Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:26, курсовая работа
Целью исследования работы является получение знаний в области производственно-коммерческой деятельности предприятия.
В процессе выполнения работы необходимо решить следующие основные задачи:
· определить методы управления конкурентоспособностью организации в современных условиях;
· выявить конкретные факторы повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.
Объектом исследования является предприятие как часть рыночной системы.
Введение
1. Управление рыночным механизмом в современных условиях
1.1 Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях рыночной среды____________________________________________________4
1.2 Производственная программа предприятия как первостепенное условие его развития________________________________________________9
2. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
2.1 Факторы влияния внешней и внутренней среды на производственно-коммерческую деятельность предприятия______________________________14
2.2 Основные направления повышения эффективности деятельности предприятия_______________________________________________________22
Заключение
Список использованной литературы
· анализ используемых форм и каналов сбыта;
· оценка используемых фирмой методов ценообразования;
· исследование мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынок;
· изучение конкурентов;
· выбор рыночной «ниши» (наиболее благоприятного сегмента рынка).
После проведения маркетинговых исследований производственная программа внутри фирмы разрабатывается в такой последовательности:
Отражая цели и задачи производственной
деятельности предприятия, производственная
программа является ведущим разделом
плана предприятия. Все другие разделы
плана разрабатываются в
1. Определяются номенклатура
и ассортимент выпускаемой
2. На основе объема поставок определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении.
3. Определяется изменение
остатков нереализованной
4. Определяется объем
производства каждого изделия
в натуральном выражении с
календарным распределением
5. Объем производства
по отдельным видам продукции
обосновывается расчетами
6. Исходя из натуральных
объемов производства и
7. Составляется график
отгрузки продукции в
8. Производственная программа
распределяется по основным
Производственная программа планируется на 3 - 5 лет, на один год с разбивкой по кварталам и месяцам, рассчитывается в натуральных, условно - натуральных, трудовых и стоимостных показателях.
Объем производства в натуральном
выражении характеризуется
Особое значение при разработке
производственной программы и ее
реализации имеет оптимизация структуры
выпускаемой продукции на основе
анализа покупательского спроса
на конкретные виды товаров и услуг
и учета ограничений по производственным
мощностям, материальным ресурсам и
потребности в отдельных
Выбор оптимальной производственной программы в первую очередь должен основываться на знании спроса на конкретные виды товаров и услуг. Отсюда очевидно, что спрос на конкретную продукцию (максимальный объем продаж в данном месте за определенный период времени по установленной рынком цене) выступает ограничением, которое определяется внешней средой и которое в обязательном порядке следует учитывать при разработке производственной программы.
Производственная программа
должна удовлетворять не только потребности
покупателей продукции и
Показатель, принимаемый
в качестве критерия оптимальности
производственной программы, должен достаточно
полно отражать эффективность работы
предприятия, иметь количественные
значения в расчете на единицу
каждого вида выпускаемой продукции,
быть линейно зависимым от динамики
объема производства. На практике выбирается
один или несколько критериев, которые
в наибольшей степени отвечают конкретным
условиям и задачам производства.
В случае использования нескольких
критериев полученные оптимальные
решения сравниваются, и выбирается
окончательный вариант
Производственная программа разрабатывается в три этапа.
Первый этап - определение максимально возможного съема продукции с имеющихся мощностей (площадей) с учетом ликвидации недостатков в организации производства.
Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции.
Если и этот объем окажется
недостаточным для
Исходной и завершающей стадией разработки производственной программы является составление баланса производственных мощностей и определение степени их использования.
2. Пути повышения
эффективности деятельности
2.1 Факторы влияния
внешней и внутренней среды
на производственно-
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды
и получив данные о факторах, которые
представляют опасность или открывают
новые возможности, руководство
должно оценить: обладает ли фирма внутренними
силами, чтобы воспользоваться
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.
SWOT-анализ -- это определение
сильных и слабых сторон
· Сильные стороны (Strengths) -- преимущества организации;
· Слабости (Weaknesses) -- недостатки организации;
· Возможности (Opportunities) -- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
· Угрозы (Threats) -- факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Для проведения анализа необходимо:
· Определить основное направление развития предприятия (его миссию);
· Взвесить силы и оценить
рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно
ли двигаться в указанном
· Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия).
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина - дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.
Шаг 1. Определение сильных и слабых сторон предприятия
Для того чтобы определить сильные и слабые стороны предприятия необходимо:
· Составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;
· По каждому параметру определить, что является сильной стороной предприятия, а что - слабой;
· Из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны предприятия и занести их в матрицу SWOT-анализа
Пример.
Для оценки предприятия можно воспользоваться следующими параметрами:
Организация (здесь может
оцениваться уровень
Производство (оцениваются производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого товара, наличие патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость предприятия, прибыльность бизнеса и т.п.)
Инновации (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
Маркетинг (здесь можно оценивать качество товаров/услуг (как это качество оценивают потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг, квалификацию обслуживающего персонала).
Заполняется таблица. См. таб. 1.
Из всего списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа.
Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности предприятия