуществ перед конкурентами. Составляющими структурного процесса являются решения по таким вопросам, как:

· общий объем производственных мощностей, которые должны быть созданы  на предприятии;

· порядок распределения  производственных мощностей по конкретным видам продукции, на чем они должны специализироваться и где должны быть размещены;

· виды оборудования, которыми должно быть оснащено каждое из подразделений;

· виды товаров, услуг, работ, которые должны производиться внутри предприятия, а какие вне предприятия;

· порядок принятия решений, четкое представление того, чем предприятие  будет "лучше других" предприятий  аналогичного профиля деятельности или работающих на том же сегменте рынка. Одновременно принимаются решения по вопросам инфраструктуры, которые имеют прямое отношение к формированию управленческой стратегии предприятия;

· выбор кадровой политики и методов управления человеческими  ресурсами, включая подбор кадров руководителей, обучение и подготовка персонала;

· способы повышения и  методы контроля качества продукции;

· определение системы  производственного планирования и  контроля запасов;

· выбор системы измерения  показателей хозяйственной деятельности и стимулирования труда процессы разработки и освоения новых методов  продажи и рекламы;

· создание оптимальной организационной  структуры управления.

Процесс принятия решения  по всем этим вопросам, собственно, и  представляет собой формирование стратегии  предприятия, стратегии, которая по аналогии с компьютерами, является тем самым программным обеспечением, от которого зависит эффективная  работа самой сложной вычислительной техники.

Задача управления конкурентоспособностью предприятия также включается в  достижение успеха в конкурентной борьбе, при этом она становиться не только функцией торговли или производства, сколько функцией управления. Важно, что такой успех чуть ли не целиком  зависит от качеств, эффективности  управления и организации торговли предприятия в широком смысле слова.

Это может быть и более  экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность  в принятии решений, лучшая мотивация  работников и т.д. Предприятию, чтобы  добиться высокого уровня конкурентоспособности, необходимо постоянно искать и привлекать работников высокой квалификации, высокого уровня профессиональной подготовки; постоянно улучшать свои производственные системы, совершенствовать технологию; обеспечивать постоянное повышение квалификации работников.

Наиболее важной задачей  для руководителя сегодня является не просто получение самых лучших ресурсов и принятие правильных решений, а построение и обеспечение функциональной системы организации управления, направленной на достижение конкретной цели или на решение конкретной задачи повышения конкурентоспособности. Таким образом, управление в настоящее  время превратилось в эффективную  теорию и практику организации производства не только на микро уровне, где функционируют  предпринимательские структуры, но и на макро уровне, где свои управленческие функции выполняет государство  путем регулирования экономики, в том числе бизнеса. Следовательно, можно говорить об экономическом  управлении.

1.2 Производственная  программа предприятия как первостепенное условие его развития

Основная цель предприятий  реализуется в процессе выполнения производственной программы.

Производственная программа (план производства и реализации продукции) является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана  предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п.

Разработка производственной программы осуществляется на основе изучения рынка специальным подразделением предприятия - службой маркетинга. В  комплекс маркетинговых мероприятий  фирмы по разработке производственной программы обычно входят:

· изучение потребителей товаров (услуг) фирмы и их поведения на рынке;

· анализ рыночных возможностей фирмы;

· оценка выпускаемых товаров  и предлагаемых услуг, перспектив их развития;

Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности предприятия