Распределеие доходов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы можно определить подробное изучение механизма распределения доходов в рыночной экономике. В связи с поставленной целью определим ряд задач, которые нобходимо выполнить, для достижения нужного нам результата. И так, во-првых, необходимо сформировать достоверное представление о доходах и их видах. Вся основная теоретическая информативность будет заключена в данном разделе. Вторым шагом будет подробное изучение сути механизма распределительных отношений в рыночной экономике и конкретно в Казахстане. В-третьих, немаловажное значение имеет детальное изучение проблем, вытекающих из политики дифференциации доходов и, напоследок, поиски наиболее действенного пути их решения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
1. СИСТЕМА ДОХОДОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Понятие «доход»……………………………………………………….5
Рыночный механизм распределения и дифференциации
доходов………………………………………………………………………..8
Государственная политика. Перераспределение доходов:
принципы, границы…………………………………………………….…..11

2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ

2.3 Пути решения проблемы дифференциации доходов в Республике Казахстан…………………………………………………………….……….25
Заключение……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 658.00 Кб (Скачать файл)

     Социальные  трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или и прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Вместе с тем перераспределительные процессы не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг. Перераспределяться могут и экономические возможности. Перераспределение происходит, например, вследствие государственного регулирования заработной платы, цен, таможенных тарифов и других экономических переменных. В результате одни члены общества приобретают преимущества, а для других снижаются возможности получения дохода.

      Государство,  организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т. д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

       Возможности  государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются  бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

       Механизм  социальных трансфертов включает  изъятие в форме налогов части  доходов у средне- и высокодоходных  слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся  и инвалидам, а также пособий  по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рыночным путем, например гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

        Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно незанятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

        Кроме того, общество ответственно  за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалование) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня, зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Величина минимальной заработной платы с 1 января 2010 года в Казахстане составляет 14 952 тенге. Для сравнения — в конце прошлого года размер «минималки» был 13 717 тенге[6].

Перераспределение доходов правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими: [12, c.113]

  • «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, инвалидам, престарелым и безработным;
  • «регулирование цен» на социально-важную продукцию;
  • «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;
  • «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты труда на всех предприятиях;
  • «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

      Осознавая  особую социальную значимость  перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

       Одним  из основных направлений государственной  политики доходов является защита  денежных доходов (заработной  платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т. е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

      Справедливо ли рыночное формирование доходов? Что предпочесть — рыночное распределение доходов, корректируемое государственным регулированием, или государственное распределение, корректируемое рынком?

     Стремление  к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности, ибо незачем эффективно работать ни «бедному» (все равно общество поддержит), ни «богатому» (все равно общество отнимет).

      Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества.

      Таким  образом, выбор между равенством  и неравенством доходов превращается  в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью».

     Конечно,  «рыночное» распределение доходов  несправедливо, но оно хотя бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах, достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных социальных программ (это и есть «социально ориентированное рыночное хозяйство»).

      «Справедливое»  же распределение доходов означает (и это уже доказано практикой) подрыв стимулов к эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять становится просто нечего.

       С  этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая  эффективность» сегодня имеет  объективное преимущество перед «неэффективной социальной справедливостью». И хотя их сближение составляет содержание социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность.

    Экономическая история человечества свидетельствует, что нежелательно и абсолютное равенство в распределении доходов, и слишком сильный изгиб корпуса кривой Лоренца, показывающей неравенство в обществе. (Рисунок 1)

      Абсолютное  равенство в доходах убивает  в людях стимулы к производительному труду. Все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, иногда довольно редкими. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на редкие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов.

      Впрочем,  люди с одинаковым типом способностей  выполняют одни и те же обязанности  тоже по-разному: с разной производительностью  труда и качеством продукции. Это зависит от их индивидуальности, физических особенностей и нервно-психического склада. Как же следует оплачивать эти различные результаты труда и что является более важным – сам факт труда или его результат?

      Если  оплачивать одинаково – «по факту труда», то это не устроит людей, работающих с большей производительностью и наделенных полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу, и результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и наименее трудолюбивых членов общества. В итоге возможности экономического прогресса страны уменьшатся, а темпы роста благосостояния всех ее граждан замедлятся.

       Вот  почему оплачивать деятельность  людей приходится по-разному,  в строгом соответствии с производительностью и качеством труда.

       В  силу этого определенное неравенство  доходов следует признать нормальным. Более того – это крайне  важный инструмент поощрения  трудовой активности людей.

      По этому  поводу выдающийся английский  экономист ХХ в. лорд Джон Кейнс заметил: «Пока наука не одержит неизбежную победу, приходится выбирать между равным распределением нищеты и неравным распределением богатства».

      Экономическая  история содержит немало примеров, доказывающих, что по мере развития  хозяйства страны и роста общего уровня благосостояния ее граждан степень неравенства доходов поначалу возрастает и лишь затем начинает медленно снижаться.

      Таким  образом, неравенство доходов  – это та цена, которую обществу  приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ В КАЗАХСТАНЕ

 

2.1  Законодательные  основы формирования доходов  в Республике      Казахстан

Механизм распределения  доходов имеет повсеместно не одинаковый вид. Для определённой страны будет харатерен специфический  характер распределения. Поэтому, для изучения дифференциации доходов в Казахстане необходимо изучить и проанализировать законодательные акты соответствующие данной теме.

Для получения достоверной  и наиболее полной информации я проанализирую  такие документы, как «Закон о  формировании Республиканского бюджета Казахстана на 2009 год», «Земельный кодекс» - для рассмотрения законов, предусматривающих рентный доход, «Гражданский Кодекс», а конкретно его статьи 10-11 – для изучения законов о свободе предпринимательства, «Закон о заработной плате», предоставляющий информацию о размерах заработной платы и о размере минимальной заработной платы. Так же в поиске достоверной информации я буду пользоваться официальными правительственными сайтами, где в полном объеме изложены все законы РК, так же поправки к законам.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических  отношениях и юридических нормах совокупность отдельных самостоятельных  бюджетов.

Бюджетное устройство - это  принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.

В состав бюджетной системы  Республики Казахстан входят: республиканский  бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные, районные в городах.

В основу устройства бюджетной  системы положены принципы единства, самостоятельности и сбалансированности бюджетов.

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

Сбалансированность  бюджетов всех уровней может являться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.

Законом установлено, что  покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств не допускается. Основными формами покрытия дефицита бюджета являются: выпуск государственных займов; использование кредитных ресурсов.

С целью уменьшения дефицита или его устранения используется секвестр - пропорциональное снижение государственных расходов на определенный процент по всем статьям (кроме защищенных) в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется Парламентом республики и местными органами власти.

Доходы госбюджета складываются из статей:

- НДС

- акцизы (косвенный налог)

- налог на прибыль предприятий, объединений,

организации

- налоги с населения (подоходный налог с заработка, с предпринимательской деятельности)

- госпошлина, местные налоги и доходы

- доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные, импортные, пошлины)

- плата за природные ресурсы

- прибыль Нацбанка РК

- земельный налог, рентные платежи и др.

Расходы госбюджета РК:

- финансирование народного хозяйства (АПК,

транспорт и др.)

- финансирование социально-культурных мероприятий

- финансирование науки на

оборону

- на содержание органов государственной власти

- на содержание правоохранительных органов

 

 Приступим к рассмотрению  основных законов Республики  Казахстан, предусматривающих формирование  Республиканского бюджета и, непосредственно, самих распределительных отношений.

     Республиканский бюджет на 2009-2011 годы. [8]

В соответствии со всеми  поправками (в количестве трех), 04.12.2008 был утвержден Республиканский  бюджет на 2009-2011 годы.

По статье 1, вышеупомянутого  документа, предполагаемые доходы  на 2009 год составляли:

Информация о работе Распределеие доходов в рыночной экономике